К сожалению, в нашей российской действительности, осознание истинного значения толерантного отношения еще формируется, и здесь очень важен потенциал образования как проводника культуры ненасилия. В Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО провозглашено: "Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других".
Задача образования - воспитать личность, отличающуюся терпимостью к различным мнениям, непредубежденностью к оценке коллег, партнеров и событий, быть в ответе за мир своего региона, своего государства. Только развитая личность, человек высокой общей культуры, обладающий духовно-ценностной мотивацией способен к толерантному мышлению и поведению.
Профессор Т. Д. Дмитриев в своей работе "Многокультурное образование" выделил следующие уровни развития толерантности в образовании:
|
|
I. Обучение толерантности
Развитие у ученика, учителя терпимости в отношении культурных особенностей других этносов.
II. Изучение и поддержка другой культуры
Путем понимания и принятия культурного плюрализма, больше узнать о культуре другой этнической группы, лучше понять ее.
III. Уважение культурных различий
Становление личности, предполагающей высокую оценку другой культуры.
IV. Утверждение культурных различий
Уровень поликультурного образования и культурного становления. Это утверждение учителя и ученика в процессе деятельности. На этой стадии к ним приходит понимание необходимости активной позиции.