Время: 4 часа.
Цель занятия: Познакомить студентов с основными факторами успешного/неуспешного речевого поведения и методами его совершенствования; прививать навыки речевого этикета.
Вид семинара: семинар-конференция.
Темы выступлений (рефератов):
1. Что такое речевой этикет.
2. Этикет и речевая ситуация. Формулы речевого этикета.
1. Речевой этикет знакомства. Представление.
2. Правила приветствия и прощания.
3. Риторика обращения; история обращения людей друг к другу в России.
4. «Ты» и «вы» в речевом этикете.
5. Этика речевого поведения в разных ситуациях (поздравление, сочувствие, благодарность, извинение).
6. Мастерство комплимента.
9. Речевая стратегия и тактика: к чему стремятся люди при общении и чего они избегают.
Литература:
- Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М, 1989.
- Формановская Н.И.Русский речевой этикет: нормативный социокультурный контекст. – М.: Русский язык, 2002.
- Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. – М., 1983.
- Лазарева Э.А. Культура речи: Речевой этикет: Методические разработки. – Екатеринбург, 1999.
|
|
-Смелкова З.С. Азбука общения, - Самара, 1994.
-Стернин И.А. Русский речевой этикет. – Воронеж, 1996.
Задание студентам по подготовке к семинару:
1) Назовите, какие формулы речевого этикета вы используете в разных ситуациях обращения.
2) Законспектировать:
Шмелева Т.В. Кодекс речевого поведения // Рус.яз. за рубежом. – 1983,
№ 1.