В современных условиях хозяйствования содержание учетно-информационного обеспечения должно в полной мере отвечать запросам всех заинтересованных пользователей, что означает обеспечение достоверными данными собственников, руководителей, кредиторов, арбитражных управляющих и судов о составе и структуре капитала, а также о движении имущества.
Главными субъектами, заинтересованными в получении информации о должнике являются конкурсные кредиторы и арбитражные суды, которые по каждой конкретной процедуре банкротства должны получать информацию в виде отчетов о ходе ее реализации, предоставляемой арбитражными управляющими.
Поскольку в ходе осуществления реорганизации происходит движение имущества и обязательств, а также изменяется состав и структура капитала, возникает необходимость в получении качественной информации по всей совокупности технологических проце-
дур в форме преобразования, разделения, выделения, слияния и присоединения.
Единственным документом, регулирующим порядок бухгалтерского учета некоторых операций при ликвидации юридических лиц, является приказ Минфина России «О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с введением первой части Гражданского кодекса Российской Федерации» от 28 июля 1995 г. № 81. Методические рекомендации по бухгалтерскому учету финансово-хозяйственных операций в соответствии с Законом № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. на данный момент отсутствуют. Данные операции в бухгалтерском учете, связанные с процедурами банкротства предприятия, должны быть отражены в разрезе статей и глав закона о банкротстве с учетом действующего законодательства, в том числе нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.
|
|
Рассмотрим порядок учетно-информационного обеспечения при преобразовании, разделении и выделении организаций.
При реорганизации предприятия в форме преобразования текущая деятельность, как правило, не прекращается, а потому могут возникать расходы, связанные с осуществлением этого процесса.
В первом случае для учета дополнительных взносов учредителей целесообразно организовать их обособленный учет, для чего в действующий план счетов ввести специальный счет «Финансирование при реорганизации и банкротстве», на котором отражается движение этих средств. При этом, если часть средств, предназначенных на эти цели до окончания календарного года является неизрасходованной, то она присоединяется к прибыли и подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.
|
|
Что же касается расходов, производимых за счет средств реорганизуемого предприятия, то они подлежат включению в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль.
Дискуссионным в настоящее время является вопрос по переоформлению отложенных налоговых обязательств и отложенных налоговых активов, вызванных реорганизацией. Эти обязательства, на мой взгляд, подлежат включению во вступительный баланс вновь созданной организации с последующей корректировкой в соответствии с принятой ею учетной политикой.
Существенным недостатком является отсутствие в отчетности подробной информации о сумме доходов, расходов, прибылей и убытков и других показателей, относящихся к каждому вновь созданному обществу. Восполняя указанный пробел, необходимо формирование
детальной информации по всей совокупности показателей, содержащихся в формах бухгалтерской отчетности: № 1 «Бухгалтерский баланс», № 2 «Отчет о прибылях и убытках», № 3 «Отчет об изменениях капитала», № 4 «Отчет о движении денежных средств».
Подлежит критике действующий в настоящее время порядок распределения имущества и обязательств между вновь создаваемыми юридическими лицами. Практика показывает, что, как правило, при разделении юридического лица кредиторская задолженность, включая задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами, распределяется между правопреемниками пропорционально размеру передаваемых активов. Такой порядок, на мой взгляд, является целесообразным только в части достаточного размера денежных средств, предназначенных для погашения каждым из правопреемников задолженности перед кредиторами; во всех остальных случаях распределение должно осуществляться исходя из принципа соответствия, который заключается в распределении объектов имущества и обязательств соответственно объему их уставной деятельности.
При разработке экономически обоснованного подхода в процессе распределения активов и обязательств предлагается:
• конкретизировать состав и структуру активов, передаваемых
каждому участнику, не подлежащих продаже или иному выбытию;
• при разделении оборотных активов по географическим или
другим сегментам имущество, предназначенное для передачи, целе
сообразно распределять в процентном отношении к общему итогу
(аналогичный порядок рекомендуется и в отношении распределения
денежных средств);
• обязательства организации, учитывая их персонифицирован-
ность, следует распределять по принципу их принадлежности. Так,
например, задолженность по заработной плате работников следует
распределять в соответствии с их принадлежностью к вновь образуе
мым обществам; непогашенная кредиторская задолженность по при
обретенным товарам, работам и услугам подлежит распределению
между правопреемниками в зависимости от сохранения (несохране
ния) отношений с конкретными поставщиками;
• суммы резервного капитала подлежат распределению в зави
симости от их целевого назначения. Так, в акционерных обществах
резервный капитал, создаваемый для выплаты дивидендов по при
вилегированным акциям, должен распределяться пропорционально
количеству акций (с учетом их возможной конвертации), принад
лежащих акционерам вновь создаваемых организаций; резервный
капитал обществ с ограниченной ответственностью, созданный для
оплаты выпущенных облигаций, распределяется в соответствии с распределением обязательств в части заемных средств, полученных под эти облигации. Принцип соответствия, по мнению автора, должен применяться пока не нарушается равенство величины передаваемых активов величине передаваемых обязательств.
|
|
Рассмотрим учетно-информационное обеспечение процедур слияния и присоединения предприятий.
В связи со спецификой реорганизации в форме слияния и присоединения в работе рассматриваются особенности учета этих процедур. Основной проблемой, решаемой в процессе слияния и присоединения, является, как показывает практика, соблюдение порядка включения данных аналитического учета присоединяемого общества в систему бухгалтерского учета и отчетности присоединяющего общества. Для учета активов и обязательств присоединяемого общества предлагается при формировании рабочего плана счетов присоединяющего общества ввести недостающие субсчета и аналитические позиции в случае, если в присоединяющем обществе до начала реорганизации они не применялись.
Поскольку Гражданский кодекс РФ не ограничивает возможность завершения бухгалтерских процедур по объединению учетных данных реорганизуемых юридических лиц, момент завершения процесса реорганизации в юридическом аспекте не совпадает с моментом ее завершения в бухгалтерском учете. Это определяет необходимым выполнить ряд специальных процедур, позволяющих объединить данные заключительной бухгалтерской отчетности, в которой учтены изменения, произошедшие с момента составления передаточного акта и баланса присоединяющей организации. Учетные процедуры включают отражение и закрытие внутренних оборотов по хозяйственным операциям между объединяющимися юридическими лицами, а также закрытие операций по вложениям в уставный капитал.
Ввиду того, что при слиянии (присоединении) могут возникать расходы как у присоединяемой организации, так и у организации, к которой осуществляется присоединение, до составления передаточного акта они подлежат отражению в бухгалтерском учете присоединяемой организации, а расходы, произведенные после этой даты, — в учете организации, к которой осуществляется присоединение (слияние). Для повышения аналитичности учета представляется целесообразным к счету 91 «Прочие расходы» открыть специальный субсчет «Расходы, связанные с реорганизацией».
|
|
Для решения вопроса о передаче сумм НДС, начисленного по приобретаемым активам реорганизуемой организации, необходимо обеспечить аналитический учет сумм налога с тем, чтобы выделить ту
их часть, которая подлежит предъявлению относительно конкретного имущества.
При исчислении налога на прибыль у реорганизуемых организаций нередко возникают сложности, связанные с определением сумм амортизации по внеоборотным активам, определением доходов по имуществу, направленному на увеличение уставного капитала, а также при списании убытка реорганизуемых предприятий.
Проанализируем учетно-информационное обеспечение при банкротстве предприятий.
При осуществлении процедур банкротства весьма проблематичным, как показали результаты исследования, является вопрос, связанный с продажей предприятия-должника, при этом учет этих операций в значительной степени зависит от того, продается все предприятие или часть его имущества.
Для отражения этих операций представляется целесообразным обособить их учет, для чего в план счетов бухгалтерского учета ввести новый синтетический счет «Продажа предприятия (бизнеса)».
В процессе проведения процедур банкротства нередко у предприятия-должника наряду с расходами по основной деятельности, возникают расходы, не связанные с таковой. Такими расходами являются:
• расходы на созыв и проведение собраний кредиторов;
• вознаграждение арбитражному управляющему;
• расходы по хранению имущества (при решении арбитражно
го суда);
• расходы на уведомление кредиторов о возбуждении дела о бан
кротстве;
• судебные расходы;
• расходы на экспертизу;
• расходы на публикацию о торгах;
• расходы на проведение торгов;
• расходы, связанные с конкурсным производством;
• расходы на оплату услуг специализированных организаций,
проводящих оценку имущества и др.
В целях достоверного учета вышеназванных расходов предлагается организовать их учет на отдельном счете, именуемом «Расходы, связанные с процедурами реорганизации и банкротства», с открытием к нему нескольких субсчетов, а также организовать порядок отражения соответствующих операций в учете.
Полагаем, что реализация предлагаемых рекомендаций, направленных на совершенствование учетно-аналитического обеспечения процедур реорганизации и банкротства предприятий, позволит сформировать информацию, отвечающую современным требованиям хозяйствования.
Об истории межэтнических отношений в Карачаево-Черкесии
В последние годы проблема межнациональных отношений становится одной из главных тем обсуждения во всех слоях нашего общества. Она становится «камнем преткновения» в диалоге между различными нациями и народностями. Россию захлестывала волна этнических конфликтов, нередко переходивших в вооруженное противостояние. Возрождение национального самосознания чаще соседствует с национальным и религиозным экстремизмом, язык общения которого весьма далек от того, на котором должны разговаривать народы, стремящиеся к согласию и мирному, цивилизованному решению возникающих коллизий. Во многих частях страны национальный вопрос превращается в главный нерв общественно-политической ситуации. Многотысячные митинги, конгрессы политических организаций, религиозный экстремизм, невинные жертвы, беженцы - вот, что такое национальный вопрос не только для государства. Выборы руководителя Карачаево-Черкесии резко обнажили проблемы взаимоотношений населяющих данный регион этнических общностей. В общественно-политической жизни республики наиболее важным всегда будет являться проблема межнациональных и межконфессиональных отношений.
Нами использована концепция Э. Гелиера, согласно которой существует критическая связь культуры и политики, составляющая сущность национализма. В основе стремления к формированию национальной государственности лежит необходимость защиты национальной культуры. Такую функцию даже в современном глобализирующем мире может выполнить государство (к чему стремятся все народы Карачаево-Черкесии).
Национализм, по нашему пониманию, — это, прежде всего, политический принцип, суть которого состоит в том, что политическая и национальная единицы должны совпадать. Объектом исследования явились межэтнические отношения в КЧР в прошлом.