Пути совершенствования учетно-информационного обеспечения процедур реорганизации и банкротства предприятий

В современных условиях хозяйствования содержание учетно-информационного обеспечения должно в полной мере отвечать запро­сам всех заинтересованных пользователей, что означает обеспечение достоверными данными собственников, руководителей, кредиторов, арбитражных управляющих и судов о составе и структуре капитала, а также о движении имущества.

Главными субъектами, заинтересованными в получении инфор­мации о должнике являются конкурсные кредиторы и арбитражные суды, которые по каждой конкретной процедуре банкротства должны получать информацию в виде отчетов о ходе ее реализации, предо­ставляемой арбитражными управляющими.

Поскольку в ходе осуществления реорганизации происходит движение имущества и обязательств, а также изменяется состав и структура капитала, возникает необходимость в получении качест­венной информации по всей совокупности технологических проце-


дур в форме преобразования, разделения, выделения, слияния и при­соединения.

Единственным документом, регулирующим порядок бухгалтер­ского учета некоторых операций при ликвидации юридических лиц, является приказ Минфина России «О порядке отражения в бухгал­терском учете отдельных операций, связанных с введением первой части Гражданского кодекса Российской Федерации» от 28 июля 1995 г. № 81. Методические рекомендации по бухгалтерскому учету финансово-хозяйственных операций в соответствии с Законом № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. на данный момент отсутствуют. Данные операции в бухгалтерском учете, связанные с процедурами банкротства предприятия, должны быть отражены в разрезе статей и глав закона о банкротстве с учетом действующего законодательства, в том числе нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.

Рассмотрим порядок учетно-информационного обеспечения при преобразовании, разделении и выделении организаций.

При реорганизации предприятия в форме преобразования теку­щая деятельность, как правило, не прекращается, а потому могут воз­никать расходы, связанные с осуществлением этого процесса.

В первом случае для учета дополнительных взносов учредителей целесообразно организовать их обособленный учет, для чего в дейс­твующий план счетов ввести специальный счет «Финансирование при реорганизации и банкротстве», на котором отражается движение этих средств. При этом, если часть средств, предназначенных на эти цели до окончания календарного года является неизрасходованной, то она присоединяется к прибыли и подлежит налогообложению в об­щеустановленном порядке.

Что же касается расходов, производимых за счет средств реорга­низуемого предприятия, то они подлежат включению в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль.

Дискуссионным в настоящее время является вопрос по пере­оформлению отложенных налоговых обязательств и отложенных на­логовых активов, вызванных реорганизацией. Эти обязательства, на мой взгляд, подлежат включению во вступительный баланс вновь со­зданной организации с последующей корректировкой в соответствии с принятой ею учетной политикой.

Существенным недостатком является отсутствие в отчетности подробной информации о сумме доходов, расходов, прибылей и убыт­ков и других показателей, относящихся к каждому вновь созданному обществу. Восполняя указанный пробел, необходимо формирование


детальной информации по всей совокупности показателей, содержа­щихся в формах бухгалтерской отчетности: № 1 «Бухгалтерский ба­ланс», № 2 «Отчет о прибылях и убытках», № 3 «Отчет об изменениях капитала», № 4 «Отчет о движении денежных средств».

Подлежит критике действующий в настоящее время порядок распределения имущества и обязательств между вновь создаваемы­ми юридическими лицами. Практика показывает, что, как правило, при разделении юридического лица кредиторская задолженность, включая задолженность перед бюджетом и внебюджетными фон­дами, распределяется между правопреемниками пропорциональ­но размеру передаваемых активов. Такой порядок, на мой взгляд, является целесообразным только в части достаточного размера де­нежных средств, предназначенных для погашения каждым из право­преемников задолженности перед кредиторами; во всех остальных случаях распределение должно осуществляться исходя из принципа соответствия, который заключается в распределении объектов иму­щества и обязательств соответственно объему их уставной деятель­ности.

При разработке экономически обоснованного подхода в процессе распределения активов и обязательств предлагается:

• конкретизировать состав и структуру активов, передаваемых
каждому участнику, не подлежащих продаже или иному выбытию;

• при разделении оборотных активов по географическим или
другим сегментам имущество, предназначенное для передачи, целе­
сообразно распределять в процентном отношении к общему итогу
(аналогичный порядок рекомендуется и в отношении распределения
денежных средств);

• обязательства организации, учитывая их персонифицирован-
ность, следует распределять по принципу их принадлежности. Так,
например, задолженность по заработной плате работников следует
распределять в соответствии с их принадлежностью к вновь образуе­
мым обществам; непогашенная кредиторская задолженность по при­
обретенным товарам, работам и услугам подлежит распределению
между правопреемниками в зависимости от сохранения (несохране­
ния) отношений с конкретными поставщиками;

• суммы резервного капитала подлежат распределению в зави­
симости от их целевого назначения. Так, в акционерных обществах
резервный капитал, создаваемый для выплаты дивидендов по при­
вилегированным акциям, должен распределяться пропорционально
количеству акций (с учетом их возможной конвертации), принад­
лежащих акционерам вновь создаваемых организаций; резервный
капитал обществ с ограниченной ответственностью, созданный для


оплаты выпущенных облигаций, распределяется в соответствии с распределением обязательств в части заемных средств, полученных под эти облигации. Принцип соответствия, по мнению автора, должен применяться пока не нарушается равенство величины передаваемых активов величине передаваемых обязательств.

Рассмотрим учетно-информационное обеспечение процедур слияния и присоединения предприятий.

В связи со спецификой реорганизации в форме слияния и при­соединения в работе рассматриваются особенности учета этих про­цедур. Основной проблемой, решаемой в процессе слияния и присо­единения, является, как показывает практика, соблюдение порядка включения данных аналитического учета присоединяемого общества в систему бухгалтерского учета и отчетности присоединяющего об­щества. Для учета активов и обязательств присоединяемого общества предлагается при формировании рабочего плана счетов присоединя­ющего общества ввести недостающие субсчета и аналитические пози­ции в случае, если в присоединяющем обществе до начала реоргани­зации они не применялись.

Поскольку Гражданский кодекс РФ не ограничивает возмож­ность завершения бухгалтерских процедур по объединению учетных данных реорганизуемых юридических лиц, момент завершения про­цесса реорганизации в юридическом аспекте не совпадает с моментом ее завершения в бухгалтерском учете. Это определяет необходимым выполнить ряд специальных процедур, позволяющих объединить данные заключительной бухгалтерской отчетности, в которой учтены изменения, произошедшие с момента составления передаточного акта и баланса присоединяющей организации. Учетные процедуры вклю­чают отражение и закрытие внутренних оборотов по хозяйственным операциям между объединяющимися юридическими лицами, а также закрытие операций по вложениям в уставный капитал.

Ввиду того, что при слиянии (присоединении) могут возникать расходы как у присоединяемой организации, так и у организации, к которой осуществляется присоединение, до составления передаточ­ного акта они подлежат отражению в бухгалтерском учете присоеди­няемой организации, а расходы, произведенные после этой даты, — в учете организации, к которой осуществляется присоединение (слия­ние). Для повышения аналитичности учета представляется целесооб­разным к счету 91 «Прочие расходы» открыть специальный субсчет «Расходы, связанные с реорганизацией».

Для решения вопроса о передаче сумм НДС, начисленного по приобретаемым активам реорганизуемой организации, необходимо обеспечить аналитический учет сумм налога с тем, чтобы выделить ту


их часть, которая подлежит предъявлению относительно конкретного имущества.

При исчислении налога на прибыль у реорганизуемых организа­ций нередко возникают сложности, связанные с определением сумм амортизации по внеоборотным активам, определением доходов по имуществу, направленному на увеличение уставного капитала, а так­же при списании убытка реорганизуемых предприятий.

Проанализируем учетно-информационное обеспечение при бан­кротстве предприятий.

При осуществлении процедур банкротства весьма проблематич­ным, как показали результаты исследования, является вопрос, связан­ный с продажей предприятия-должника, при этом учет этих операций в значительной степени зависит от того, продается все предприятие или часть его имущества.

Для отражения этих операций представляется целесообразным обособить их учет, для чего в план счетов бухгалтерского учета ввести новый синтетический счет «Продажа предприятия (бизнеса)».

В процессе проведения процедур банкротства нередко у предпри­ятия-должника наряду с расходами по основной деятельности, возника­ют расходы, не связанные с таковой. Такими расходами являются:

• расходы на созыв и проведение собраний кредиторов;

• вознаграждение арбитражному управляющему;

• расходы по хранению имущества (при решении арбитражно­
го суда);

• расходы на уведомление кредиторов о возбуждении дела о бан­
кротстве;

• судебные расходы;

• расходы на экспертизу;

• расходы на публикацию о торгах;

• расходы на проведение торгов;

• расходы, связанные с конкурсным производством;

• расходы на оплату услуг специализированных организаций,
проводящих оценку имущества и др.

В целях достоверного учета вышеназванных расходов предлага­ется организовать их учет на отдельном счете, именуемом «Расходы, связанные с процедурами реорганизации и банкротства», с открыти­ем к нему нескольких субсчетов, а также организовать порядок отра­жения соответствующих операций в учете.

Полагаем, что реализация предлагаемых рекомендаций, направлен­ных на совершенствование учетно-аналитического обеспечения проце­дур реорганизации и банкротства предприятий, позволит сформировать информацию, отвечающую современным требованиям хозяйствования.


Об истории межэтнических отношений в Карачаево-Черкесии

В последние годы проблема межнациональных отношений ста­новится одной из главных тем обсуждения во всех слоях нашего об­щества. Она становится «камнем преткновения» в диалоге между различными нациями и народностями. Россию захлестывала волна этнических конфликтов, нередко переходивших в вооруженное про­тивостояние. Возрождение национального самосознания чаще со­седствует с национальным и религиозным экстремизмом, язык обще­ния которого весьма далек от того, на котором должны разговаривать народы, стремящиеся к согласию и мирному, цивилизованному реше­нию возникающих коллизий. Во многих частях страны националь­ный вопрос превращается в главный нерв общественно-политической ситуации. Многотысячные митинги, конгрессы политических орга­низаций, религиозный экстремизм, невинные жертвы, беженцы - вот, что такое национальный вопрос не только для государства. Выборы руководителя Карачаево-Черкесии резко обнажили проблемы взаи­моотношений населяющих данный регион этнических общностей. В общественно-политической жизни республики наиболее важным всегда будет являться проблема межнациональных и межконфесси­ональных отношений.

Нами использована концепция Э. Гелиера, согласно которой су­ществует критическая связь культуры и политики, составляющая сущность национализма. В основе стремления к формированию на­циональной государственности лежит необходимость защиты наци­ональной культуры. Такую функцию даже в современном глобализи­рующем мире может выполнить государство (к чему стремятся все народы Карачаево-Черкесии).

Национализм, по нашему пониманию, — это, прежде всего, поли­тический принцип, суть которого состоит в том, что политическая и национальная единицы должны совпадать. Объектом исследования явились межэтнические отношения в КЧР в прошлом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: