Световой коэффициент (СК)

Операционные, родовые палаты, перевязочные 1:4- 1:5

Палаты, кабинеты врачей,1 манипуляционные и др. 1:5 - 1:6

Коэффициент естественного освещения (КЕО) Операционные 2.5 %

Процедурные 1.5 %

Палаты, кабинеты врачей 1.0 %

2) Искусственное освещение Светильники общего освещения, размещаемые на потолках, д.б. со сплошными рассеивателями. ДЛЯ освещ. Палат применяют настенные комбинированные светильники устанавливаемые у каждой койки на высоте 1,7 м от пола.. В каждой палате д.б. светильник ночного освещения установленные в нише у двери на высоте 0,3 м от пола. Во врачебных смотровых кабинетах устанавливают настенные светильники для осмотра боьного.

106. водоснабжение больниц Все вновь строящиеся, реконструируемые и действующие лечебные учреждения, в т.ч. и дневные стационары, должны быть оборудованы водопроводом, канализацией, централизованным горячим водоснабжением. Качество воды для хозяйственно-питьевого назначения должно соответствовать требованиям санитарных правил.При наличии собственного источника водоснабжения, водопотребление лечебным учреждением возможно при наличии санитарно-эпидемиологического заключения на данный источник.. В каждом лечебном учреждении разрабатывается и утверждается система сбора, временного хранения и удаления отходов различных классов опасности в соответствии с требованиями действующих нормативных документов, в связи с чем учреждение должно быть обеспечено необходимым количеством технологического оборудования (стоек-тележек, транспортных внутрикорпусных тележек, герметизаторов и др.), одноразовой упаковочной тары и транспортных контейнеров.. Очистка и обеззараживание сточных вод от лечебных учреждений должна осуществляться на общегородских или других канализационных очистных сооружениях, гарантирующих эффективную очистку и обеззараживание сточных вод. При отсутствии общегородских или других очистных сооружений сточные воды лечебных учреждений должны подвергаться полной биологической очистке и обеззараживанию на локальных сооружениях.Сточные воды инфекционных и туберкулезных лечебных учреждений (отделений) перед сбросом в наружную канализацию должны быть обеззаражены.В помещениях для приготовления гипса следует предусмотреть под умывальником установку гипсоотстойника.Отвод сточных вод из помещений грязевых процедур, грязевой кухни и других помещений грязелечебницы должен осуществляться через специальные трапы в сборный грязеотстойник.Для очистки производственных сточных вод из здания пищеблока в больницах на 1000 коек и более следует предусмотреть установку (вне здания) жироуловителей.Для вновь строящихся и реконструируемых лечебных учреждений на случай выхода из строя или проведения профилактического ремонта системы горячего водоснабжения должно быть предусмотрено резервное горячее водоснабжение. Для существующих учреждений в качестве резервного источника устанавливаются электроводонагревательные устройства непрерывного действия в санпропускниках, предоперационных и родовых залах, процедурных, перевязочных, отделениях новорожденных и детей до 1 года, ванных, санитарных комнатах, моечных, буфетах, буфетах-раздаточных, пищеблоках и других функциональных помещениях, требующих соблюдения особого противоэпидемического режима.В палатах для больных (в т.ч. в детских палатах и палатах новорожденных), врачебных кабинетах, комнатах и кабинетах персонала, в туалетах, в шлюзах боксов и полубоксов, в материнских комнатах при детских отделениях, процедурных, перевязочных и вспомогательных помещениях должны быть установлены умывальники с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями. Температура горячей воды в разводящей сети детских и психиатрических палат не должна превышать 37 °С.Предоперационные, перевязочные, родовые залы, реанимационные, процедурные кабинеты, посты медсестер при палатах новорожденных и другие помещения, требующие соблюдения особого режима и чистоты рук обслуживающего медперсонала, следует оборудовать умывальниками с установкой локтевых кранов со смесителями, а также дозаторами (локтевыми) с жидким (антисептическим) мылом и растворами антисептиков.В инфекционных, туберкулезных, кожно-венерологических, гнойно-септических, ожоговых, гематологических отделениях, клинико-диагностических и бактериологических лабораториях необходимо устанавливать умывальники с локтевыми кранами и дозаторы с жидким (антисептическим) мылом и растворами антисептиков в шлюзах боксов, полубоксов и санузлах для персонала.Все санузлы обеспечиваются одноразовыми бумажными или электрополотенцами и педальными спусками для смывных бачков.В палатах новорожденных устанавливаются раковины с широкой чашей и со смесителями.Санитарные комнаты палатных отделений должны быть оборудованы устройствами для обработки и сушки суден, клеенок и пр.

107.Санитарно-охранительный режим и организация питания в детских упу Устройство и содержание помещений пищеблока, оборудование, инвентарь, посуда, условия транспортирования и хранения пищевых продуктов должны соответствовать санитарным правилам к организации общественного питания.Эксплуатация пищеблоков лечебных учреждений допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.Пищеблоки лечебных учреждений должны иметь необходимый набор производственных цехов, обеспечивающих соблюдение гигиенических требований при технологических процессах приготовления блюд.Поточность технологического процесса приготовления блюд, в т.ч. с использованием в работе оборудования, должна исключать возможность контакта сырых и готовых к употреблению продуктов.Пищевые продукты, поступающие на пищеблок, должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к продовольственному сырью и пищевым продуктам, и сопровождаться документами, удостоверяющими их качество и безопасность, с указанием даты выработки, сроков и условий годности (хранения) продукции. Сопроводительный документ необходимо сохранять до конца срока годности (хранения) продукта. Для контроля за качеством поступающей продукции и сроков ее годности (хранения) проводится органолептическая оценка и делается запись в журнале бракеража продукции. Не допускается хранение скоропортящихся продуктов без холода. В холодильных камерах должны строго соблюдаться правила товарного соседства. Сырые и готовые продукты следует хранить в отдельных холодильных камерах. В небольших учреждениях, имеющих одну холодильную камеру, а также в камере суточного запаса продуктов, допускается их совместное кратковременное хранение с соблюдением условий товарного соседства (на отдельных полках, стеллажах). Условия и сроки хранения продуктов должны соответствовать В целях предупреждения возникновения инфекционных заболеваний и отравлений среди пациентов лечебного учреждении:а) не допускается принимать:· продовольственное сырье и пищевые продукты без документов, подтверждающих их качество и безопасность;· продовольственное сырье и пищевые продукты с истекшими сроками годности, признаками порчи и загрязнения; подмоченные продукты в мягкой таре (мука, крупа, сахар и другие продукты);· крупу, муку, сухофрукты, продукты, зараженные амбарными вредителями, а также загрязненные механическими примесями;· овощи, фрукты, ягоды с наличием плесени и признаками гнили;· мясо и субпродукты сельскохозяйственных животных без клейма и ветеринарного свидетельства;· мясо и яйца водоплавающей птицы (утки, гуси);· непотрошенную птицу;· кровяные и ливерные колбасы;· яйца с загрязненной скорлупой, с насечкой «тек», «бой», а также яйца из хозяйств, неблагополучных по сальмонеллезам;· консервы с нарушением герметичности банок, бомбажные консервы, «хлопуши», банки с ржавчиной, деформированные, без этикеток;б) не используются:· фляжное, бочковое, непастеризованное молоко, фляжный творог и сметана без тепловой обработки (кипячения); прокисшее молоко «самоквас»;· консервированные продукты домашнего приготовления;в) не изготавливаются на пищеблоке лечебного учреждения:· сырковая масса, творог;· макароны с мясным фаршем («по-флотски»), блинчики с мясом, студни, зельцы, окрошка, паштеты, фаршмаг из сельди, заливные блюда (мясные и рыбные);· яичница-глазунья;· кремы, кондитерские изделия с кремом;· изделия во фритюре, паштеты.При составлении меню-раскладок должны учитываться основные принципы составления меню диет, а также нормы питания на одного больного в установленном порядке.Питание больных должно быть разнообразным и соответствовать лечебным показаниям по химическому составу, пищевой ценности, набору продуктов, режиму питания.При разработке планового меню, а также в дни замены продуктов и блюд должен осуществляться подсчет химического состава и пищевой ценности диет.Обработка яиц, используемых для приготовления блюд, осуществляется в соответствии с требованиями, установленными санитарными правилами для предприятий общественного питания. Хранение необработанных яиц в кассетах, коробках в производственных цехах не допускается.Промывка гарниров, приготовленных из макаронных изделий и риса, не допускается.Для приготовления и хранения готовой пищи следует использовать посуду из нержавеющей стали. Алюминиевую посуду можно использовать только для приготовления и кратковременного хранения блюд. Не допускается использовать для приготовления и хранения блюд эмалированную посуду.Выдача готовой пищи осуществляется только после снятия пробы. Оценку органолептических показателей и качества блюд проводит бракеражная комиссия лечебного учреждения, назначенная администрацией лечебного учреждения. При нарушении технологии приготовления пищи, а также в случае неготовности, блюдо к выдаче не допускается до устранения выявленных кулинарных недостатков. Результат бракеража регистрируется в журнале бракеража готовой продукции.Для членов бракеражной комиссии должны быть выделены отдельные халаты.В целях контроля за доброкачественностью и безопасностью приготовленной пищи на пищеблоках лечебных учреждений отбирается суточная проба от каждой партии приготовленных блюд.Отбор суточной пробы проводит медицинский работник (или под его руководством повар) в специально выделенные стерильные и промаркированные стеклянные емкости с плотно закрывающимися крышками - отдельно каждое блюдо или кулинарное изделие. Холодные закуски, первые блюда, гарниры и напитки (третьи блюда) отбирают в количестве не менее 100 г. Порционные вторые блюда, биточки, котлеты, сырники, оладьи, колбаса, бутерброды оставляют поштучно, целиком (в объеме одной порции).Суточные пробы хранятся не менее 48 ч с момента окончания срока реализации блюд в специально отведенном в холодильнике месте при температуре 2 - 6 °С.Посуда для хранения суточной пробы (емкости и крышки) обрабатывается кипячением в течение 5 мин.Для транспортирования готовой пищи в буфетные отделения лечебного учреждения используют термосы или плотно закрывающуюся посуду. Хлеб можно транспортировать в полиэтиленовых или клеенчатых мешках, хранение хлеба в которых не разрешается. При выдаче на пищеблоке блюд для буфетных отделений температура готовой пищи должна быть: первых - не ниже 75 °С, вторых - не ниже 65 °С, холодных блюд и напитков - от 7 до 14 °С.До момента раздачи первые и вторые блюда могут находиться на горячей плите не более 2 ч.На пищеблоке при экспедиции должно быть выделено помещение для мытья и хранения кухонной посуды из отделений (термосы, кастрюли, ведра и т.д.). В данном помещении не допускается мытье и хранение кухонной посуды пищеблока, а также посуды из инфекционных отделений.Допускается мытье и хранение буфетной кухонной посуды в моечных буфетных отделений, при отсутствии условий на пищеблокеВ буфетных отделениях должно быть предусмотрено два помещения: для раздачи пищи (не менее 9 м2) и для мытья посуды (не менее 6 м2). В помещении обработки посуды устанавливается 5 моек с подводкой к ним холодной и горячей моды со смесителем.Раздачу готовой пищи производят в течение 2 ч, прошедших после ее изготовления и доставки пищи в отделение.Не допускается оставлять в буфетных остатки пищи после ее раздачи больным, а также смешивать пищевые остатки со свежими блюдами.Раздачу пищи больным производят буфетчицы и дежурные медицинские сестры отделения. Раздача пищи должна производится в халатах с маркировкой «Для раздачи пищи». Не допускается к раздаче пищи младший обслуживающий персонал.В местах приема передач и в отделениях должны быть вывешены списки разрешенных (с указанием их предельного количества) для передачи продуктов.Ежедневно дежурная медицинская сестра отделения должна проверять соблюдение правил и сроков годности (хранения) пищевых продуктов, хранящихся в холодильниках отделения и тумбочках больных.При обнаружении пищевых продуктов с истекшим сроком годности (хранения), хранящихся без целофановых пакетов (в холодильнике), без указания фамилии больного, а также имеющие признаки порчи должны изыматься в пищевые отходы. О правилах хранения больной должен быть информирован при поступлении в отделение.Обработка столовой, чайной посуды и столовых приборов должна проводиться раздельно в следующей последовательности:· при обработке столовой посуды проводится механическое удаление пищи и мытье посуды в первой мойке с обезжиривающими средствами в растворе с температурой воды 50 °С, во второй мойке - с дезинфицирующими средствами в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации, в третьей мойке - ополаскивание посуды проточной горячей водой с температурой не ниже 65 °С; просушивание посуды на специальных полках или решетках;· при обработке чайной посуды и столовых приборов проводится механическое удаление пищи и погружение посуды в раствор с обезжиривающими и дезинфицирующими средствами, во второй мойке - ополаскивание посуды проточной горячей водой с температурой не ниже 65 °С, просушивание посуды.Для обеззараживания посуды вместо дезинфицирующих средств можно использовать метод кипячения в течение 15 мин.В инфекционных лечебных учреждениях или при возникновении случаев инфекционных заболеваний в неинфекционных отделениях последовательность обработки посуды, средства и методы ее обеззараживания, а также обеззараживание остатков пищи от больного при различных болезнях проводятся в порядке, установленном Министерством Российской Федерации.Кухонную посуду буфетных отделений моют горячей водой с температурой не ниже 50 °С, ополаскивают проточной горячей водой с температурой не ниже 65 °С, просушивание посуды на специальных полках или решетках.. Мочалки для мытья посуды и ветошь для протирки столов по окончании уборки кипятят в течение 15 мин или замачивают в дезинфицирующих растворах.После каждой раздачи пищи производят тщательную уборку помещений буфетных в отделениях с применением дезинфицирующих средств. Уборочный материал после мытья полов заливают раствором дезинфицирующих средств в том же ведре, которое использовалось для уборки, далее прополаскивают в воде и сушат.

108.Основные закономерности роста и разв. Детей и подростков. Ростом называется увеличение размеров и объема развивающегося организма за счет размножения клеток тела и возрастания массы живого вещества. Изменения касаются прежде всего антропометрических показателей. В одних органах (таких как кости, легкие) рост осуществляется в основном за счет увеличения числа клеток, в других (мышцах, нервной ткани) преобладают процессы увеличения размеров самих клеток. Необходимо сказать, что данное определение роста не затрагивает изменений, обусловленных жироотложением или задержкой воды.
Абсолютными показателями роста организма являются повышение в нем общего количества белка и увеличение размеров костей. Общий рост характеризуется увеличением длины тела, зависящим от роста и развития скелета, что, в свою очередь, является одним из основных показателей здоровья и физического развития ребенка.
Рост и физическое развитие происходят одновременно. При этом имеет место усложнение строения, которое называется морфологической дифференцировкой тканей, органов и их систем; изменяется форма органов и всего организма; совершенствуются и усложняются функции и поведение. Между ростом и развитием имеется взаимная закономерная зависимость. В ходе этого процесса накапливаются количественные изменения, что приводит к появлению новых качеств. Нельзя считать наличие возрастных особенностей в строении или деятельности различных физиологических систем свидетельством неполноценности организма ребенка на отдельных возрастных этапах, потому что каждый возраст характеризуется именно комплексом подобных особенностей.
Взаимосвязь физического и психического развития детей. Известный педагог и анатом П.Ф. Лесгафт выдвинул положение о взаимосвязи физического и психического развития детей: физическое воспитание осуществляется путем воздействия на психику детей, что, в свою очередь, отражается на развитии психики. Иначе говоря, физическое развитие обусловливает психическое. Это особенно отчетливо обнаруживается при врожденном недоразвитии больших полушарий головного мозга, которое проявляется в слабоумии. Детей, с рождения имеющих такой дефект, невозможно обучить речи и ходьбе, у них отсутствуют нормальные ощущения и мышление. Или другой пример: после удаления половых желез и при недостаточной функции щитовидной железы наблюдается умственная отсталость.
Установлено, что умственная работоспособность возрастает после уроков физического воспитания, небольшого комплекса физических упражнений на общеобразовательных уроках и перед приготовлением домашних заданий.
Речь и физическое и психическое развитие детей. Роль речи для физического и психического развития детей невозможно переоценить, так как речевая функция оказывает ведущее влияние на их эмоциональное, интеллектуальное и физическое развитие. При этом роль речи в формировании личности школьника и его сознания, а также в его обучении труду и физическим упражнениям возрастает. С помощью речи формируется и выражается мысль, посредством речи производится обучение и воспитание детей. По мере роста и развития у детей увеличивается способность отражения объективной действительности в понятиях, отвлечениях и обобщениях, в законах природы и общества.
Первоначально в младшем школьном возрасте преобладает конкретное, наглядно-образное и практически-действенное мышление. Конкретные образы и действия развивают у младших школьников конкретную память, что, в свою очередь, оказывает значительное влияние на их мышление. Для среднего школьного возраста характерно преобладание словесного отвлеченного мышления, которое становится ведущим у старших школьников. В этом возрасте преобладает словесная, смысловая память.
С помощью устной речи дети обучаются речи письменной, а совершенствование последней влечет еще большее развитие устной речи и процесса мышления. По мере развития способности к обобщениям, абстрактному мышлению происходит переход от непроизвольного внимания к произвольному, целенаправленному вниманию. В процессе психической и физической деятельности детей происходят воспитание и тренировка произвольного и непроизвольного внимания.
Речь и мышление развиваются параллельно в процессе речевого общения с окружающими людьми, во время игр, физических упражнений и трудовой деятельности детей. На психическое развитие детей речь оказывает большое влияние.

109.Физическое развитие детей и додростков как один из важнейших показателей здоровья. Одним из важнейших показателей здоровья растущего организма является физическое развитие. Под физическим развитием ребенка понимается степень развития морфо-функциональных признаков, которые, с одной стороны, определяют запас его физических сил, а с другой стороны, являются критерием нормальности процесса роста и формирования организма ребенка в каждом конкретном возрасте. Физическое развитие подчиняется общебиологическим законам, а также действию социально-экономических, медико-биологических и экологических факторов. Детский организм является наиболее чувствительным к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды, что проявляется в виде нарушений физиологического течения процессов роста и развития. При этом установлено, что отклонения в сроках возрастного развития и дисгармоничность морфо-функционального состояния, как правило, сочетаются с изменениями в состоянии здоровья детей, и чем более значительны нарушения в физическом развитии, тем более вероятность заболевания. В связи с этим оценка физического развития детей включается в качестве важного показателя в любую программу изучения состояния здоровья, от массовых профилактических осмотров детей и подростков до анализа отдельных патологических состояний. Существует балльная оценка состояния здоровья детей, в которой учтены группа здоровья и физическое развитие. Изучение физического развития ведется комплексно по суммарным данным: соматометрическим, соматоскопическим и физиометрическим.Оценка физического развития может осуществляться методом сигмальных отклонений с графическим изображением профиля физического развития; по шкалам регрессии; центильным методом; с помощью скрининг-тестов.В последние годы широкое распространение в практике получил метод комплексной оценки физического развития, который предполагает не только определение морфо-функционального статуса (степени и гармоничности развития), но и установления уровня биологического развития детей.Показателями биологического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста являются: длина тела, прибавка длины тела за последний год, число постоянных зубов («зубная зрелость») и др. В старшем школьном возрасте (пубертатном периоде), помимо указанных, определяют степень выражение вторичных половых признаков, сроки наступления первой менструации у девочек.

Достоверно установлено, что дети и подростки, имеющие гармоничное, соответствующее возрасту физическое развитие, наиболее благополучны в отношении состояния здоровья, так как адаптационные возможности ребенка, устойчивость его к различным нагрузкам (физического и психического порядка) в данном случае оптимальны. Замедление или ускорение созревания, напротив, рассматривается как фактор риска возникновения различных заболеваний — у крайних вариантов развития обычно выявляются значимые различия по ряду нозологических форм.При ускоренном темпе развития у детей часто наблюдается снижение физической работоспособности, наклонность к аллергическим заболеваниям, гипертрофия миндалин, гипертонические реакции.Отставание биологического возраста у детей обычно сочетается со сниженными антропометрическими показателями, частыми отклонениями со стороны опорно-двигательного аппарата, нервной и сердечно-сосудистой систем.Морфо-функциональное состояние определяют по показателям тела, окружности грудной клетки в паузе, мышечной силы кистей рук и жизненной емкости легких. В качестве дополнительного критерия для дифференцировки превышения массы тела и окружности грудной клетки за счет жироотложения или развития мускулатуры используют показатели кожно-жировых складок. Путем сравнения полученных данных со стандартными (шкалы регрессии по длине тела, возрастно-половые стандарты функциональных показателей, таблицы средних показателей толщины кожно-жировых складок и др.) определяют морфо-функциональное состояние как гармоничное, дисгармоничное или резко дисгармоничное. Таким образом, при оценке физического развития по комплексной схеме заключение должно содержать вывод о соответствии физического развития возрасту и его гармоничности. Предложена схема индивидуальной оценки физического развития позволяющая выделить так называемые «группы риска» возникновения заболеваний на основании выявленных нарушений темпов развития и гармоничности морфо-функционального статуса. Дети, биологический возраст которых соответствует календарному, а физическое развитие гармоничное, наиболее благополучны в отношении здоровья.Дети с опережением или отставанием биологического возраста при сохранении гармоничности морфо-функционального состояния, а также дети, развивающиеся в соответствии с возрастом, но имеющие дефицит массы тела, составляют группу первой степени риска возникновения заболеваний. Дети с опережением или отставанием биологического возраста, сочетающимся с любой дисгармоничностью морфо-функционального состояния, а также дети, развивающиеся в соответствии с возрастом, но имеющие избыток массы тела, составляют группу второй степени риска.Все дети, имеющие резкую дисгармоничность в физическом развитии, как при нарушении сроков возрастного развития, так и развивающиеся соответственно возрасту, составляют группу третьей степени риска.Выделенные группы нуждаются в различных лечебно-диагностических мероприятиях:1-я группа — углубленное обследование;2-я группа — углубленное обследование и диспансерное наблюдение;3-я группа — обследование, диспансерное наблюдение и амбулаторное или стационарное лечение. Группы здоровья!1: здоровые дети. 2гр. У которых Отсутст. Хронич. Заболевания., но имеются некоторые функцирнальные и морфологич. Нарушения, реконвалесценты. 3гр.страдающие хронич. Заболеваниями в стад. Клинич ремиссии, с ред. Обострениями, при отсут. Осложнений основного забол. 4гр.страдающ. хрон. Забол. В активн. Стад.и стад. Нестойкой клинич. Ремиссиис частыми обострениями. 5гр. Страд. Тяжелыми хронич. Заболев. С ред. Клинич. Ремиссиями с частыми обострениями, нпрерывно рецидивир. Течением, выраженной декомпенсацией фунциональных возможностей организма.

110.Комплексная оценка роста и развития организма детей при мед. Осмотрах. Физ. Развитие- совокупность морфологических и функциональных св-в организма характеризующихпроцесс его роста и созревания. Уровень физ. Развития – степень развития ребенка достигнутая на день его обследования. Оценка физ. Развития.- соматометрич. Показатель (масса, длина) – Физиометрические показатели (Функциональные: ф-ии систем: ЧДД, спирография,АД,ЭКГ, динамометрия, миография, стновая, ЦНС:хронорефлектометрия(оцен. Р-ю на звук, свет) таблица платонова. – Соматоскопические показат. Плантоскопия(форма стопы), кол. Зубов, (молочные меньше, светлее, сглажены) Первая группа — дети, не имеющие хронических заболеваний, не болевшие или редко болевшие за период наблюдения и имеющие нормальное, соответствующее возрасту, физическое и нервно-психическое развитие (здоровые дети, без отклонений). Вторая группа — дети и подростки, не страдающие хроническими заболеваниями, но имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения, а также часто (4 раза в год более) или длительно (более 25 дней по одному заболеванию) болеющие (здоровые, с морфофункциональными отклонениями и сниженной сопротивляемостью). Третья группа — дети, больные хроническими заболеваниями или с врожденной патологией в состоянии компенсации, с редкими и не тяжело протекающими обострениями хронического заболевания, без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия (больные в состоянии компенсации). Четвертая группа — лица с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным периодом реконвалесценции после острых интеркуррентных явлений (больные в состоянии субкомпенсации). Пятая группа — дети, больные тяжелыми хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями (больные в состоянии декомпенсации).

111. Возрастные стандарты физич. Развитияоценка физич. Развития по сигмальным отклонениям и шкалам регрессии. В настоящее время метод сигмальных отклонений с графическим изображением профиля физического развития практически не используется. Однако знать его необходимо с точки зрения овладения более современными методами оценки физического развития детей и подростков.Метод предполагает графическое изображение основных показателей физического развития (длины и массы тела и окружности грудной клетки) после предварительного сравнения их со стандартными. В стандартах, разработанных с учетом возраста и пола, представлены средние арифметические значения (М) каждого из указанных выше признаков для детей г. Москвы, а также среднее квадратическое отклонение — допустимое отклонение от средних значений в сторону увеличения или уменьшения (±а) Физическое развитие оценивают в определенном порядке.Каждый из индивидуальных признаков сравнивают со средней арифметической этого признака для данного возраста и находят фактическое отклонение от нее (со знаком «+», если существует превышение по сравнению со стандартным значением, либо со знаком «- «в случае недостаточного развития признака).Путем деления фактического отклонения на величину среднего квадратического отклонения (а), находят сигмальное отклонение, которое показывает, на сколько сигм в большую или меньшую сторону отклоняются показатели исследуемого ребенка от средних показателей, свойственных данному возрасту и полу.Для построения профиля физического развития на равном расстоянии друг от друга проводят горизонтальные линии по числу оцениваемых признаков. Вертикальная линия в центре соответствует средним величинам (М) для возрастно-половой группы, к которой относится ребенок. По обе стороны от нее проводят вертикальные линии, обозначающие величины средних квадратических отклонений с положительными значениями вправо (+1а; +2а; +3а) и отрицательными влево (-1а; -2а; - 3а).Величины сигмальных отклонений отмечают точками на соответствующей признаку горизонтальной линии. Все точки соединяют прямыми. Полученный график (профиль физического развития) позволяет сделать заключение о физическом развитии ребенка, величине отклонений от средних показателей и о пропорциональности телосложения. Отклонение индивидуальных показателей от стандартных средних величин в пределах М±1а указывает на среднее физическое развитие данного индивидуума. При развитии ниже среднего показатели находятся в пределах от -1а до -2а, при низком физическом развитии от -2а до - 3а. При физическом развитии выше среднего индивидуальные показатели находятся в пределах от +1а до +2а, при высоком — от +2а до +3а. этом решающим показателем для определения степени физического развития считается рост (длина тела), наименее подверженный внешним влияниям признак, характеризующий ростовые процессы детского организма.Для суждения о гармоничности развития необходимо оценить взаиморасположение точек, соответствующих величине сигмальных отклонений по каждому признаку. Если они все укладываются интервал одной сигмы, развитие считается гармоничным. В случае, если разброс признаков превышает одну сигму, развитие дисгармоничное. И, наконец, если один признак отличается от другого более чем на 2а, такое развитие расценивается как резко дисгармоничное.При оценке полученного профиля следует отметить, что два из трех оцениваемых признаков (длина тела и окружность груди) находятся в пределах средних величин (М±1а), а масса тела в интервале «выше среднего» (М+1а - М+2а).Таким образом, физическое развитие ребенка можно оценить как среднее, дисгармоничное, так как масса тела по отношению к длине тела и окружности груди увеличена, что может иметь место при избыточном питании и малой двигательной активности.Недостатком метода сигмальных отклонений является отсутствие корреляционной зависимости между массой тела, ростом и окружностью грудной клетки. Каждый показатель оценивается отдельно, вне связи с другими. Регрессионный метод (по шкале регрессии). Метод оценки физического развития по шкале регрессии более совершенен, так как оценочные таблицы, составленные по шкале регрессии, учитывают корреляционную зависимость между двумя антропометрическими признаками: длиной и массой тела, длиной тела и окружностью грудной клетки. Таблицы составляются на основании вариационно-статистической обработки данных измерений этих признаков у выборочной группы детей (не менее 100—150 ч) одного возраста и пола.Основу оценочной таблицы составляет длина тела, представленная во всех вариантах (от минимального до максимального значения с интервалом в 1 см), с делением на пять групп: низкую, ниже средней, среднюю, выше средней и высокую. В настоящее время низкий вариант роста практически не встречается. Для каждого варианта длины тела вычислены средние значения (М) и частные сигмы (+а) массы тела и окружности грудной клетки. Проводя индивидуальную оценку физического развития по оценочным таблицам, прежде всего, определяют, к какой группе относится рост ребенка. Затем находят показатели массы тела и окружности грудной клетки, соответствующие этому росту (с учетом допустимых сигмальных отклонений). Далее сопоставляют найденные величины с фактическими показателями массы тела и окружности грудной клетки ребенка.На практике в связи с наличием тесной прямой корреляционной зависимости между массой тела и окружностью грудной клетки допускается для оценки физического развития использовать только соотношение длины и массы тела. Таблицы для индивидуальной оценки физического развития, составленные на основе региональных стандартов и общепринятого метода регрессионного анализа, устанавливают для конкретных вариантов длины тела (роста) в каждой возрастно-половой группе детей диапазон нормальных колебаний массы тела (от М-1а до М+2а). При оценке физического развития в соответствующей полу и возрасту ребенка таблице находят его рост, затем строго по горизонтальной строке — соответствующий данному росту диапазон «нормы» массы тела. В зависимости от того, попадает ли фактическое значение массы тела в данный диапазон, окажется ниже минимальной или выше максимальной его границы, оценивается физическое развитие ребенка.Оценку «нормальное физическое развитие» получают дети и подростки с длиной тела ниже средней, средней и выше средней (эти варианты отражают генетическую вариабельность признака) и массой тела в пределах от М-1а до М+2а. Остальные показатели длины тела и сочетания их с массой тела оцениваются как отклонения в физическом развитии. Их можно сгруппировать в шесть вариантов: «низкий рост», «высокий рост», «дефицит массы» I и II степени, избыток массы I и II степени.

112. акселерация роста иразвития организма, ее проявления. Причины Акселерация - ускорение возрастного развития путем сдвига морфогенеза на более ранние стадии онтогенеза. Термин «акселерация» (от латинского слова acceleratio — ускорение) предложен немецким врачом Koch в 1935 году. Сущность акселерации состоит в более раннем достижении определенных этапов биологического (физического и полового и др.) развития и завершении созревания организма. В качестве основных проявлений акселерации Ю. Е. Вельтищев, Г. С. Грачева (1979) рассматривают: -большую длину и массу тела новорожденных в настоящее время по сравнению с аналогичными величинами новорожденных 20—30-х годов нашего века; в настоящее время рост годовалых детей в среднем на 4—5 см, а масса тела на 1—2 кг больше, чем 50 лет назад ---более раннее прорезывание первых зубов, смена их на постоянные происходит на 1—2 года раньше, чем у детей прошлого столетия; -более раннее появление ядер окостенения у мальчиков и девочек, а в целом окостенение скелета у девочек заканчивается на 3 года, а у мальчиков — на 2 года раньше, чем в 20— 30-е годы нашего столетия; ------более раннее увеличение длины и массы тела детей дошкольного и школьного возраста, причем, чем старше ребенок, тем в большей степени он отличается по размерам тела от детей прошлого столетия; --увеличение длины тела у нынешнего поколения на 8—10 см по сравнению с предшествующим; -----половое развитие мальчиков и девочек заканчивается на 1,5—2 года раньше, чем в начале XX века, за каждые 10 лет наступление менструации у девочек ускоряется на 4—6 месяцев. Истинная акселерация сопровождается увеличением продолжительности жизни и репродуктивного периода взрослого населения (И. М. Воронцов, А. В. Мазурин, 1985). На основании учета соотношений антропометрических показателей и уровня биологической зрелости выделяются гармонический и дисгармонический типы акселерации. К первому относятся те дети, у которых антропометрические показатели и уровень биологической зрелости выше средних значений для этой возрастной группы, ко второму типу - дети, у которых отмечается усиленный рост тела в длину без одновременного ускорения полового развития или раннее половое созревание без усиленного роста в длину. Для объяснения процесса акселерации в настоящее время предложен ряд теорий (Ю. П. Лисицын, 1973): ----Физико-химические:
1) гелио-генная (влияние солнечной радиации);
2) радио волновая, магнитная (влияние магнитного поля);
3) космической радиации;
4) повышенной концентрации углекислого газа, вызванной ростом производства. -----Теории отдельных факторов условий жизни:
1)алиментарная;
2) нутритивная;
3) повышенной информации. -----Генетические:
1)циклических биологических изменений;
2) гетерозиса (смешения популяций). -----Теории комплекса факторов условий жизни:
урбанического влияния;
комплекса социально-биологических факторов. Ускорение физического развития ребенка требует рационализации трудовой деятельности и физической нагрузки. В связи с акселерацией должны периодически пересматриваться регионарные нормативы, которыми мы пользуемся для оценки физического развития.

113Нарушения и заболевания возникающие у детей и иподростков в связи с физиологическими особенностями при воздействии неблагоприятных факторов внешней среды. меры профилактики. Влияют на здоровье детского населения 3 группы факторов: генотип, образ жизни, состояние окруж. Ср. наибольшему риску развития хронических заболеваний подвержены дети с отягощенной наследственностью.. риск развития некоторых заболеваний у детей, проживающих в загрязненных районах, повышается в 2-3 раза. К числу экологических факторов педиатры относят профессиональные вредности у родителей в течение 2 лет до рождения ребенка.заболеваемость детей зависит от типа семьи. В неполных семьях выше. Дети из неграмотных семей чаще болеют. Распространенность острых респираторных заболеваний среди детей зависит от режима проветривания и площади учебно-воспитательных помещений, планирования здания..влияние на здоровье учащихся факторов: климатические особенности местности, загрязнения атмосферного воздуха,неудовл. Сан-гиг условий, низкого материального уровня жизни семей, большой занятости на работе матерей,злоупотребление алкоголя у оцов,большой суммарной нагрузки школьников, несоблюдения режима дня, посещение ясель, групп продленного дня.

114.Значение особенностей высшей нервной деятельности детей и подростков в организации учебновопитательного процесса. Умственная работа человека является результатом деятельности коры больших полушарий. Поэтому гигиеническую основу учебно-воспитательного процесса должно составлять предупреждение утомления и переутомления.Учебная работа учеников прежде всего отражается на нервной системе, через которую определенная нагрузка передается на мышечную и другие системы организма. Действие этой нагрузки сказывается прежде всего в нарушении согласованной работы систем организма и связи организма с внешней средой. Процесс нарушения связи коры головного мозга с внешней средой физиологи определяют как утомление,понимая под последним временное снижение работоспособности клеток мозговой ткани, а также организма в целом. Развитие утомления связано с изменениями, происходящими в центральной нервной системе, нарушениями проведения нервных импульсов в синапсах.Скорость наступления утомления зависит от состояния нервной системы, частоты ритма, в котором производится работа, и от величины нагрузки.Неинтересная работа быстрее вызывает наступление переутомления.Следовательно, утомление-это физиологический процесс, лишь временно нарушающий деятельность мозговых клеток. С физиологической точки зрения утомление является конечной степенью торможения, которое охватывает вначале только кору головного мозга, а затем распространяется на более низшие отделы нервной системы, ослабляя человеческий организм.Если наступающее утомление не сменяется отдыхом, необходимым для восстановления нормального состояния клеток, то оно переходит в переутомление.Переутомление весьма болезненно для организма, т.к. связано с превышением функциональной возможности клеток. Переутомление организма проявляется в расстройстве сна, потери аппетита, головных болях, безразличии к происходящим событиям, снижении памяти и внимания. Резко сниженная при этом умственная работоспособность организма отражается на успеваемости детей. Длительное переутомление ослабляет сопротивляемость организма к различным неблагоприятным влияниям, в том числе и к заболеваниям.Переутомление у детей и подростков может возникнуть как следствие чрезмерной или неправильно организованной учебой и внеклассной работы, сокращения продолжительности сна, отдыха на открытом воздухе, нерационального питания.РаботоспособностьПод работоспособностью понимается способность человека развить максимум энергии и, экономно расходуя ее достичь поставленной цели при качественном выполнении умственной или физической работы. Это обеспечивается оптимальным выполнением различных физиологических систем организма при их синхронной, скоординированной деятельности. Умственная и мышечная (физическая) работоспособность тесно связана с возрастом: все показатели умственной работоспособности возрастают по мере роста и развития детей.Темп прироста скорости и точности умственной работы по мере увеличения возраста нарастает неравномерно и гетерохронно, подобно изменению других признаков, отражающих развитие организма.Фазы работоспособности. Во всякую работу, в том числе и умственную, организм человека и особенно ребенка включается не сразу. Необходимо некоторое время вхождения в работу или врабатывание. Это первая фаза работоспособности. За фазой врабатывания следует фаза оптимальной работоспособности, когда относительно высокие уровни качественных и количественных показателей согласуются между собой и изменяются синхронно.Спустя некоторое время начинает развивается утомление и проявляется ее третья фаза – снижение ра б отоспособности. Этот скачок в падении работоспособности указывает на предел эффективной работы и является сигналом к ее прекращению.Развивающееся утомление- естественная реакция организма на более или менее длительную и интенсивную нагрузку. Нагрузка, вызывающая утомление, необходима. Без этого немыслимо развитие детей и подростков, их тренировка, адаптация к умственным и физическим нагрузкам. Планирование и распределение этих нагрузок необходимо проводить с учетом возрастно-половых, морфофункциональных особенностей детей.ПсихогигиенаОзначает сохранение и укрепление в процессе учебно-воспитательного процесса психического здоровья у детей и подростков, предупреждение неврозов.Неврозы – временное нарушение нормальной деятельности нервной системы возбудительного или тормозительного характера.Причинами осуществления психогигиены являются:Акцентуация одной или нескольких характереологических черт ребенка (преобладание возбудительного или тормозного характера). Эта особенность требует реализации основного педагогического принципа-индивидуализации и диференции подхода к процессу обучения и воспитания.Вербальные воздействия физического, психического и морального характера.Фобии – страх, тревога.Дидактогенные неврозы- возникающие по вине воспитателя, учителя, руководителя.Депривация или депривированность- голод общения, внимания.Соблюдение режима дня и его основных принципов.

