Группы и подгруппы основных фондов | Наименования основных фондов |
1. Здания | Здания гаражей, ремонтные мастерские, административные и бытовые здания, автостанции, автовокзалы. |
2. Сооружения | Открытые площадки для хранения автомобилей, эстакады, канавы для ремонта, топливозаправочные колонки, цистерны для воды и смазочных материалов. |
3. Передаточные устройства | Трансмиссии, транспортеры, наружные электросети. |
5. 4. Машины и оборудование: а) силовые машины б) рабочие машины в) измерительные и регулирующие приборы г) вычислительная техника д) прочие машины и их оборудование | Генераторы, трансформаторы, паровые турбины. Станки ремонтных цехов и прочее оборудование. Измерительные приборы и оборудование постов и станций диагностики. ПЭВМ. Пожарные машины, автомобили всех типов используемые для хозяйственного обслуживания. |
5. Транспортные средства | Автомобили, тягачи, прицепы и полуприцепы. |
6. Инструмент | Электродрели, тиски. |
7. Производственный инвентарь и принадлежности | Рабочие столы, верстаки, стеллажи, инвентарная тара. |
8. Хоз. инвентарь | Конторский и хозяйственный инвентарь. |
9. Прочие основные фонды | Капитальные вложения в земельные участки (многолетние насаждения, отвод земельных участков). |
Для достижения эффективного использования основных производственных фондов необходимо стремиться к созданию оптимального соотношения между пассивной (стационарной) материально-технической базой предприятия и активной ее частью (подвижным составом), т.е. к оптимальному значению коэффициента технической оснащенности:
, (1)
Фосн – стоимость основных производственных фондов;
Фт.с. - стоимость транспортных средств.
Колеблется коэффициент технической оснащенности АТП обычно в пределах 2,1-2,2. Это означает, что удельный вес стоимости транспортных средств, т.е. активной части основных фондов в общей их стоимости должен составлять примерно 50%.
Особенности кругооборота основных фондов на автомобильном транспорте представлены на (рис. 4).
Рис. 4 Круговорот стоимости основных фондов
По мере эксплуатации основных фондов увеличивается сумма денежных средств, компенсирующих их износ, которая откладывается и накапливается в виде амортизационного фонда. Таким образом, в результате производственной деятельности АТП имеющаяся часть основных фондов в виде автомобилей, зданий, сооружений, оборудования и т.д. постепенно уменьшается, а сумма амортизационных отчислений соответственно растет. В результате компенсации стоимости основных фондов амортизационными отчислениями последние могут быть вновь использованы для приобретения новых автомобилей, оборудования, строительства зданий. Завершив один полный кругооборот (возвратившись в денежной форме), основные фонды начинают второй кругооборот в производстве.