Общие положения 15 страница

Хозяйственный суд кассационной инстанции прекращает производство по жалобе (протесту), если она подана лицом, не имеющим права на обжалование (опротестование) судебного постановления, либо подана на судебное постановление, кото­рое не может быть обжаловано (опротестовано) в кассацион­ном порядке, либо от лица, подавшего кассационную жалобу (протест), после принятия её к производству поступило заяв­ление об отказе от жалобы (протеста) и отказ был принят хо­зяйственным судом кассационной инстанции. О прекращении производства хозяйственный суд выносит соответствующее определение, которое может быть обжаловано в порядке над­зора. Заявление об отказе от кассационной жалобы (протеста) рассматривается хозяйственным судом кассационной инстан­ции с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела.

В ХПК содержится исчерпывающий перечень полномочий хозяйственного суда кассационной инстанции (полномочия суда кассационной инстанции следует отличать от права суда приостанавливать исполнение решения, а также от приоста­новления производства по делу). Суд вправе:

■Or изменить или отменить судебные постановления хозяй­ственного суда первой и (или) апелляционной инстанций и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое поста­новление, если обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся в деле доказательств;

<£■ отменить судебные постановления хозяйственного су­да первой и (или) апелляционной инстанций в целом или их части и передать дело на новое рассмотрение в инстанцию хо­зяйственного суда, судебное постановление которого отменено, если допущены нарушения, предусмотренные частью пятой





статьи 297 настоящего Кодекса, или если выводы обжалуе­мого судебного постановления не соответствуют материалам дела;

-О- отменить судебные постановления хозяйственного суда первой и (или) апелляционной инстанций в целом или их ча­сти и оставить исковое заявление без рассмотрения либо пре­кратить производство по делу в целом или его части;

Ф оставить без изменения одно из принятых по делу су­дебных постановлений, отменив остальные.

К основаниям для изменения или отмены постановлений хозяйственного суда первой и (или) апелляционной инстанций относятся необоснованность судебного постановления и нару­шение либо неправильное применение норм материального и (или) процессуального права.

Решение хозяйственного суда является необоснованным полностью или в части, если: хозяйственным судом допущено неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для де­ла; обстоятельство, имеющее значение для дела и положенное хозяйственным судом в основу судебного постановления, не подтверждено достоверными и убедительными доказательства­ми; выводы, изложенные в судебном постановлении, не соот­ветствуют материалам и фактическим обстоятельствам дела.

Нарушение либо неправильное применение норм мате­риального права предполагает, что при принятии судебного постановления не было применено законодательство, под­лежащее применению, либо применено законодательство, не подлежащее применению; были неправильно истолкованы положения законодательства, неверно уяснена их суть и бук­вальное значение, что привело к урегулированию спорного отношения с отступлением от целей и направленности норм права, предполагаемых законодателем. Процессуальное на­рушение влечёт отмену судебного постановления не только тогда, когда оно прямо и непосредственно свидетельствует об ошибочности вывода хозяйственного суда по делу, но и тогда, когда оно ставит под сомнение правильность его разрешения. По результатам рассмотрения кассационной жалобы (про­теста) хозяйственный суд кассационной инстанции прини­мает постановление, значение которого состоит в том, что оно позволяет реализовать на практике принцип законности. Содержание постановления кассационной инстанции уста-


новлено статьёй 298 ХПК. Постановление хозяйственного суда кассационной инстанции вступает в законную силу с момента его принятия. Изложенные в постановлении хозяй­ственного суда кассационной инстанции указания об отмене судебных постановлений хозяйственного суда первой и (или) апелляционной инстанций обязательны для хозяйственного суда, вновь рассматривающего дело. Однако хозяйственный суд кассационной инстанции не вправе предрешать вопросы достоверности или недостоверности того или иного доказа­тельства, преимущества одних доказательств перед другими, а также указывать, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Если, тем не менее, указания хозяйственного суда кассационной инстанции, пред­решающие результаты рассмотрения спора, будут иметься в принятом постановлении, то они в силу ХПК не имеют право­вого значения для хозяйственного суда, рассматривающего дело. При этом хозяйственный суд кассационной инстанции может в своём постановлении предложить хозяйственному суду первой и (или) апелляционной инстанций при новом рас­смотрении оценить те или иные доказательства, установить наличие тех или иных существенных обстоятельств дела, сделать выводы о том, можно ли применять к спорному от­ношению конкретные нормы права.

1. В чём состоит сущность и значение кассационного произ­водства? 2. Каковы порядок и срок подачи кассационной жалобы (протеста)? 3. Каковы основания оставления кассационной жало­бы (протеста) без рассмотрения и прекращения производства по кассационной жалобе (протесту)? 4. Каковы полномочия хозяй­ственного суда кассационной инстанции?

Тема 30. Производство по рассмотрению судебных постановлений в порядке надзора

Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора — это исключительная стадия хозяйственного процесса, необхо­димость в которой возникает в случаях, когда судебная ошиб­ка иным путём уже не может быть устранена. В частности, когда стороны исчерпали возможности апелляционного и кас­сационного производства.





Поводом к истребованию дела для проверки в порядке надзора является обращение лица, имеющего право на пода­чу жалобы в порядке надзора, а основанием для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора — протест опреде­лённых законом должностных лиц.

Право на обращение с жалобой в порядке надзора возни­кает только в том случае, когда исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты для проверки в судебном порядке законности оспариваемого судебного постановления. Субъекты права на обжалование — лица, участвующие в деле, а также лица, чьи права и охраняемые законом интересы нарушены вынесенным по делу судебным постановлением. Объекты об­жалования — вступившие в законную силу постановления хозяйственных судов, за исключением постановлений Пле­нума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. Жалоба в порядке надзора рассматривается должностным ли­цом, имеющим право принесения протеста в порядке надзора (Председатель Высшего Хозяйственного Суда, Генеральный прокурор Республики Беларусь и их заместители).

В ХПК содержатся нормы, устанавливающие требования, предъявляемые к содержанию надзорных жалоб (статья 304). Так, в частности, указанная норма обязывает лиц, подающих надзорную жалобу, указать в ней, в чём заключается суще­ственное нарушение материального и (или) процессуального права, со ссылкой на акты законодательства, подтверждающие наличие этих оснований. Если судебное постановление не об­жаловалось в апелляционном или кассационном порядке, то в жалобе в порядке надзора должны быть указаны причины этого. В случае подачи жалобы в порядке надзора лицом, не участвовавшим в деле, в ней должно быть указано, какие пра­ва и охраняемые законом интересы этого лица нарушены всту­пившим в законную силу судебным постановлением. К жалобе в порядке надзора должны быть приложены надлежащим об­разом заверенные копии судебных постановлений, принятых по делу; документы, подтверждающие уплату государственной пошлины; документы, подтверждающие направление другим лицам, участвовавшим в деле, копий жалобы в порядке над­зора и приложенных к ней документов; доверенность.

Если жалоба в порядке надзора отвечает всем формально-правовым требованиям, не содержит дефектов формы и содер-


жания, то она принимается к производству. Данный вопрос решается должностным лицом единолично. Процессуально принятие жалобы в порядке надзора к рассмотрению ничем не оформляется, т. е. если жалоба не возвращена, значит, она принята к производству в порядке надзора. Производство в порядке надзора считается возбуждённым с момента посту­пления жалобы.

Лица, имеющие право принесения протеста в порядке над­зора, рассматривают вопрос о принятии надзорной жалобы в срок не более пяти дней со дня её поступления в Высший Хо­зяйственный Суд или Генеральную прокуратуру Республики Беларусь. Жалоба в порядке надзора возвращается, если не соблюдены требования, предъявляемые к форме и содержа­нию жалобы в порядке надзора; надзорная жалоба подана по истечении установленного срока и отсутствует ходатайство о его восстановлении (кроме случаев, когда обжалуемое судеб­ное постановление препятствует принятию законного решения по другому делу либо нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы, в том числе при необходимости защиты государственных интересов); жалоба подана, минуя кассационную инстанцию хозяйственного суда без уважительных причин. Вопрос о вос­становлении срока на подачу надзорной жалобы решается лицами, имеющими право принесения протеста в порядке надзора, если жалоба, поданная с пропущенным сроком, со­держит просьбу о его восстановлении.

Председатель Высшего Хозяйственного Суда и Генераль­ный прокурор Республики Беларусь имеют право внесения протеста на судебные постановления любого хозяйственного суда, за исключением постановлений Пленума Высшего Хо­зяйственного Суда; заместители Председателя Высшего Хозяй­ственного Суда и заместители Генерального прокурора — на судебные постановления любого хозяйственного суда, за ис­ключением постановлений Президиума или Пленума Высшего Хозяйственного Суда.

Приостановить исполнение судебного постановления, всту­пившего в законную силу и обращенного к исполнению, воз­можно в исключительных случаях, и само по себе обраще­ние с жалобой в порядке надзора не влечёт автоматическое приостановление его исполнения. При этом приостановление


возможно лишь по ходатайству лица, по жалобе которого воз­буждено надзорное производство, и только при условии угрозы невозможности поворота его исполнения, обоснованной заяви­телем, т. е. приостановление исполнения является правом, а не обязанностью. Приостановить исполнение судебного поста­новления возможно при встречном обеспечении другой стороне возможных убытков, которые компенсируются внесением на соответствующий счёт хозяйственного суда, рассматривавшего дело по первой инстанции, денежных средств в размере оспа­риваемой суммы, а также если суд признает необходимым приостановить исполнение судебного постановления. Другие формы встречного обеспечения, в том числе банковская га­рантия, поручительство либо иное финансовое обеспечение, которые допускаются при обеспечении иска, на стадии над­зорного производства не предусмотрены. Отсутствие встречного обеспечения не является безусловным основанием для отказа в удовлетворении ходатайства о приостановлении исполнения оспариваемого судебного постановления.

Жалоба рассматривается должностным лицом, имеющим право принесения протеста, в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления жалобы в Высший Хозяйствен­ный Суд или Генеральную прокуратуру Республики Беларусь. Соответствующие должностные лица вправе истребовать дело из соответствующего хозяйственного суда для проверки в по­рядке надзора и принести протест на вступившие в законную силу судебные постановления только при'наличии поводов (жалобы лиц, имеющих право на их подачу, либо представ­ление судьи, рассматривавшего это дело или рассматриваю­щего другое дело, для которого вступившее в законную силу судебное постановление имеет юридическое значение, а также ходатайство судьи по иным основаниям) и оснований (содер­жащиеся в жалобе, представлении или ходатайстве доводы вызывают сомнения в законности судебного постановления). Решение об истребовании дела излагается письменно и на­правляется в соответствующий хозяйственный суд, который должен в течение пяти дней со дня получения решения на­править истребованное дело в Высший Хозяйственный Суд или Генеральную прокуратуру.

Если из жалобы и представленных документов видно, что доводы не могут повлечь отмену судебного постановления,


либо по неуважительным причинам пропущен срок на подачу жалобы, либо по неуважительным причинам не была подана кассационная жалоба (протест), то может быть принято ре­шение об отказе в истребовании дела и принесении протеста. Такое решение излагается письменно, подписывается при­нявшим его должностным лицом и направляется лицу, пода­вшему жалобу. По результатам изучения истребованных дел принимается одно из двух решений: об отказе в принесении протеста или приносится протест.

В последнем случае протест приносится и направляется вместе с делом в соответствующий хозяйственный суд надзор­ной инстанции. Основанием для этого является установление фактов существенного нарушения норм материального и (или) процессуального права в судебном постановлении, вступив­шем в законную силу. Срок принесения протеста в порядке надзора составляет один год со дня вступления судебного постановления в законную силу. Если жалоба была подана с соблюдением установленного срока, но решение по ней не было принято, то срок для принесения протеста восстанавли­вается. Если протест приносится в связи с жалобой в порядке надзора, поданной с нарушением срока либо без обжалования судебного постановления в хозяйственных судах апелляци­онной и кассационной инстанций, в нём должны быть при­ведены мотивы, по которым признаётся, что это произошло по уважительным причинам. В срок не позднее пяти дней со дня принесения протеста его копия направляется лицам, участвующим в деле. Однако должностное лицо, принёсшее надзорный протест, имеет право отозвать его до начала рас­смотрения с обоснованием причин. Лица, участвующие в де­ле, извещаются об отзыве протеста.

Протест в порядке надзора должен содержать: наимено­вание хозяйственного суда надзорной инстанции, в который приносится протест; наименование хозяйственного суда, при­нявшего опротестовываемое судебное постановление, номер дела, дату принятия судебного постановления, краткое его содержание; данные о других судебных постановлениях, при­нятых по этому делу; основания для направления дела для рассмотрения в хозяйственный суд надзорной инстанции, мотивы направления с указанием конкретных норм матери­ального и (или) процессуального права, нарушенных при при-





нятии опротестовываемого судебного постановления; просьбу должностного лица, принёсшего протест.

Хозяйственным судом надзорной инстанции являются Президиум Высшего Хозяйственного Суда (в отношении су­дебных постановлений, принятых хозяйственными судами первой, апелляционной и кассационной инстанций) и Пленум Высшего Хозяйственного Суда (в отношении постановлений Президиума Высшего Хозяйственного Суда).

Надзорная инстанция вправе оставить протест без рассмо­трения, если он не отвечает требованиям, предусмотренным статьёй 311 ХПК. Основаниями для оставления протеста без рассмотрения являются: отсутствие повода (надзорной жало­бы, представления или ходатайства судьи) для принесения протеста и (или) к нему не приложена жалоба, представле­ние или ходатайство либо протест принесён по истечении установленного срока и в нём не оговорено о восстановлении срока либо несоответствие протеста предъявляемым к нему требованиям. Оставление протеста в порядке надзора без рас­смотрения не препятствует повторному принесению протеста, если устранены выявленные нарушения.

На основании принесённого протеста хозяйственный суд надзорной инстанции принимает дело к своему рассмотрению. Протесты включаются в повестку дня хозяйственного суда надзорной инстанции в порядке очерёдности их поступления. В заседании хозяйственного суда надзорной инстанции имеют право принимать участие: лицо, принёсшее протест, и лица, участвующие в деле. Их неявка не препятствует рассмотрению дела. Указанные лица вправе давать объяснения после докла­да дела. Затем, после выступлений лиц, участвующих в деле, и лиц, присутствующих в судебном заседании, хозяйственный суд надзорной инстанции принимает постановление в закры­том заседании. При рассмотрении дела в порядке надзора надзорная инстанция проверяет правильность применения и толкования норм материального и процессуального права хо­зяйственными судами первой, апелляционной и кассационной инстанций на основании материалов, имеющихся в деле.

Установленная статьёй 312 ХПК норма о сроке рассмотре­ния дела в хозяйственном суде надзорной инстанции способ­ствует обеспечению гарантий лицам, участвующим в деле, на судебную защиту в разумный срок. Сроки рассмотрения дел


исчисляются с момента поступления протеста в соответствую­щую надзорную инстанцию. Согласно части 3 данной статьи, срок рассмотрения дела Президиумом Высшего Хозяйствен­ного Суда не может превышать двух месяцев, а Пленумом Высшего Хозяйственного Суда — трёх месяцев со дня посту­пления протеста. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте рассмотрения дела.

Надзорная инстанция имеет право:

-О* оставить судебные постановления хозяйственных су­дов первой, апелляционной и кассационной инстанций или судебное постановление хозяйственного суда нижестоящей надзорной инстанции без изменения, а протест — без удо­влетворения;

•0- отменить судебные постановления хозяйственных су­дов первой, апелляционной и кассационной инстанций или судебное постановление хозяйственного суда нижестоящей надзорной инстанции в целом или их части и направить дело на новое рассмотрение;.

-0- отменить судебные постановления хозяйственных судов первой, апелляционной и кассационной инстанций или су­дебное постановление хозяйственного суда нижестоящей над­зорной инстанции в целом или их части и оставить исковое заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;

"v- оставить в силе одно или несколько судебных постанов­лений, вынесенных по делу;

-v> изменить либо отменить судебные постановления хо­зяйственных судов первой, апелляционной и кассационной инстанций или судебное постановление хозяйственного суда нижестоящей надзорной инстанции и вынести новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и толковании норм матери­ального и (или) процессуального права, но все обстоятельства дела установлены полно и правильно и подтверждаются не­обходимыми доказательствами.

Основанием для отмены или изменения судебного поста­новления в порядке надзора является существенное нару­шение норм материального и (или) процессуального права, однако судебное постановление не может быть отменено по формальным основаниям.




8- 1728



Содержание, порядок принятия, направление постановле­ния суда надзорной инстанции лицам, участвующим в деле, предусматриваются в статьях 317 и 318 ХПК. Постановление хозяйственного суда надзорной инстанции вступает в закон­ную силу с момента его принятия и не позднее чем через десять дней направляется лицу, подавшему жалобу в порядке надзора. Указания хозяйственного суда надзорной инстанции, изложенные в постановлении об отмене судебного постановле­ния, обязательны для хозяйственного суда, вновь рассматри­вающего данное дело. Надзорная инстанция не вправе уста­навливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в судебном заседании хозяйственного суда либо отвергнуты им, предрешать вопросы достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преиму­щества одних доказательств перед другими, а также указы­вать, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

1. В чём состоит сущность и значение производства по рассмотрению судебных постановлений в порядке надзора? 2. Кто относится к должностным лицам, имеющим право принесения протеста в порядке надзора? 3. Каковы поводы и основания к истребованию дела для проверки в порядке надзора? 4. Каков порядок принесения протеста в порядке надзора? 5. Каковы полномочия хозяйственного суда надзор­ной инстанции?

Тема 31. Производство по пересмотру вступивших в законную силу судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам

В процессе судопроизводства по хозяйственным делам имеется вероятность того, что в силу определённых причин могут возникать судебные ошибки. Стадия пересмотра судеб­ных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам является одним из способов их устранения. Данная стадия возможна только при наличии особых, указанных в законе обстоятельств, что делает её исключительной.

Основаниями для возобновления дела по вновь открыв­шимся обстоятельствам являются:


•& обстоятельства, опровергающие выводы хозяйственно­го суда по делу, которые не были и не могли быть известны заявителю и хозяйственному суду;

Ф установленные вступившим в законную силу приго­вором суда заведомо ложные показания свидетеля, заведомо ложное заключение эксперта, специалиста, заведомо непра­вильный перевод, подложность документов либо веществен­ных доказательств, повлекшие за собой принятие незаконного или необоснованного судебного постановления по делу;

-О- установленные вступившим в законную силу пригово­ром суда преступные деяния лиц, участвующих в деле, либо их представителей или преступные деяния судей, совершён­ные в связи с этим делом;

■§■ отмена судебного постановления хозяйственного суда или другого суда" либо постановления иного органа, послужив­ших основанием для принятия этого судебного постановления, и принятие соответствующего постановления, противополож­ного по содержанию соответствующему акту (в целом или его части), на основании которого было принято судебное поста­новление по этому делу;

;Ф признание вступившим в законную силу судебным по­становлением хозяйственного суда или общего суда недействи­тельной сделки, которая повлекла за собой принятие незакон­ного или необоснованного судебного постановления по делу;

«О* признание Конституционным Судом Республики Бела­русь законодательных актов, применённых хозяйственным судом в деле, не соответствующими в целом или их части Конституции Республики Беларусь либо не соответствующими в целом или их части нормативным правовым актам большей юридической силы.

Вновь открывшиеся обстоятельства отличаются от новых обстоятельств и новых доказательств. Так, В. С. Каменков определяет вновь открывшиеся обстоятельства как «фак­ты объективной действительности, относящиеся к предмету доказывания по делу, оставшиеся неизвестными хозяйствен­ному суду и заявителю при рассмотрении конкретного дела по независящим от них причинам, имеющие существенное значение для его правильного разрешения, достоверно уста­новленные особым процессуальным способом и указывающие на неправосудность судебного акта, вступившего в законную


силу».* В свою очередь, новые обстоятельства — это такие обстоятельства, которых не было во время рассмотрения дела и которые возникли после вынесения решения по этому делу. Эти обстоятельства могут быть основанием для предъявления нового иска, но не для возобновления дела по вновь открыв­шимся обстоятельствам. Новые доказательства — это те доказательства, которые были известны сторонам и суду, но по каким-либо причинам не стали предметом исследования в судебном заседании. Это свидетельствует, что обстоятельства дела исследованы неполно и могут служить основанием для пересмотра судебного постановления в порядке надзора.

Возобновление дела по вновь открывшимся обстоятель­ствам не допускается, когда такие обстоятельства отсутству­ют, а имеются основания для пересмотра судебного постанов­ления в порядке надзора. В таких случаях хозяйственный суд должен отказать в возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам, обосновав свой отказ их отсутствием.

Если хозяйственный суд первой инстанции не предпри­нял мер для выяснения всех обстоятельств по делу в установ­ленных законодательными актами случаях и не оценил все имеющиеся доказательства с точки зрения их достаточности для разрешения спора, что воспрепятствовало выявлению существенных для дела обстоятельств, принятое по такому делу судебное постановление, как основанное на ошибке хо­зяйственного суда, подлежит отмене в порядке надзора, а не в силу вновь открывшихся обстоятельств.

Судебное постановление не может быть пересмотрено по вновь открывшимся обстоятельствам, если обстоятельства, опровергающие первоначальные выводы хозяйственного суда, фактически возникли после принятия этого судебного поста­новления, поскольку основанием для отмены судебного по­становления является открытие таких обстоятельств, которые хотя объективно и существовали, но не были и не могли быть известны заявителю и хозяйственному суду.

Необходимо отдельно остановиться на особенностях при­менения вновь открывшихся обстоятельств, связанных с уста­новлением преступных деяний лиц, участвовавших в хозяй-

* Каменков, В. С. Хозяйственный процесс: учеб. пособие. — Минск: Книжный Дом, 2005. — С. 249.


ственном процессе. Так, например, осуждение судьи за не­правосудное решение по какому-нибудь иному делу не может служить основанием к пересмотру по вновь открывшимся об­стоятельствам другого судебного постановления, вынесенного с его же участием. Если же отсутствует приговор по причине невозможности привлечения кого-либо из участвующих в про­цессе лиц, к уголовной ответственности (смерть обвиняемого, истечение сроков давности для привлечения к уголовной от­ветственности, амнистия), то судебное постановление хозяй­ственного суда может быть пересмотрено не по вновь открыв­шимся обстоятельствам, а в порядке надзора. Это связано с тем, что ХПК конкретно указывает на необходимость наличия приговора суда. Кроме того, пересмотр судебного постановле­ния по вновь открывшимся обстоятельствам возможен только в том случае, если суд убедится, что в основу первоначально­го судебного постановления положены юридические факты, установленные при помощи доказательств, признанных при­говором суда недоброкачественными.

ХПК чётко определяет круг субъектов, которым предо­ставлено право подачи в хозяйственный суд заявления или представления о возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Заявление могут подать лица, участвующие в деле: стороны, третьи лица, заявители, а также их предста­вители, прокурор и государственные органы, обратившиеся в хозяйственный суд в защиту государственных и обществен­ных интересов, а также интересов других лиц. Заявление о возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам может быть подано и правопреемником выбывшей стороны, поскольку ХПК допускает правопреемство на любой стадии процесса. С представлением могут обратиться должностные лица хозяйственных судов и органов прокуратуры, имеющие право принесения протеста в порядке надзора. Такой компе­тенцией обладают:

— Председатель Высшего Хозяйственного Суда и Гене­ральный прокурор Республики Беларусь — в отношении су­дебных постановлений любого хозяйственного суда, за ис­ключением постановлений Пленума Высшего Хозяйственного Суда;

— заместители Председателя Высшего Хозяйственного Суда и заместители Генерального прокурора — в отношении


судебных постановлений любого хозяйственного суда, за ис­ключением постановлений Президиума или Пленума Высшего Хозяйственного Суда.

Если дело рассмотрено хозяйственным судом области или приравненным к нему хозяйственным судом в качестве суда первой инстанции и в апелляционном, кассационном или надзорном порядке судебное постановление по нему не из­менялось, то такое дело может быть возобновлено только хозяйственным судом области или приравненным к нему хо­зяйственным судом. Аналогичное правило применяется и при возобновлении дела, рассмотренного Высшим Хозяйственным Судом в качестве суда первой инстанции. При отмене судеб­ного постановления хозяйственного суда первой инстанции и возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятель­ствам судебные постановления апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, которыми судебное постановление суда первой инстанции оставлено без изменения, также от­меняются хозяйственным судом первой инстанции. В случае, когда судебное постановление хозяйственного суда первой инстанции было изменено апелляционной, кассационной или надзорной инстанцией или этими инстанциями было вынесе­но судебное постановление о прекращении производства по делу или об оставлении иска без рассмотрения, рассмотрение заявления или представления о возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам относится к компетенции су­дебной инстанции, изменившей постановление хозяйственного суда первой инстанции, прекратившей производство по делу или оставившей иск без рассмотрения. В случае отмены су­дом апелляционной, кассационной или надзорной инстанции постановления суда первой инстанции и принятия нового решения по делу заявление о возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам рассматривается судом, при­нявшим новое судебное постановление. В случае отмены су­дом апелляционной, кассационной или надзорной инстанции определения суда об отказе в возобновлении дела по вновь от­крывшимся обстоятельствам, а также в случае отмены опреде­ления об отказе в восстановлении срока на подачу заявления о возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам рассмотрение дела осуществляется судом, определение кото­рого отменено.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: