Тема 11 № 1. Маркетинговые исследования и маркетинговая информация.
Маркетинг персонала- это вид управленческой деятельности направленный на долговременное обеспечение организации человеческими ресурсами.
Маркетинг персонала включает следующие этапы:
1. маркетинг как основной принцип управления ориентированный на рынок.
2. маркетинг как метод систематизированного поиска востребованного персонала.
3. маркетинг как средство достижения конкурентных преимуществ (разнообразие способов в маркетинговой деятельности и применение в современной технологии)
маркетинговые исследования осуществляются по следующим направлениям:
1. изучение требований предъявляемых к должностям и рабочим местам.
· Это исследование внешней и внутренней среды организации
· Изучение рынка труда
· Изучение имиджа организации (формирование его как работодателя).
Маркетинговые исследования в области персонала осуществляются на базе актуальной, достоверной, полной информации о рынке труда, профессионально квалификационной комиссии трудовых ресурсов, уровня образования, численном составе трудовых ресурсов.
|
|
Основные источники:
1. учебные программы и планы выпуска специалистов в учебных заведениях.
2. аналитические материалы публикуемые государственными органами по труду и занятости.
3. информационные сообщения служб занятости
4. специализированные журналы и специальные издания по вопросам трудоустройства.
5. рекламные материалы других организаций.
Изучение и оценка требований к должности и рабочим местам регламентируется следующими документами:
- общим классификатором профессий, рабочих, должностей, служащих и тарифных разрядов.
- должностная инструкция, включающая организационный статус должности, профессиональные обязанности, права, взаимосвязи с другими должностями.
- профиль требований, либо профессиограмма включающая общие сведения о человеке, специальные навыки и результаты работы.
Тема 11 № 2. Исследование профессионально – квалификационной структуры труда.
Состав и численность персонала определяется перечнем должностей для обеспечения потребностей производства в зависимости от функциональной, технологической и организационной структуры.
Численный состав определяется – содержанием, масштабом, сложностью и трудоемкостью производственных процессов.
При расчете численности используют:
- нормы времени необходимые для выполнения операции.
- нормы численности
- величину полезного фонда времени, нормы обслуживания, и др.
Под структурой персонала понимают количественное соотношение между группами работников задаваемые технологической и организационной структурой.
|
|
Структура может быть:
- статистической
- аналитической
Статистическая – отражает распределение и движение персонала в разрезе категорий и групп должностей (персонал основных видов деятельности, и неосновных видов деятельности).
Аналитическая – подразделяется на общую и частную:
- общая – включает стаж, образование, профессию
- частная – соотношение отдельных категорий работников.
Занятие должности требует обладания соответствующей профессии и квалификации.
Под профессией понимают – совокупность специальных теоретических знаний, практических навыков и опыта, приобретенных человеком в результате специальной подготовки.
Параметры профессиональной пригодности:
- физические данные
- квалификация
- опыт
- психические особенности
- личностные качества
- поведение во время и вне работы.
В пределах каждой профессии выделяются специальности по более узким направлениям деятельности. Опыт и практика увязывают навыки и знания и умение во едино формируя ПОСТИФИКАЦИЮ., т.е степень профпригодности необходимую для выполнения поставленных функций.
Количественные показатели характеризующие квалификацию:
- коэффициент квалификации работников
-коэффициент использования квалификации
- коэффициент специализации
- коэффициент стажа работы в организации.
Исследование профессионально-квалификационной структуры осуществляется на основании статистических данных «Численность, состав и профессиональное обучение кадров» ежегодно и в целом по РБ.