Речевые нарушения при детском церебральном параличе

Особенности нарушений речи и степень их выраженности зависят в первую очередь от локализации и тяжести поражения мозга. В осно­ве нарушений речи при ДЦП лежит не только повреждение определенных структур мозга, но и более позднее формирование или недо­развитие тех отделов коры головного мозга, которые имеют важнейшее значение в речевой и психической деятельности. Отставания в разви­тии речи при ДЦП связаны с ограничением объема знаний и пред­ставлении об окружающем мире, недостаточностью предметно-прак­тической деятельности. Неблагоприятное влияние на развитие речи оказывают допускаемые родителями ошибки воспитания. Часто ро­дители чрезмерно опекают ребенка, стремятся многое сделать за него, предупреждают все его желания или выполняют их в ответ на жест или взгляд. При этом не формируется потребность в речевой деятель­ности, ребенок лишается важного для него речевого общения.

Большое значение в механизме речевых нарушений при ДЦП име­ет сама двигательная патология. Отмечается взаимосвязь между рече­выми н двигательными нарушениями у детей с церебральным парали­чом. Длительное сохранение патологических тонических рефлексов оказывает отрицательное влияние на мышечный тонус артикуляци­онного аппарата. Выраженность тонических рефлексов повышает то­нус мышц языка, затрудняет дыхание, голосообразование, произвольное открывание рта, движения языка вперед и вверх. Подобные наруше­ния артикуляционной моторики задерживают и нарушают формиро­вание голосовой активности и звукопроизпосителыюй стороны речи. - Недостаточность кинестетического восприятия проявляется в том, что ребенок не только с трудом выполняет движения, но и слабо ощу­щает положение и движение органов артикуляции и конечностей.

Отмечается зависимость между тяжестью нарушений артикуляци­онной моторики и тяжестью нарушений функции рук. Наиболее вы­раженные нарушения артикуляционной моторики отмечаются у де­тей, у которых значительно поражены верхние конечности. Различные нарушения двигательной сферы обусловливают разнообразие речевых расстройств. Для каждой формы детского церебрального паралича ха­рактерны специфические нарушения речи.

Речевые нарушения затрудняют общение детей, страдающих цере­бральным параличом, с окружающими и отрицательно сказываются на всем их развитии.

У детей с церебральным параличом выделяют следующие формы речевых нарушений: дизартрия, задержка речевого развития, алалпя, нарушения письменной речи. Речевые нарушения при ДЦП редко встречаются в изолированном виде. Например, наиболее частая фор­ма речевой патологии — дизартрия — часто сочетается с задержкой речевого развития или реже — с алалией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: