Трансферт – способ передачи РИД и прав на них тому или иному потребителю
Формы трансферта:
• Вертикальный трансферт – сам РИД будет освоен владельцем самостоятельно путем использования этого результата в производстве или при реализации конечного продукта. ВТ может быть осуществлен в различном виде:
1. Создание инновационного предприятия (наиболее часто)
2. Выделение отдельного вида бизнеса как самостоятельно существующей компании
3. Стратегический альянс
4. Совместное предприятие
1)Особенности такого способа реализации – создание инновационного предприятия:
• Сохранение инновационного потенциала => появление инновационной монополии, которая обеспечивает контроль за сегментом рынка. Монополист разрешает производить аналогичную продукцию или ограничивает производство продукции на период выведения на рынок
• Минимизируется возможность возникновения конфликтов компании, т. к. уже выбранные направления развития самой компании. Собственники компании ограничены или защищены от давления со стороны конкурентов.
|
|
• Необходимы большие вложения – нехватка собственных средств требует привлечение стороннего капитала
• Появляются высокие производственные риски и риски, связанные с низкой диверсификацией производства
2)Реализация инновационного продукта в ранее созданной компании – возможно, когда совпадают цели и задачи инновационного проекта компании с целя и задачами компании. Худший вариант – провал продукта на рынке (нужны маркетинговые мероприятия).
3)Стратегический альянс – объединение независимых предприятий, которые сформировали для себя общие цели, разработали общую стратегию, разделили риски между собой и ориентируются на получение общей выгоды.
СА – логическое продолжение вертикального трансферта, организованного путем создания инновационного предприятия. Главное преимущество СА – синергетический эффект (выгода, которую получают участники альянса от сотрудничества и взаимодействия). Источниками совокупного синергетического эффекта являются: снижение расходов, связанных с проведением НИОКР, получение косвенных льгот (или финансирования), увеличение доходов компаний-участников путем исключения дублирования проведения работ по созданию нововведений, совершенствование бизнес-процессов, общая финансовая экономия за счет организации общих каналов сбыта, за счет более продуманной политики в области выведения продукта на рынок.
СА ограничен во времени, т. к. он базируется на соглашении между фирмами и партнерами. Обычно расторгается СА тогда, когда падают доходы, утрачивается эффект взаимодействия. Состав СА пересматривается во времени. Используется как средство в конкурентной борьбе, что приносит выгоды
|
|
4)Совместное предприятие – общая собственность на материальные и финансовые ресурсы, использование которых позволяет осуществлять все необходимые функции созданного предприятия.
Особенность – собственник РИД теряет свою самостоятельность (собственность).
Если партнер более сильный, то он может увеличить масштаб производства (успешный сбыт продукции). Организационное единство => когда реализуется общая стратегия развития, минимизируются риски появления конфликтов.
Собственник РИД вынужден на себя принимать риски, которым подвергается предприятие; частично теряет контроль над реализацией проекта, что приводит к уменьшению дохода.
Вывод по вертикальному трансферту:
1)реализация проекта в форме СП эффективно тогда, когда у фирмы достаточно собственных средств, достаточно высококвалифицированных персонал, которые обеспечивает получение заданного результата. (нужна стратегия сбыта)
2)если инновационный проект реализуется в рамках ранее созданного предприятия, то проект является успешным в том случае, если цели и задачи проекта совпадают с целями и задачами развития всего предприятия в целом.
3)СА обеспечивает автору РИДа гарантированные каналы сбыта и гарантию конкурентоспособности продукции. Но разделяя риски предпринимательской деятельности компании – партнеры разделяют и сферу ответственности, что может привести к конфликту интересов
4)создание СП целесообразно тогда, когда эффективность коммерческой реализации возможна лишь при выходе созданного продукта на зарубежный рынок