Например

ü в разных изобразительных традициях име­ют разное значение различия в величине фигур;

ü в соответс­твии со средневековыми традициями злодеи символически последовательно изображались в профиль, а в древнееги­петском искусстве их изображали только анфас.

ü Символика знака выходит на первый план, в частности, в искусстве средневековья и Возрождения, например в иконописи, где каждое цветовое пятно имеет свое собственное значение и поэтому выступает как знак-символ, а нимб является сим­волом принадлежности изображенного к лику святых и т.д.

ü Знаки-«соперники» (дракон и змей) и знаки-»спутники» (птицы, звери, цветы, растения) часто являются деталями живописи того времени, имеющими определенное символи­ческое значение. Например, на картине Тьеполо, изобра­жающей Мадонну с младенцем, младенец-Христос держит в руке щегла, который не только является иконическим знаком, но и знаком-символом, поскольку щегол символи­зировал страдание; изображение орла было символом воз­рождения, совы — демонического начала, павлина — амо­ральности; каштан символизировал целомудрие, оливковая ветвь — мир, кольцо — вечность, весы — справедливость и т.д.

ü Золотой фон арабской и византийской мозаики являлся символом потустороннего, голубой и зеленый — краски пространства в европейской живописи, передающие глу­бину. Известна конвенциональность, символичность знаков восточного искусства, например китайского, где мы име­ем дело со знаковой системой, опирающейся на конвенци­ональное общественное соглашение. Европейский зритель воспринимает лишь иконические знаковые отношения; ки­тайский же — и символы, знаковые отношения, опираю­щиеся на конвенцию.

ü Абсолютным символом может стать иконический знак в текстах, относящихся к так называе­мому «ангажированному» искусству, где у художественного образа предполагается четкая прагматическая функция — социальный заказ (например, «Голубь мира» П. Пикассо).

2.3. Специфика языкового знака.

Основным предметом языкознания является язык. Что же такое язык? Это не вещь, как, например, стол, утюг, бревно; язык нельзя ни потрогать, ни взвесить, ни измерить. Может быть, язык это явление природы, как, например, дождь, свет, огонь? Но язык существует только в человеческом обществе, в то время как для дождя, огня или света существование человека вовсе не является необходимым.

ü Язык – естественная (редко – искусственная, т.е. создаваемая специально) знаковая система общения, которая существует только в человеческом обществе.

ü Специфика ПВ: звуковая или графическая форма. Слышим и читаем.

ü Это символы или иконы (междометия).

ü Разнотипные по сложности.

2.4. Виды языковых знаков. Уровневая теория устройства языка.

ü Основные единицы: Фонема – морфема – слово – предложение – текст.

ü Переходные единицы: слог – основа слова – словосочетание – ССЦ.

ü Совокупность единиц – структура языка.

ü Уровни языка: фонетико-фонологический – морфемно-словообразовательный – лексический – синтаксический – уровень культуры.

ü Чем выше уровень языка, тем большим количеством единиц он располагает. Самый «малонаселённый» – фонетический ярус. Количество звуков ни в одном языке мира не превышает нескольких десятков. Количество морфем уже исчисляется тысячами, а количество слов – десятками и сотнями тысяч! Что же касается предложений, которые можно составить на том или ином языке, то их сосчитать вообще невозможно.

ü Язык – совокупность разноуровневых единиц, связанных друг с другом разнообразными отношениями. Не просто совокупность, а система – совокупность единиц, упорядоченных определенного рода отношениями.

2.5. Виды отношений между единицами языка:

ü Отношения порождения.

ü Отношения манифестации. Закон асимметричного дуализма языкового знака С. Карцевского;

ü Парадигматические отношения (греч. Парадейгма «пример, образец»);

ü Синтагматические отношения;

ü Вариативные отношения.

ВОПРОСЫ:

1. Что такое язык?

2. Какие два типа знаков выделяются в языке?

3. В чем заключается уровневое устройство языка? Какие уровни вы можете назвать?

4. Чем единицы фонетического уровня принципиально отличаются от единиц всех остальных уровней языка?

5. Чем единицы морфологического уровня отличаются от единиц лексического уровня? Что у них общего?

6. Каково назначение единиц лексического уровня? Для чего они служат?

7. Для чего служат единицы синтаксического уровня?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: