Лекция №4. Методы определения величины единовременных затрат при выполнении расчетов экономической эффективности по объектам дорожного строительства

Дорожное строительство имеет специфические особенности, вследствие которых не только капитальные вложения в автомобильные дороги рассредоточены во времени, но и ежегодные расходы по эксплуатации автотранспорта и самих дорог непосредственно изменяется во времени в связи с ростом интенсивности движения.

Эффективность всей суммы капитальных вложений, направленных на строительство или реконструкции дорожного объекта, характеризуется показателем средней эффективности за весь срок службы до наступления физического или морального износа, взвешенной по степени значимости разновременной получаемой экономии в соответствии с коэффициентом отдаленности.

T – срок службы автомобильной дороги до наступления морального износа по постоянным элементам (30-35 лет);

Эtc, Эсt – расходы на ремонт и содержание дорожной сети, осуществление автоперевозок за год для двух вариантов:

- существующих транспортных условий;

-условия после строительства дороги.

Е – коэффициент всей суммы капитальных вложений, определенных за год t;

rt0 – коэффициент отдаленности;

Кn, Kc – капитальные вложения в транспорт, соответственно при наличии дороги и при ее отсутствии.

В результате преобразований данная формула может приобрести следующий вид:

Эрс, Эрn – годовые расходы на осуществление запланированного объема перевозок в расчетном году при отказе от строительства, рассматриваемой дороги и при ее строительстве.

Сравнительная эффективность:

Приведенные затраты – первоначальные капитальные вложения и все транспортные дорожные эксплуатационные расходы по каждому варианту с соответствующими коэффициентами отдаленности по времени первоначальных капитальных вложений. Приведенные затраты необходимо рассчитывать за расчетный срок сравнения вариантов.

Кi – первоначальные капитальные вложения по вариантам;

Эti – годовые дорожно-транспортные расходы по вариантам;

tp – расчетный срок сравнения вариантов.

Еn=0,12; Е=0,1к.

а) если срок службы автодорожного сооружения > 35-40 лет, то расчетный срок принимают за 35 лет;

б) если до истечения 35-летнего срока дорожно-транспортные условия станут абсолютно одинаковыми, то берут период t, когда варианты отличаются друг от друга;

в) если сравниваемые варианты имеют различные сроки службы, то подсчет суммарных минимальных затрат по всем вариантам осуществляется по наиболее долговечному варианту. При этом по менее долговечным вариантам должны быть учтены в соответствующей доле затраты на их усиление, переустройство и замену в течение срока службы наиболее долговечного варианта с коэффициентом отдаленности по времени.

Применительно к сравнения автомобильных дорог:

Кд, Ка – капитальные вложения в дорогу и в подвижной состав;

- дополнительные капитальные вложения в подвижной состав, соответствующий приросту грузооборота в году t по годам по сравнения с предыдущим годом;

Кmрек, Кiкр, Кiср – стоимость i-ой реконструкции капитальных и средних ремонтов за период t;

m, n, p – количество реконструкций, капитальных и средних ремонтов за период t;

ЭtД, ЭtT – дорожные и транспортные расходы в год t.

В частном случае, когда эксплуатационные расходы являются постоянными или неизменяемые, эти формулы становятся проще и включают в себя только капитальные вложения.

Основные направления, повышающие эффективность общественного производства в дорожном комплексе:

-внедрение достижений НТП

1)индустриализация позволяет обеспечивать более высокий уровень организации, технологии и культуры производства;

2)совершенствование предметов и орудий труда;

3)совершенствования способа воздействия орудий труда над предметами труда;

4)совершенствование организации производства;

5)специализация.

Основы НТП в дорожном строительстве является механизация всех видов производственных процессов, что обеспечивает рост производительности труда. К совершенствованию предметов труда модно отнести снижение веса конструкции, применение новых более эффективных строительных материалов. Широкое использование в конструкции дорожной одежды укрепленных местных грунтов, отходов промышленности, что может заменить дорогостоящие привозные материалы. Это очень важное направление в НТП дорожного строительства, так как касается стоимости строительных материалов, которые составляют 60-70% от общей стоимости дорожных работ, причем половина этой стоимости приходится на транспортные расходы.

В свою очередь совершенствование предметов труда взаимосвязано с технологией производства работ и временем выполнения. Для высоких ТЭП (технико-экономических показателей) важное значение имеет круглогодичное строительство дорожных объектов, что в свою очередь ведет к снижению себестоимости производства работ за счет обеспечения ритмичной работы организации и сокращения условно-постоянной части накладных расходов за счет сокращения продолжительности строительства. Совершенствование предметов труда должно обеспечивать долговечность дорожных конструкций. Совершенствование предметов труда при строительстве искусственных сооружений на автомобильных дорогах должно идти по пути расширения применения сборных ЖБК и их унификаций, что приведет к снижению трудоемкости производительных работ и, следовательно, себестоимости.

В плане оптимизации организации:

-использование поточных методов работ;

-ликвидация сезонности;

-применение типовых технологических карт с четом местных условий;

-научная организация труда.

Особенности учета труда фактора времени в дорожном строительстве.

Дорожные объекты строят продолжительное время и поэтому фактор времени играет здесь важную роль. Основа теоретического положения состоит в том, что при строительстве дорожных объектов, рассчитанных на несколько лет, капитальные вложения первых лет является отвлеченными или как бы замороженными до момента сдачи объекта в эксплуатацию. В подо отрасли дорожного строительства кроме того имеется особенность, связанная с эксплуатационными затратами, которые возрастают по мере роста интенсивности движения и снижения работоспособности дороги. В общем виде, учет капитальных вложений, эксплуатационных затрат за расчетный срок производится по формуле:

Ен – нормативный коэффициент эффективности для отрасли;

Ен.п. – норматив приведения разновременных затрат к одному моменту;

Кi – капитальные вложения по годам;

tp – расчетный срок функционирования автомобильной дороги;

Эti – годовые дорожно-эксплуатационные расходы за i-ый год.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: