Мебель для сидения 18-19 веков

1. Это своеобразие обусловлено прежде всего ношением одежды особого покроя называемой облачением. Эта одежда подразделяется на богослужебную и повседневную. Различается одежда черного духовенства т.е. монахов и белого духовенства служащего в храмах и тесно общающегося с прихожанами. Одежда храмового духовенства тесно связана с саном данного священника, его «должностью». Белое храмовое духовенство делится на церковнослужителей - лиц не имеющих духовного сана, только помогающих вести церковную службу, но не имеющие права совершать богослужений и таинства. К ним относятся дьячки, пономари, или причетники, чтецы. Высшей ступенью для церковнослужителя является иподиакон т.е. диакон, готовящийся к рукоположению в сан. Общей для всего духовенства частью костюма является подрясник. Это длинная, до пят, суженая в талии и расширяющаяся к низу одежда с узкими рукавами с манжетами без воротника. Подрясник бывает двух типов покроя. Один из них запашной, когда левая нижняя пола далеко заходит в глубь за верхнюю правую. Второй более распространенный и древний тип – это однорядка, суженная в талии. Застежка у такого типа подрясника располагается впереди в виде множества (более 30 мелких пуговиц). У монашествующих лиц подрясник непременно черного цвета. У белого духовенства черный, темно синий, коричневый, серый и белый для лета. Шьется из сукна, шерсти, сатина, льна, чесучи, реже шелковой ткани. Повседневным головным убором церковнослужителей служит скуфья – невысокая черная шапочка с округлым четырехугольным, расходящимся ребрами верхом. Появление скуфьи было вызвано древней традицией после рукоположения в сан немедленно выбривать верхнюю часть головы. Впоследствии обычай брить волосы был утрачен, а скуфья осталась головным убором духовных лиц всех званий и степеней. Несколько изменилась и форма скуфьи из округлой шапочки, напоминающей чашу без ручки она превратилась в фигурную мягкую складывающуюся шапочку. Вне домашней обстановки священнослужители носят рясу. Ряса представляет из себя двубортную распашную одежду в талию, сильно расширяющуюся к низу, длинною до пят, без воротника либо с низким воротником стойкой. У священнослужителей, при рукоположении воспринявших сан, различают три степени священства ДИАКОСКУЮ, ПРЕСВИТЕРСКУЮ И АРХИЕРЕЙСКУЮ. Каждой из них соответствуют свои детали облачения. Риза служит исключительно для богослужений и не предназначена для повседневной носки. Диакон или дьякон помогает священнику при богослужении, но сам не может его совершать, потому что на нем нет благодати. Диаконы могут возводится в сан протодиакона и архидиакона. Одежда: стихарь (длинная рубаха, без ворота, рукав ¾); орарь – длинная полоса, украшенная бохрамой (христос вытирал ноги полотенцем во время тайной вечери, другие считают, что это символ нового и ветхового завета, поэтому ег и надо носит перекрещеным); Следующая степень священства – пресвитерская. В нее входят иереи (или священники, попы), протоиереи и протопресвитеры. Обладая благодатью они совершают все богослужения и большинство таинств. Священнослужителям полагаются также поручи – узкие нарукавники, с вышитым на них крестом, и обшитые полосами ткани другого цвета. Поручи стягиваются на руке шнурками. Они символизируют Божию силу и мудрость, Божию руку, именем которой священнослужители совершают таинства. Подрясник. На шею – епитрахиль – длинная, широкая лента, застёгивается на пуговицы. Сверху риза – длинная широкая накидка – теплый плащ иисуса. Риза расшита крестами. Набедренник как награда для белого и черного духовенства введен в конце 18 века, а с начала 19 века стал самой первой низшей наградой. Набедренник – это прямоугольный платок из парчи с изображением креста, носимый на лямке на правом бедре. На голову – скуфья. Наградным элементом облачения для священников является палица – парчовый платок ромбической формы с изображением креста, укрепленный на ленте и носимый через левое плечо. Третья степень священства – архиерейская. В ней находятся епископы, архиепископы, митрополиты и патриархи. У послушниц апостольник (накидка на голову, застёгивается под бородком) белый, а у монахинь - черный. С 1656 г. клобук имеет жесткую цилиндрическую форму, как и камилавка, и носится также с наметом. Монахини носят, укрепленный на клобуке небольшой черный вуаль называемый наметкой. Непременной частью костюма монаха и монахини являются чётки. У патриарха клобук белый старинной формы в виде сферического колпака с короткими и закругленными воскрыльями, боковые воскрылья ниспадают на грудь, а средний на спину. Впереди и на воскрыльях патриаршего клобука золотом вышиты серафимы, в верхней части на макушке укреплен бриллиантовый крестик. Лобная часть патриаршего клобука украшается иконами. Митра – это богато украшенная парчевым шитьем, бисером, драгоценными камнями и иконами высокая твердая шапка, плавно сужающаяся к ободу вокруг головы. С 1705 года саккос стал принадлежностью богослужебного облачения всех архиереев. Чуть короче делался, чтобы видно было подризник и епитрахиль. Рукова 3/4, расшит кретами, иконами, молитвами. Омофором – широкий, украшенный крестами, обвязывается вокруг шеи. Всерху одевается мантия. Цвета: красная 0 епископ, зелёная – архиепископ, голубая – митрополит. Награды – кресты. Имеют военные награды – кресты и учёные степени. Панагия служит также наградой для архиереев и у митрополитов можно увидеть и две панагии. Как знак пастырской власти священникам, настоятелям и монастырей и архиереям принадлежит посох. Священнический посох представляет из себя простую высокую трость с набалдашником. Посох игумена и игуменьи завершается небольшой перекладиной с маленьким крестиком наверху. Архиерейский посох имеет навершье в виде двух змей хвосты которых переплетаются а головы обращенные друг к другу образуют овал. В центре этого овала на посохе располагается небольшой крест.

Скамьи же были передвижными. Простейшей индивидуальной мебелью для сидения был табурет, состоящий из собственно сиденья, жесткого или мягкого, крепившегося на ножках. Миниатюрные табуреты служили подставками для ног, складные табуреты брали собой в путешествие, изящные, оббитые тканью табуреты наполняли спальни гостиные и танцевальные залы. Кресло и стул, отличаются друг от друга наличием подлокотников. В ранее средневековье непременной деталью знатного дома был массивный кресло-трон, к которому часто прилагалась маленькая скамеечка для ног, для сидения хозяина и хозяйки. Массивное округлое кресло с обволакивающей мягкой обивкой получило название кропанд, что в переводе с французского означает жаба. Кресло-качалка. Заимствована с востока была переходная форма между табуретом и креслом, кресло без спинки, называвшееся султанша. Диваны с подлокотниками. Диван «тет-а-тет» (на двоих), длинные вместительные диваны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: