Организация, намеревающаяся стать оператором платежной системы, должна направить в Банк России регистрационное заявление по форме и в порядке, которые установлены Банком России, с приложением пакета документов. Если организация не является кредитной, она должна соответствовать ряду дополнительных требований, например, обладать чистыми активами в размере не менее 10 миллионов рублей.
Чистые активы - это величина, определяемая путем вычитания из суммы активов организации суммы ее обязательств. Чистые активы отражают реальную стоимость имеющегося у предприятия имущества за исключением его долгов.
Активы - это ресурсы, контролируемые организацией в результате событий прошлых периодов, от которых она ожидает экономические выгоды в будущем. В состав активов включают имущество и права. Примеры: недвижимость, сдаваемая в аренду; деньги на банковских счетах или выданные в долг юридическим лицам; ценные бумаги.
Доступное и простое разъяснение того, что такое активы и что такое пассивы, можно найти здесь: http://deneg.by/aktivi-vs-passivi.
|
|
Банк России обязан принять одно из двух решений:
1) о регистрации указанной организации в качестве оператора платежной системы;
2) об отказе в такой регистрации.
Срок принятия решения не должен превышать 30 календарных дней со дня получения регистрационного заявления.
Правила платежной системы (далее также - "Правила").
Эти правила, за исключением правил платежной системы Банка России, являются договором, они могут быть составлены в виде единого документа или нескольких взаимосвязанных документов. Содержание Правил, включая информацию о тарифах, относится к информации общего доступа.
Законодательно установлено, что необходимо урегулировать в Правилах и какие положения в них недопустимы.
Обязательные пункты Правил:
1) порядок:
- изменения Правил;
- присвоения кода участнику системы;
- привлечения операторов услуг платежной инфраструктуры и ведения их перечня;
- обеспечения бесперебойной работы системы;
- взаимодействия между оператором системы, участниками и операторами услуг платежной инфраструктуры;
- взаимодействия в рамках системы в спорных и чрезвычайных ситуациях;
- предоставления участниками системы и операторами услуг платежной инфраструктуры информации о своей деятельности оператору системы;
- перевода денежных средств в рамках платежной системы, а также должны быть названы применяемые формы безналичных расчетов;
- сопровождения перевода денежных средств сведениями о плательщике в соответствии с требованиями действующего законодательства;
- оплаты услуг по переводу денежных средств и услуг платежной инфраструктуры;
|
|
- обеспечения исполнения обязательств участников платежной системы по переводу денежных средств;
- платежного клиринга и расчета;
- контроля за соблюдением Правил и ответственность за их несоблюдение;
- досудебного разрешения споров с участниками платежной системы и операторами услуг платежной инфраструктуры.
2) система управления рисками в платежной системе, включая используемую модель управления рисками, перечень мероприятий и способов управления рисками;
3) требования к защите информации;
4) временной регламент функционирования платежной системы;
5) критерии участия, приостановления и прекращения участия в платежной системе;
6) перечень платежных систем, с которыми осуществляется взаимодействие, и порядок такого взаимодействия.
Клиринг - система взаимных безналичных расчетов, основанная на учете взаимных финансовых требований и долгов.
Законодательное определение гласит, что клиринг - это определение подлежащих исполнению обязательств, возникших из договоров, и подготовка документов, являющихся основанием прекращения и (или) исполнения таких обязательств.
Таким образом, согласно законодательству клиринг - это не сами расчеты, а подготовительные действия (сверка), предваряющие взаиморасчеты.
Запрещено устанавливать в Правилах:
1) требования:
- препятствующие участию в платежной системе;
- к участникам платежной системы о неучастии в других платежных системах, об ограничении или запрете клиринга между ними и расчета вне рамок платежной системы на основании отдельно заключаемых договоров;
- к операторам услуг платежной инфраструктуры об ограничении или запрете оказания услуг платежной инфраструктуры в рамках других платежных систем;
2) минимальный размер оплаты услуг по переводу денежных средств участниками платежной системы и их клиентами.
III. Оператор услуг платежной инфраструктуры
Как и в предыдущем случае, оператором услуг платежной инфраструктуры могут стать кредитная организация, Банк России, Внешэкономбанк и организация, не являющаяся кредитной. Требование о том, что организация должна быть создана в соответствии с российским законодательством, не установлено.
Деятельность оператора основывается на правилах платежной системы и его договорах с участниками платежной системы и другими операторами услуг платежной инфраструктуры.
Далее рассмотрим по отдельности требования, предъявляемые к операционному, платежному клиринговому и расчетному центрам.
3.1. Операционный центр создается для того, чтобы:
обеспечивать обмен электронными сообщениями между:
- участниками платежной системы;
- участниками платежной системы и их клиентами, платежным клиринговым центром, расчетным центром;
- платежным клиринговым центром и расчетным центром;
отвечать за использование информационно - коммуникационных технологий, от которых зависит работа платежной системы в соответствии с Правилами.
Правилами и договором об оказании операционных услуг может быть предусмотрена обязанность операционного центра обеспечить гарантированный уровень бесперебойности оказания операционных услуг в течение определенного времени.
3.2. Платежный клиринговый центр создается, чтобы передавать расчетному центру от имени участников платежной системы их распоряжения, подлежащие исполнению. В платежной системе может быть несколько платежных клиринговых центров.
Платежный клиринговый центр, выступающий плательщиком и получателем средств по переводам денежных средств участников платежной системы, получил название "центрального платежного клирингового контрагента". Эту роль могут выполнять кредитная организация, Банк России или Внешэкономбанк.
|
|
Обязанности центрального платежного клирингового контрагента:
1) иметь достаточно денег для исполнения своих обязательств, либо обеспечивать исполнение своих обязательств, в том числе за счет гарантийного фонда, в размере наибольшего обязательства, по которому центральный платежный клиринговый контрагент становится плательщиком, за период, определяемый правилами платежной системы;
2) ежедневно осуществлять контроль за рисками неисполнения (ненадлежащего исполнения) участниками платежной системы своих обязательств по переводу денежных средств, применять в отношении участников платежной системы, анализ финансового состояния которых свидетельствует о повышенном риске, ограничительные меры, включая установление максимального размера платежной клиринговой позиции, и предъявлять требования о повышенном размере обеспечения исполнения обязательств участников платежной системы по переводу денежных средств.