Общие положения 2 страница




Деятельность хозяйственного суда по рассмотрению и ре­шению споров осуществляется в определённой логической последовательности, по стадиям процесса. На каждой стадии хозяйственного процесса разрешаются различные вопросы. Правоотношения, возникающие при этом, имеют специфиче­ский характер, который зависит от разрешаемых вопросов, т. е. от предмета правоотношений, субъектного состава участ­ников правоотношений, содержания и целей процессуальных действий, осуществляемых на конкретной стадии.

На отдельных стадиях хозяйственного процесса судья ре­шает разные вопросы: от принятия иска к производству и возбуждения производства по делу до вынесения решения и выдачи исполнительного документа.

Объектом процессуальных действий и правовой оценки хозяйственного суда на стадиях принятия иска, возбужде­ния дел, рассмотрения спора и вынесения решения является предъявленное исковое заявление со всеми приобщёнными к нему материалами.

В ходе реализации всех стадий хозяйственного процес­са конфликтующие стороны вступают в отношения с судом (судьей). Эти отношения называются процессуальными от­ношениями. Хозяйственные процессуальные правоотношения возникают между хозяйственным судом (судьёй) и другими участниками процесса рассмотрения и разрешения экономи­ческих споров, споров в сфере хозяйственной деятельности и управления ею. Таким образом, хозяйственные процессу­альные отношения можно определить как общественные отношения между судом и участниками процесса, возни­кающие и развивающиеся при осуществлении правосудия по конкретному делу, урегулированные нормами хозяйственного процессуального права.

Процессуальное правоотношение в хозяйственном судопро­изводстве состоит:

а) из права (и обязанности) хозяйственного суда рассмо­
треть данное дело и вынести по нему судебное решение;

б) из прав лиц, участвующих в деле, на судебную защиту.
В праве (и обязанности) хозяйственного суда рассмотреть

конкретное дело проявляется его компетенция. Это право воз­никает вследствие обращения к суду за защитой заинтересо­ванного лица (истца, заявителя) или органов, на которых за-


кон возлагает защиту прав и интересов других лиц (прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы).

Право (и обязанность) хозяйственного суда рассмотреть дело является основным элементом хозяйственного процессу­ального правоотношения. Однако это право (и обязанность) возникает и осуществляется в тесной и взаимной связи с осу­ществлением права на судебную защиту лиц, участвующих в деле. К таким правам относятся: право на обращение в суд с иском о защите определённого субъективного материального права; право противной стороны на защиту своих интересов в процессе и аналогичное право других лиц на защиту своих прав и интересов, когда они участвуют в процессе. Тем самым определяются субъекты процессуального правоотношения: с одной стороны — суд, судья, а с другой — лица, участвующие в деле.

Право (и обязанность) суда рассмотреть конкретное дело в связи с правами на судебную защиту лиц, участвующих в деле, образует единое процессуальное правоотношение, т. е. отноше­ние между судом и участвующими в деле лицами, сложившее­ся вследствие применения норм процессуального права. ' Хозяйственное процессуальное правоотношение является осуществлением норм процессуального права в определённом хозяйственном деле. Процессуальное правоотношение вы­ражает руководящую роль в хозяйственном процессе хозяй­ственного суда, органа государственной власти; суд направля­ет всё исследование по делу, разрешая вопросы возбуждения, движения и окончания разбирательства, а также разрешает спор между сторонами по существу. Вместе с тем эта роль суда осуществляется в тесном сочетании с использованием лицами, участвующими в деле, их права на судебную защиту своих законных интересов.

Хозяйственные процессуальные отношения характеризуют­ся рядом присущих им качеств. Они возникают и существуют только между хозяйственным судом (судьёй) и другими участ­никами процесса по конкретному делу.

Между участниками хозяйственных споров существуют материальные правоотношения. Именно в связи с нарушением материальных прав у сторон возникает спор и необходимость разрешения его в юрисдикционном органе. Процессуальные


правоотношения складываются в процессе разбирательства де­ла между судом (судьёй) и участниками спора. Между участ­никами спора хозяйственные процессуальные отношения не возникают.

Хозяйственный суд — обязательный субъект процессу­альных правоотношений, поэтому все ходатайства, просьбы, требования обращены к судье хозяйственного суда или суду при коллегиальном рассмотрении дела. Полномочия хозяй­ственного суда носят властный характер по отношению к другим участникам процесса: суд привлекает лицо в качестве ответчика, обязывает участвующих в деле лиц выполнить определённые действия и т. д.

В материальных (регулятивных) правоотношениях стороны равны. В процессуальных отношениях положение участников процесса (стороны, третьи лица, судья, суд) не одинаковое, хотя и те и другие имеют определённые права и обязанности. Например, суд несёт обязанности перед участвующими в хо­зяйственном процессе лицами. Он обязан: принять исковое за­явление, отвечающее предъявленным требованиям, выслуши­вать объяснения сторон, разрешать заявленные ходатайства и т. п. Хозяйственный суд несёт обязанность перед сторонами и государством правильно и в соответствии с законом рас­сматривать и разрешать подведомственные ему споры. Од­нако надо иметь в виду, что хозяйственные процессуальные правоотношения могут быть только в правовой форме и не существуют как фактические отношения, т. е. они суще­ствуют постольку, поскольку существует сам хозяйствен­ный процесс, урегулированный нормами права. Участники хозяйственного процесса совершают только те процессуальные действия, которые предусмотрены нормами хозяйственного процессуального права.

Объектом хозяйственных процессуальных отношений яв­ляются экономические споры организаций, индивидуальных предпринимателей между собой и иные споры, возникающие в экономической сфере.

Субъектный состав хозяйственных процессуальных от­ношений представлен участниками хозяйственного процесса: судьёй хозяйственного суда — при единоличном рассмотрении спора, судом — при коллегиальном рассмотрении спора. При этом имеются в виду суд первой инстанции, апелляционный


суд, суд кассационной и надзорной инстанций; стороны; тре­тьи лица; прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обратившиеся в хозяйствен­ный суд с иском в защиту государственных и общественных интересов; заявители и иные заинтересованные лица (в делах об установлении фактов, имеющих юридическое значение, об экономической несостоятельности (банкротстве)), а также свидетели, эксперты, переводчики, представители.

Хозяйственные процессуальные правоотношения как само­стоятельный вид общественных правоотношений имеют ряд специфических особенностей:

■О- возникают только в связи с рассмотрением и разреше­нием экономических споров и споров в экономической сфере, а потому могут существовать только в процессуально-правовой форме и не существуют в форме фактических отношений, вне хозяйственного процесса;

■О- основанием к возбуждению дела в хозяйственном суде и возникновению хозяйственных процессуальных правоотно­шений является предполагаемое нарушение или оспаривание прав или охраняемых законом интересов другого субъекта хозяйствования;

-V- правильное и оперативное разрешение хозяйственных споров осуществляется в целях обеспечения законности в хо­зяйственных отношениях;

-О- субъекты хозяйственного процесса в своей деятельности по разрешению споров связаны нормами хозяйственного про­цессуального права, создающими формализованный порядок их отношений и действий при разрешении споров.

В соответствии с законодательством для участия в хозяй­ственном процессе субъекты должны обладать хозяйственно-правовой право- и дееспособностью.

Процессуальная правоспособность представляет собой спо­собность иметь процессуальные права и нести процессуальные обязанности. Процессуальная правоспособность признаётся в равной мере за всеми юридическими лицами, организациями, не являющимися юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, обладающими в соответ­ствии с ХПК и иными законодательными актами о судопроиз­водстве в хозяйственных судах правом на судебную защиту в хозяйственном суде своих прав и законных интересов.





Помимо правоспособности участники хозяйственного про­цесса должны обладать процессуальной дееспособностью — т. е. способностью своими действиями осуществлять процес­суальные права и исполнять процессуальные обязанности. В хозяйственном суде процессуальная дееспособность принад­лежит юридическим лицам, организациям, не являющимся юридическими лицами, индивидуальным предпринимателям и гражданам.

Процессуальная право- и дееспособность юридического лица (субъекта хозяйствования) и индивидуального пред­принимателя наступает с момента государственной регистра­ции; у государственных органов — с момента их создания и определения соответствующей компетенции, согласно которой они выступают в хозяйственном процессе. Организации, не являющиеся юридическими лицами, и граждане, не имею­щие статуса индивидуального предпринимателя, могут наде­ляться процессуальной право- и дееспособностью в случаях, предусмотренных законом. Так, например, физическое лицо, обратившееся за государственной регистрацией в качестве ин­дивидуального предпринимателя, в случае отказа в регистра­ции приобретает право обжаловать решение регистрирующего органа в хозяйственном суде.

В целях обеспечения прав и обязанностей недееспособных граждан и граждан, ограниченных судом в дееспособности, в хозяйственном суде защищают их законные представители.

Лица, участвующие в деле, наделяются в соответствии со статьёй 55 ХПК следующими правами:

— в порядке, установленном хозяйственным судом, знако­миться с материалами дела, делать выписки из них, снимать за свой счёт копии этих материалов;

— заявлять отводы;

— представлять доказательства, знакомиться до начала судебного разбирательства с доказательствами, представлен­ными другими лицами, участвующими в деле, участвовать в исследовании доказательств;

— с разрешения хозяйственного суда задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле;

— заявлять ходатайства, подавать заявления;

— давать хозяйственному суду в письменной и устной форме объяснения;


— приводить свои доводы по всем вопросам, возникаю­щим в ходе рассмотрения дела;

— знакомиться с ходатайствами других лиц, участвую­щих в деле, возражать против их ходатайств, доводов;

— получать копии судебных постановлений, принимае­мых в виде отдельного документа;

— обжаловать судебные постановления;

— знать о жалобах, поданных другими лицами, участвую­щими в деле;

— осуществлять иные процессуальные права, предостав­ленные им ХПК и иными законодательными актами о су­допроизводстве в хозяйственных судах (например, право на переводчика и др.).

Лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязан­ности, предусмотренные ХПК и иными законодательными актами о судопроизводстве в хозяйственных судах или воз­ложенные на них хозяйственным судом, в соответствии с указанными законодательными актами. Неисполнение про­цессуальных обязанностей лицами, участвующими в деле, влечёт за собой для этих лиц последствия, предусмотренные ХПК и иными законодательными актами о судопроизводстве в'хозяйственных судах.

Лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользо­ваться всеми принадлежащими им процессуальными правами, не допуская злоупотребления ими. Злоупотребление процес­суальными правами влечёт за собой для этих лиц различные неблагоприятные последствия.

Лица, не участвующие в деле, в отношении прав и обязан­ностей которых хозяйственный суд принял судебное постанов­ление, вправе обжаловать его в порядке, установленном ХПК. Со дня принятия соответствующим хозяйственным судом к производству жалобы (апелляционной, кассационной, в порядке надзора) или протеста эти лица пользуются правами и несут обя­занности, предусмотренные ХПК для лиц, участвующих в деле.

Особый статус судей как субъекта хозяйственных процессу­альных правоотношений подчёркивается требованиями, предъ­являемыми к кандидатам в судьи хозяйственных судов.

Кандидатом на должность судьи хозяйственного суда мо­жет быть гражданин Республики Беларусь:

— достигший 25-летнего возраста;

in


— владеющий белорусским и русским языками;

— имеющий высшее юридическое образование с присвое­нием квалификации «юрист»;

— стаж работы по специальности не менее трёх лет, поря­док исчисления которого определяется Правительством Респу­блики Беларусь или уполномоченным им органом*;

— не совершивший порочащих его поступков;

— сдавший квалификационный экзамен на должность судьи.

Помимо указанных требований существует ряд ограниче­ний. На должность судьи не могут быть назначены:

— лицо, в отношении которого имеется вступивший в за­конную силу обвинительный приговор суда;

— лицо, не способное по состоянию здоровья исполнять обязанности судьи, что подтверждается медицинским заклю­чением;

— лицо, признанное ограниченно дееспособным или не­дееспособным решением суда, вступившим в законную силу.

При наличии в суде вакантной должности судьи квалифи­кационная коллегия судей рекомендует зарегистрированного ею кандидата в судьи для назначения на вакантную долж­ность судьи.

Судьи Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь назначаются Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Бе­ларусь по представлению Председателя" Высшего Хозяйствен­ного Суда Республики Беларусь.

П| 1. Что такое хозяйственные процессуальные правоотноше-

■ я ния? Назовите основания их возникновения. 2. Каковы субъекты хозяйственных процессуальных правоотношений? Назовите их классификацию. 3. Какова роль суда в хозяйственном процессе? 4. В чём состоят хозяйственная процессуальная правоспособность и дееспособность лиц, участвующих в деле? 5. Какие существуют основания и виды мер ответственности за неисполнение процес­суальных обязанностей участниками хозяйственного процесса и иными лицами?

* Кандидат на должность судьи Высшего Хозяйственного Суда Респу­блики Беларусь должен иметь стаж работы в должности судьи не менее пяти лет.


Тема 4. Хозяйственные суды и должностные лица

""*"*"""*"" хозяйственных судов

В Республике Беларусь действует двухзвенная система хозяйственных судов, состоящая из хозяйственных судов об­ластей и г. Минска и Высшего Хозяйственного Суда Респу­блики Беларусь (ВХС). По представлению Председателя ВХС Президентом Республики Беларусь в системе хозяйственных судов могут создаваться специализированные хозяйственные суды: по банкротству, земельные, налоговые и др.

Хозяйственный суд области (г. Минска) и специализиро­ванный хозяйственный суд состоят из председателя суда, за­местителей председателя суда и судей.

В хозяйственном суде области (г. Минска) могут образовы­ваться:

•v- судебная коллегия по рассмотрению дел в качестве суда первой инстанции;

Ф апелляционная судебная коллегия;

-v* судебная коллегия по банкротству;

-v- судебная коллегия по налоговым спорам;

"v* судебная коллегия по административным делам.

В компетенцию хозяйственных судов областей и г. Минска
входит: i

— рассмотрение в пределах своей компетенции дела в ка­честве суда первой инстанции, в апелляционном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам;

— изучение и обобщение судебной практики, ведение и анализ судебной статистики;

— подготовка предложений по совершенствованию за­конодательства, регулирующего отношения в сфере предпри­нимательской и иной хозяйственной (экономической) деятель­ности;

— осуществление иных полномочий в соответствии с за­конодательными актами.

В отличие от областных и Минского городского хозяй­ственных судов специализированные хозяйственные суды не наделены в соответствии с законодательством правом рассма­тривать дело в качестве суда апелляционной инстанции.

Деятельностью хозяйственных судов областей и г. Минска, а также специализированных судов руководят председатели





соответствующих судов. Для назначения на должность пред­седателя суда необходимо совместное представление министра юстиции Республики Беларусь и Председателя ВХС. Пред­седатель назначается на должность Президентом Республики Беларусь сроком на пять лет. Одновременно с этим председа­тель в соответствии со статьёй 63 Кодекса о судоустройстве и статусе судей является судьёй соответствующего суда.

Систему хозяйственных судов Республики Беларусь воз­главляет Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, представляющий собой высший судебный орган, который осуществляет правосудие путём разрешения хозяйствен­ных (экономических) споров, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений, осуществляет надзор за судебной деятельностью хозяйственных судов и реализует иные полномочия в соответствии с законодатель­ными актами.

ВХС состоит из судей ВХС, в том числе Председателя ВХС, первого заместителя и заместителей председателя. Высший Хозяйственный Суд наделяется широким кругом полномочий, осуществление которых позволяет не только выполнять судеб­ные функции, но и контролировать соблюдение законности при осуществлении хозяйственного судопроизводства, а также принимать меры, направленные на повышение эффективности деятельности судебной системы.

В пределах своей компетенции ВХС:

-v* рассматривает дела по первой инстанции, в кассаци­онном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

■§■ вносит в Конституционный Суд Республики Беларусь предложения о даче заключений в соответствии с частью вто­рой статьи 112 и частью четвёртой статьи 116 Конституции Республики Беларусь;

•у> изучает и обобщает практику применения хозяйствен­ными судами законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономи­ческой) деятельности, даёт разъяснения по вопросам примене­ния законодательства;

<? осуществляет контроль за исполнением хозяйствен­ными судами Республики Беларусь постановлений Пленума ВХС;


v оказывает судьям хозяйственных судов помощь по при­менению законодательства;

-V- разрабатывает предложения по совершенствованию зако­нодательства, регулирующего отношения в сфере предпринима­тельской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;

•v- проверяет деятельность хозяйственных судов, заслу­шивает отчёты их председателей и судей, изучает и распро­страняет положительный опыт работы, совместно с Мини­стерством юстиции Республики Беларусь проверяет кадровое обеспечение хозяйственных судов;

■vr ведёт и анализирует судебную статистику и организует работу по её ведению в хозяйственных судах;

-V- осуществляет меры по созданию условий для эффектив­ной деятельности хозяйственных судов, в том числе совместно с Министерством юстиции Республики Беларусь по их кадрово­му обеспечению и самостоятельно — по другим видам обеспече­ния, если иное не предусмотрено законодательными актами;

Ф решает вопросы, вытекающие из международных дого­воров Республики Беларусь, а также вопросы сотрудничества с судами иностранных государств, иностранными и междуна­родными организациями;

4- осуществляет иные полномочия в соответствии с зако­нодательными актами.

Председатель ВХС наделён следующими полномочиями:

— организует деятельность ВХС и иных хозяйственных судов;

— утверждает персональный состав экзаменационной ко­миссии по приёму квалификационных экзаменов у кандида­тов на должности судей;

— созывает Пленум ВХС, организует работу Президиума ВХС и председательствует на их заседаниях;

— вносит представления Президенту Республики Бела­русь по вопросам, отнесённым к его компетенции настоящим Кодексом;

— осуществляет иные полномочия в соответствии с зако­нодательными актами.

В целях повышения эффективности своей деятельности ВХС действует в составе: $ Пленума ВХС; -О- Президиума ВХС;





•v- Кассационной коллегии ВХС;

■О- судебной коллегии по рассмотрению дел в качестве суда первой инстанции ВХС;

Ф судебной коллегии по банкротству ВХС;

*§■ судебной коллегии по налоговым спорам ВХС.

При ВХС создаётся научно-консультативный совет.

В состав Пленума ВХС входят Председатель ВХС, первый заместитель и заместители председателя ВХС, судьи ВХС, председатели хозяйственных судов областей (г. Минска), спе­циализированных хозяйственных судов.

Законодательством установлен перечень лиц, имеющих право принимать участие в заседаниях Пленума ВХС. Таким правом наделяются:

— Президент Республики Беларусь и его представители;

— председатели палат Национального собрания Респу­блики Беларусь и их заместители, а также по их поручению председатели постоянных комиссий палат Национального со­брания Республики Беларусь;

— премьер-министр Республики Беларусь и его замести­тели;

— Председатель Конституционного Суда Республики Бе­ларусь и его заместители;

— Председатель Верховного Суда Республики Беларусь и его заместители;

— Генеральный прокурор Республики Беларусь и его за­местители;

— Председатель Комитета государственного контроля Ре­спублики Беларусь и его заместители;

— министр юстиции Республики Беларусь и его замести­тели;

— министр по налогам и сборам Республики Беларусь и его заместители;

— министр экономики Республики Беларусь и его заме­стители.

В пределах, установленных законом, Пленум ВХС испол­няет следующие полномочия:

— рассматривает дела в порядке надзора и по вновь от­крывшимся обстоятельствам;

— рассматривает материалы, обобщающие судебную прак­тику разрешения хозяйственных (экономических) споров, су-


дебную статистику, и принимает постановления по вопросам применения законодательства в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;

— принимает решения о приведении постановлений Пле­нума ВХС, признанных Конституционным Судом Республики Беларусь неконституционными в соответствие с Конституцией Республики Беларусь, международно-правовыми актами, ра­тифицированными Республикой Беларусь, законами, декрета­ми и указами Президента Республики Беларусь;

— рассматривает представления Председателя ВХС о не­соответствии постановлений Пленума ВХС, содержащих разъ­яснения, законодательству;

— рассматривает вопросы о внесении предложений по совер­шенствованию правового регулирования в сфере предпринима­тельской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;

— заслушивает председателей судебных коллегий ВХС и председателей хозяйственных судов областей (г. Минска), специализированных хозяйственных судов о деятельности со­ответственно судебных коллегий ВХС, судов;

— избирает по представлению Председателя ВХС из числа судей ВХС секретаря Пленума ВХС, который освобождается от исполнения обязанностей по основной должности;

— утверждает по представлению Председателя ВХС соста­вы судебных коллегий ВХС;

— утверждает по представлению Председателя ВХС регла­мент Пленума ВХС;

— избирает квалификационную коллегию судей хозяй­ственных судов, а также председателя и заместителя пред­седателя квалификационной коллегии судей хозяйственных судов из числа членов этой коллегии, заслушивает инфор­мацию о деятельности квалификационной коллегии судей хозяйственных судов;

— осуществляет иные полномочия в соответствии с зако­нодательными актами.

По мере необходимости председателем ВХС может созы­ваться Президиум ВХС.

Последний образуется в составе Председателя ВХС, перво­го заместителя, заместителей председателя и судей ВХС в количестве, установленном Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя ВХС.





Персональный состав Президиума ВХС утверждается Пре­зидентом Республики Беларусь по представлению председа­теля ВХС. При этом правом принимать участие в заседаниях Президиума ВХС наделены Генеральный прокурор Республи­ки Беларусь или его заместители. По приглашению Председа­теля ВХС в заседании Президиума могут принимать участие судьи и работники аппаратов хозяйственных судов, а также иные лица.

В соответствии с законодательством Президиум ВХС:

— рассматривает в пределах своей компетенции дела в по­рядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

— рассматривает материалы изучения и обобщения судеб­ной практики и судебной статистики, а также проекты поста­новлений, вносимые на рассмотрение Пленума ВХС;

— рассматривает ходатайства о проверке конституцион­ности нормативных правовых актов и в случае признания их обоснованными в десятидневный срок обращается в Конститу­ционный Суд Республики Беларусь с предложениями о даче за­ключений в соответствии с частью второй статьи 112 и частью четвёртой статьи 116 Конституции Республики Беларусь;

— рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий, отдельных судей и аппарата ВХС, председателей и судей нижестоящих хозяйственных судов;

— заслушивает председателей судебных коллегий ВХС и председателей нижестоящих хозяйственных судов о деятель­ности соответствующих судебных коллегий и судов;

— избирает по представлению Председателя ВХС из числа судей ВХС, входящих в состав Президиума, секретаря Прези­диума ВХС;

— осуществляет иные полномочия в соответствии с зако­нодательными актами.

Хозяйственные суды первой инстанции рассматривают дела как в коллегиальном составе, так и единолично. При рассмотрении дела хозяйственным судом в коллегиальном составе в него должны входить не менее трёх (нечётное коли­чество) судей хозяйственного суда, один из которых является председательствующим, он назначается председателем хозяй­ственного суда или его заместителем.

Помощь судье хозяйственного суда в реализации предо­ставленных ему прав и исполнении возложенных на него


обязанностей оказывает секретарь судебного заседания — по­мощник судьи, который по поручению судьи хозяйственного суда выполняет действия, необходимые для подготовки дела к рассмотрению и рассмотрения его в судебном заседании.

Судья хозяйственного суда не может участвовать в рассмо­трении дела и обязан заявить самоотвод, если:

— является близким родственником кого-либо из лиц, участвующих в деле, их представителей, а если лицом, уча­ствующим в деле, является юридическое лицо, — близким родственником должностных лиц этого юридического лица, его учредителей (участников), собственников;

— при предыдущем рассмотрении этого дела участвовал в нём в качестве судьи и его повторное участие в рассмотрении дела в соответствии с требованиями настоящего Кодекса явля­ется недопустимым;

— при предыдущем рассмотрении этого дела участвовал в нём в качестве секретаря судебного заседания — помощни­ка судьи, эксперта, переводчика, прокурора, представителя одной из сторон или свидетеля;

— при предыдущем рассмотрении этого дела участвовал в нём в качестве судьи иностранного суда, международного арбитражного (третейского) суда, третейского суда;

— лично прямо или косвенно заинтересован в исходе дела либо имеются иные обстоятельства, которые могут вызвать сомнение в его объективности и беспристрастности.

1. Какие инстанции существуют в хозяйственных судах? Каковы их структура, состав и полномочия? 2. Каково процессу­альное положение секретаря судебного заседания — помощника судьи, судебного исполнителя? 3. Каковы основания и порядок разрешения отводов судей, секретаря судебного заседания — по­мощника судьи, судебного исполнителя, прокурора, эксперта, специалиста, переводчика?

Тема 5. Подведомственность дел "**"**"*"* хозяйственному суду

Разрешать юридические дела, т. е. споры о праве и иные правовые вопросы, в государстве могут различные органы, наделённые таким правом. Существование системы органов,

2-1728 33


осуществляющих разрешение юридических дел, порождает необходимость в разграничении компетенции между ними. Данная проблема решается посредством института подведом­ственности юридических дел, который получил широкое раз­витие в процессуальном праве.

В соответствии со статьёй 1 ХПК подведомственность — разграничение компетенции по разрешению споров и рас­смотрению дел между Конституционным Судом Республики Беларусь, общими судами, хозяйственными судами, между­народными арбитражными (третейскими судами), органами по разрешению трудовых споров и рассмотрению дел, иными органами и организациями.

В настоящее время классификация видов подведомствен­ности проводится по различным критериям:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: