Холодные общества по Леви-Строссу – «стремятся с помощью специально создаваемых институтов автоматически уничтожить влияние, которое могли бы иметь исторические факторы на их равновесие и устойчивость» словно сопротивляющиеся любому изменению их структуры, которое сделало бы возможным вторжение истории».
«Горячие» общества характеризуются жадной потребностью в изменении, интериоризируют свою историю, чтобы превратить ее в движущую силу своего развития».
«Холод» по Леви-Строссу – положительное достижение, которое приписывается особой мудрости; не является исходным состоянием культуры, его надо создать. «Холодные» культуры живут в другой памяти, препятствующая вторжению истории.
Ассман развивает это различение более широко и делает следующие наблюдения:
1) Существуют общества – цивилизованные, обладающие письменностью и государственной организацией, которые тем не менее явяляются холодными в том смысле, что сопротивляются вторжению истории. (Пример-Древний Египет).
Горячее и холодное как опции культуры, политические стратегии памяти. В рамках «холодно» опции письмо и государственная организация могут стать средствами замораживания истории.
2) Общество или культура не обязательно целиком «горячее»или «холодное»: в них можно различать холодные и горячие элементы (системы охлаждения (напр, обряд инициации) и нагрева (напр, военное сословие или церковь), исп. понятия этнопсихолога Эрдхайма).