115.Сон, его физиологическая сущность гигиенические требования к прордолжительности и условиям организации сна у детей.д остаточность сна. Именно во сне осуществляются все основные метаболические и клеточные перестройки, определяющие формирование скелета ребенка.Наиболее благоприятное влияние на сон оказывает свежий воздух. Он воздействует на кожу, слизистые оболочки носа и верхних дыхательных путей, вызывает быстрое наступление сна. Сон на воздухе может заменить прогулку, особенно в холодное и переходное время года.В режиме дня младших (3—4 года) и средних (4—5 лет) групп детского сада предусматривается 12—12,5 ч на сон, из них 2 ч на одноразовый дневной сон. Для детей старшей (5—6 лет) и подготовительной (6—7 лет) групп на сон полагается 11,5 ч (10 ч ночью и 1,5 ч днем).Продолжительность сна у детей школьного возраста меняется с возрастом и составляет:• в 7 – 10 лет – 11 – 10 ч;• в 11 – 14 лет – 10 – 9 ч;• в 15 – 17 лет – 9 – 8 ч.У значительной части учащихся отмечается недосыпание. Оно связано с ранним началом занятий в первую смену (8.30 и даже в 8.00) и соответственно ранним подъемом детей, а также с поздним отходом ко сну. Более позднее засыпание обусловлено продолжительным приготовлением уроков и длительным просмотром телепередач, видеофильмов.Недосыпание оказывает неблагоприятное влияние на высшую нервную деятельность детей. При дефиците сна отмечаются резкие колебания настроения, значительно снижается работоспособность. Однако, как правило, эти нарушения вначале носят обратимый характер и исчезают при установлении правильного режима сна. Длительное недосыпание может привести к переутомлению и невротическим расстройствам.\

116. Физиологические основы режима дня. Понятие о динамическом стереотипе, особенности режима дня для детей разных возрастов. Рациональный, соответствующий возрастным особенностям детей режим дня позволяет чередовать различные виды деятельности, обеспечить оптимальный двигательный режим, в том числе на открытом воздухе, полноценный отдых, достаточной продолжительности сон, что способствует нормальному росту и развитию детей.

Режим дня детей и подростков в соответствии с возрастными особенностями включает следующие обязательные элементы:• режим питания (интервалы между приемами пищи и кратность питания);• время пребывания на воздухе в течение дня;• продолжительность и кратность сна;• продолжительность и место обязательных занятий, как в условиях образовательных учреждений, так и дома;• свободное время, возможность обеспечить двигательную активность ребенка по собственному выбору.Соблюдение режима дня, начало и конец всех его элементов, видов деятельности всегда в одно и то же время приводят к возникновению у детей достаточно прочных условных рефлексов на время. Вследствие выработавшегося рефлекса на время организм ребенка в каждый момент как бы подготовлен к предстоящему виду деятельности. При этом все процессы (занятия, питание, засыпание и т.д.) протекают с меньшей «физиологической стоимостью» (быстрее и легче). В этом основное гигиеническое значение соблюдения режима дня, сохранения жизненного стереотипа. Обязательным законом жизни ребенка является правильно построенный и постоянно соблюдаемый режим дня. В гигиенически рациональном режиме дня предусматриваются достаточное время для всех необходимых элементов жизнедеятельности и обеспечение на протяжении всего периода бодрствования высокой работоспособности.

Правильно организованный режим дня создает ровное, бодрое настроение, интерес к учебной и творческой деятельности, играм, способствует нормальному развитию ребенка. Педиатры отмечают два ведущих для нормального роста детей фактора режима дня. Первый — адекватная физическая подвижность, обеспечивающая оптимальную механическую нагрузку на костно-мышечную систему растущего организма ребенка. Поэтому важно постоянно контролировать режим жизни детей: не допускать ни низкой физической подвижности, ни занятий такими видами спорта или работы, которые могут вредно отразиться на развитии. Вторым важным моментом режима дня является достаточность сна. В режиме дня младших (3—4 года) и средних (4—5 лет) групп детского сада предусматривается 12—12,5 ч на сон, из них 2 ч на одноразовый дневной сон. Для детей старшей (5—6 лет) и подготовительной (6—7 лет) групп на сон полагается 11,5 ч (10 ч ночью и 1,5 ч днем).Продолжительность сна у детей школьного возраста меняется с возрастом и составляет:• в 7 – 10 лет – 11 – 10 ч;• в 11 – 14 лет – 10 – 9 ч;• в 15 – 17 лет – 9 – 8 ч. Существенное значение в режиме дня имеет пребывание детей на свежем воздухе. Общая продолжительность пребывания на открытом воздухе детей 1-го года жизни должна составлять не менее 5 – 6 ч в сутки. Кроме дневного сна на воздухе, в режиме дня должны быть предусмотрены прогулки. Летом все игры и занятия должны проводиться на свежем воздухе, в холодное время года предусматриваются прогулки 2 раза в день по 1,5 – 2 ч.В первые три года жизни режим дня меняется несколько раз. Он должен быть подчинен основным задачам воспитания детей преддошкольного возраста: способствовать правильному росту и развитию, укреплению здоровья, развитию основных движений, становлению речевой функции.Режим дня детей дошкольного возраста должен строиться также с учетом особенностей их высшей нервной деятельности, которая характеризуется все еще легкой истощаемостью клеток коры головного мозга, определенной неустойчивостью нервных процессов.В дошкольном возрасте происходит становление суточной периодичности в деятельности органов и систем. Задачи воспитания в этот период значительно расширяются. Наряду с укреплением здоровья и дальнейшим совершенствованием основных движений (ходьба, бег, лазание, метание) ставится задача обучения детей внятному произношению слов и правильной речи, воспитания гигиенических навыков, ознакомления детей с доступными их пониманию предметами и явлениями, воспитания художественного вкуса. Дети приучаются к выполнению несложных обязанностей, простейшей трудовой деятельности, большей самостоятельности в самообслуживании. В средней и старшей группах должна проводиться большая работа по подготовке детей к обучению.Режим дня в детском саду следует дифференцировать по группам. Младшую группу составляют дети 3 – 4 лет, среднюю – 4 – 5 лет, старшую – 5 – 6 лет и подготовительную – 6 – 7 лет.Программами воспитания и обучения в детском саду, согласованными с Управлением Роспотребнадзора, предусматривается организация занятий, соответствующая морфофункциональным особенностям детей. Занятия должны проводиться ежедневно, кроме субботы, с 1 сентября по 1 июня: в младшей группе – 10 занятий в неделю по 10 – 15 мин, в средней – 10 занятий в неделю по 20 мин, в старшей – 15 занятий в неделю по 20 – 25 минв подготовительной – 19 занятий в неделю по 25 – 30 мин Продолжительность перерывов между занятиями 10 – 12 мин, в течение которых целесообразно организовывать подвижные игры умеренной интенсивности. Домашние задания во всех группах отсутствуют.Сравнительно с более старшими группами малышам отводится больше времени для приема пищи, воспитания культурно-гигиенических навыков, которыми дети начинают овладевать. Пребывание на воздухе зимой занимает не менее 3 – 4 ч, а летом – весь день.С детьми старшей группы ежедневно проводится 2 – 3 занятия. Все свободное время: до завтрака, на прогулках и, особенно во второй половине дня после дневного сна – отводится для игр,Для игровой деятельности отводится время утром (до завтрака), во время прогулок в первой и второй половине дня, после дневного сна и вечером перед сном.В любых условиях в режиме дня должны быть предусмотрены прогулки в первой и второй половине дня, общая продолжительность пребывания детей на воздухе не должна быть менее 4 ч.При построении режима для учащихся учитываются особенности функционирования нервной системы: высокий уровень активности коры больших полушарий в утренние и дневные часы, снижение его после обеда, падение в вечерние часы. Работоспособность школьников в течение дня имеет два подъема, совпадающих по времени с периодами высокого уровня физиологических функций: в 8 – 12 ч и в 16 – 18 ч. При этом первый подъем работоспособности, как правило, выше и продолжительнее второго.В соответствии с периодами повышения и спада интенсивности физиологических функций должен строиться режим дня школьников. Основными компонентами их режима дня являются учебные занятия в школе и дома, отдых с максимальным пребыванием на открытом воздухе, регулярное и достаточное питание, гигиенически полноценный сон. Обязательно должно быть отведено время для свободных занятий по собственному выбору (чтение, занятия музыкой, рисованием и другой творческой деятельностью, спорт и спортивные развлечения, общественная работа, самообслуживание, помощь семье).Учебные занятия в школе регламентируются учебным планом. Домашние учебные занятия – важное звено самостоятельной работы в процессе обучения. Эта работа должна проводиться после обеда и достаточного отдыха и по времени совпадать с повышением интенсивности функциональной деятельности всех систем организма. Учащимся второй смены целесообразнее готовить уроки после утреннего завтрака. Работоспособность повышается, если учащиеся приступают к домашним заданиям после 1,5 – 2-часового пребывания на свежем воздухе. При этом желательно первую половину этого времени использовать для игр и спортивных развлечений средней интенсивности, а вторую – провести в спокойных прогулках.Гигиенически допустима следующая продолжительность домашних заданий: в 1-м классе (со второго полугодия) – до 1 ч, во 2-м классе – до 1,5 ч, в 3 – 4-х классах – до 2 ч, в 5 – 6-х классах – до 2,5 ч, в 7-м классе – до 3 ч, в 8 – 11-х классах – до 4 ч. Превышение указанного времени приводит к снижению внимания, скорости чтения, качества письменных работ, функциональным изменениям основных органов и систем, а также отражается на сокращении времени прогулок, занятий спортом, сна.Увеличение продолжительности домашних учебных занятий может быть связано не только с объемом заданий, но и отсутствием у школьников устойчивого навыка рациональной организации своей работы. Целесообразно приготовление уроков начинать всегда в одни и те же часы. При этом должен быть сохранен школьный стереотип: через 35 – 45 мин занятий необходим короткий перерыв. При домашних занятиях свыше 2 ч необходим более длительный отдых на открытом воздухе, что способствует повышению работоспособности.Активный отдых на воздухе является мощным оздоровительным фактором.Свободное время учащиеся используют сообразно своим интересам, для чего предусматривается специальное время: для школьников младшего возраста – 1 - 1,5 ч, среднего и старшего – 1,5 – 2,5 ч в день.В режиме дня выходных дней и каникулярных периодов следует предусматривать максимальное пребывание детей на воздухе. Большое внимание должно быть уделено подвижным играм и развлечениям, спортивным играм и спорту, экскурсиям и туристическим походам. Время для чтения книг, посещения театров и кинотеатров должно быть распределено равномерно. Ежедневно выделяется время для помощи семье или общественно полезного труда. ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП
Динамический стереотип — понятие, отражающее интеграцию условно-рефлекторных процессов в коре больших полушарий, которая достигается при многократном предъявлении одних и тех же положительных или тормозных условных раздражителей, следующих с постоянными интервалами времени между ними. При формировании динамического стереотипа происходят существенные энергозатраты, которые в дальнейшем окупаются за счет повышения эффективности работы нервной системы, т.к. после каждой реакции происходит автоматическая подготовка к последующей.

117.Гигиенические аспекты проблемы школьной зрелости. Причины: органические (отклонения в физическом и нервно-психическом развитии ребёнка) и воспитательные, связанные с неэффективной тактикой педагогического подхода к детям в раннем дошкольном возрасте. 1. Проблемы органического характера Согласно современному законодательству ребенок может быть принят в первый класс, если к началу учебного года ему исполнилось не менее 6 лет 6 месяцев. Шестилетние дети (6,5 лет) могут поступить в школу или учебно-воспитательный комплекс (УВК) лишь при условии, что образовательное учреждение располагает всем необходимым для организации обучения таких детей.Физическое развитие ребенка это то, что наглядно показывает динамику возрастных изменений. В течение учебного года, особенно в декабре – феврале (наиболее трудном периоде), у первоклассников отмечается снижение массы тела, что свидетельствует об отрицательном влиянии всего комплекса нагрузок, связанных с обучением в школе, на организм ребенка. В идеале снижения массы тела быть не должно.В то же время у детей шести-семи лет интенсивно идет развитие опорно-двигательной системы (скелета, суставно-связочного аппарата, мускулатуры). Если ребенку 6,5 лет –необходимо повременить с поступлением в школу. Даже если к началу учебного года ребенку уже исполнилось 7 лет, но у него серьезные проблемы со здоровьем (хронические болезни, часты обострения и т.д.), лучше отложить учебу на год. 2. Проблемы воспитательного характера Отрицательно влияет на функциональное состояние и развитие ребенка несоответствие условий обучения гигиеническим требованиям и плохое нормирование статических и умственных нагрузок. В этот период еще не завершены процессы развития и преобразования системы органов дыхания и эндокринной системы, т.е. организм ребенка растет, развивается, совершенствуется. Одни процессы происходят интенсивнее именно в шесть-семь лет, а для других процессов и систем этот возраст наступит несколько позже.Ведущая роль во взаимодействии организма с окружающей средой принадлежит центральной нервной системе, а степень её зрелости сложных форм поведения и психической деятельности ребенка. Изучение функциональной зрелости мозга и других отделов центральной нервной системы показало, что дети шести-семилетнего возраста уже готовы к восприятию и переработке значительного потока информации, усложняющегося с началом обучения. Они могут подчинять свои действия речевой, словесной инструкции. Слово может направить внимание ребенка на определенный объект и его свойства. В этом возрасте возможно устойчивое внимание, однако к объему и уровню внимания и способности у его распределению младшие школьники не намного отличаются от старших дошкольников. Для деятельности ребенка шести-семи лет очень характерны высокая эмоциональность и большая значимость эмоциональных реакций. Невозможность длительно сохранять и удерживать внимание в процессе деятельности, лишенной непосредственного интереса, высокая отвлекаемость создают те педагогические трудности, которые испытывают учителя, работающие с детьми неумело, без знания и учета их функциональных особенностей. Почти всегда учителя, работающие в начальной школе, и особенно с шестилетками, жалуются на невнимательность своих учеников. Попытка долго удерживать внимание безуспешна, так как высокая истощаемость нервных клеток коры головного мозга, малая устойчивость внимания, эмоциональность и быстро развивающееся так называемое «охранительное торможение» приводят к отвлечениям, «двигательному беспокойству» уже после 10–15 минут интенсивной работы.В шесть-семь лет достаточно четко выражены индивидуальные особенности высшей нервной деятельности ребенка, которые проявляются в темпераменте. В основе этих индивидуальных особенностей – свойства нервных процессов возбуждения, торможения и их различных сочетаний.

118.Определение готовности детей к поступлениюв школу Медицинские и психофизиологические критерии. Подготовка детей к школе — задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Ребенок к школе должен быть зрелым не только в физиологическом и социальном отношении, но и достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Итак, чтобы ребенок мог успешно учиться в школе и выполнять свои обязанности, он к моменту поступления в школу должен достичь определенного уровня физического и психического развития, так называемой школьной зрелости.

Выделяют две группы критериев готовности детей к обучению в школе: медицинские и психолого-педагогические. Медицинские критерии: 1. Уровень физического развития. 2. Уровень биологического развития. 3. Состояние здоровья.Психолого-педагогические критерии: 1. Степень психосоциальной зрелости.(Тестовая беседа с ребенком. Предложены вопросы и оценка ответов на психосоциальную зрелость дошкольника.
1. Назови свою фамилию, имя, отчество.2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.3. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь, женщиной или мужчиной?и т.п. Оценка ответов. Все баллы суммируются в соответствии с математическими правилами.
■ 1 балл - за правильный ответ на все подвопросы одного пункта (за исключением контрольных).
■ 0,5 балла - за правильные, но неполные ответы на подвопросы пункта. 27-32 баллов - ребенок считается школьно-зрелым.
23-26 балла - ребенок считается средне-зрелыми.
17-22 баллов - низкий уровень психосоциальной зрелости.) 2. Уровень умственной работоспособности. 3. Выполнение монометрического теста.(Ребенок получает карточку из плотного картона, на которой изображен толстой линией круг диаметром 30 мм, вокруг которого имеется 3 больших и 3 меньших по диаметру круга, изображенные тонкой линией на расстоянии 1 мм друг от друга. Ребенку дают острые не тугие ножницы и объясняют, что ему нужно вырезать круг по средней утолщенной линии.) 4. Чистота звукопроизношения. 5. Уровень школьной зрелости и уровень интеллекта по тестам Керна-Ирасека и Векслера(тест Векслера (слуховая память), тест Керна - Ирасека (умственное развитие, речь, умение выполнять требования учителя, навыки рисования). 6. Уровень восприятия, памяти, мышления.

119.Гигиенические принцыпы организации учебного процесса в шк. Гиги. Основы обучения детей в 1-3 кл. Максимальная учебная нагрузка не должна превышать 38 часов в неделю, включая факультативные занятия, при длительности урока не более 45 минут. Количество факультативных занятий в неделю не должно превышать 2-х часов для первых классов, 3-х часов - для 2 - 9-х классов, 6-ти часов для 10 - 11 классов.Для детей, обучающихся с 6-летнего возраста, учебная недельная нагрузка не должна превышать 20 часов. Продолжительность учебного года - не более 30 учебных недель.Организация обучения по 5-дневной учебной неделе не должна носить массовый характер. Допускается в учреждениях, работающих в односменном режиме при условии соблюдения требований к режиму учебных занятий и отдыха учащихся на переменах, при наличии интегрированных учебных курсов.При работе общеобразовательные учреждения в режиме 5-дневной учебной недели объем обязательной учебной нагрузки для учащихся 7 - 11-х классов уменьшается до 30 часов в неделю за счет часов вариативной части при сокращении объемов материалов учебного плана.В начальной школе в целях предупреждения неблагоприятного влияния умственной нагрузки для здоровья учащихся количество уроков в день должно составлять не более 4-х при 45-минутной продолжительности и не более 5-ти при 35-минутной с обязательной динамической паузойДля детей, обучающихся с 6-летнего возраста дневная учебная нагрузка должна составлять не более 4-х уроков длительностью 35 минут.Для учащихся 5 - 6 классов ежедневная учебная нагрузка должна составлять не более 5 уроков в день, для учащихся 7 - 11 классов - не более 6 уроков в день при продолжительности урока 45 минутДля учащихся старшего звена (10 - 11 кл.) при проведении факультативных занятий допускается увеличение учебной нагрузки до 7 уроков в течение 2-х дней учебной недели3. Организация режима учебных занятийПродолжительность перемен между уроками должна составлять не менее 10 минут, большой перемены после 2-го урока - 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2-го и 3-го уроков устраивать две перемены по 20 минут.Отдых учащихся в перерывах между занятиями должен быть организован максимально на открытом воздухе в зависимости от погодных условий.Для учащихся начальных классов на одной из больших перемен организуются подвижные игры.Начало занятий в учреждении при односменном режиме работы не ранее 08 час. 30 мин., при 2-х сменном - не ранее 08 час. 15 мин. Время начала занятий для детей 6-летнего возраста устанавливается с учетом местных условий с 08 час. 30 до 09 час.С целью соблюдения режима проветривания и влажной уборки помещений при 2-х сменном режиме работы учреждения промежуток между сменами должен составлять не менее 45 минут.Учащиеся 1 - 2-х классов обучаются только в 1-ю смену. Занятия учащихся лицеев и гимназий должны быть односменными, причем только в первую смену.Факультативные занятия организуются в дни с наименьшим количеством уроков с перерывом 45 - 60 минут после обязательных занятий.С целью предупреждения и снятия утомления учащихся в лицеях и гимназиях, допускается проведение факультативов, содержащих динамический компонент, между основными занятиями с включением их в сетку расписаний.В режиме дня необходимо выделение свободного времени для занятий в спортивных секциях продолжительностью 45 мин. - 1.5 час.Режим учебных занятий в учреждениях должен предусматривать время для приема пищи с интервалом не более 3.5 - 4 часов.Для учащихся начальной и основной школы режим дня предусматривает проведение перед началом уроков ежедневной утренней гимнастики на 15 - 30 минут.При пятидневной учебной неделе обязательным условием является организация субботы как досугового, развивающего дня. Не реже двух раз в месяц по субботам должны проводится массовые спортивные мероприятия.В классах среднего и начального звена на уроках должны быть организованы две динамические паузы по 2 минуты на 10 и 20 минуте от начала занятия.. Для снятия и предупреждения утомления учащихся во время перемен должно быть организовано сквозн


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: