Теория цен

Центральное место в творчестве А. Маршалла и его школы занимает изучение рыночного механизма ценообразования. Он ввел такие понятия, как цена спроса, цена предложения. Цена спроса, по Маршаллу, определяется полезностью товара, при этом саму полезность он рассматривает как максимальную цену, которую готов уплатить за товар покупатель. Иными словами, функция спроса на товар зависит от предельной полезности, а цена спроса ни что иное, как денежная оценка желания.

Цены предложения определяется исключительно издержками. Но издержки у Маршалла определяются не реальными затратами, а суммой жертв, страданий рабочего и предпринимателя. Жертвой со стороны рабочего являются субъективные отрицательные эмоции, связанные с трудовыми усилиями. Жертвой работодателя - отсроченные удовольствия от личного потребления или необходимость их ожидания. Поэтому, считает Маршалл, цена предложения конк­ретного товара должны обеспечивать компенсацию отрицатель­ных ощущений субъектов производства, которая включает заработную плату (за усталость) и предпринимательский доход (плату за воздержание, неуверенность, риск). Однако данная концепция не достаточно убеди­тельна, поскольку ожидание само по себе не может быть источником при­были, а психологические переживания субъектов производства весьма разнородны и поэтому трудноизмеримы. Отсюда следует, что Маршалл не желает замечать проблему прибавочной стоимости и тесно связан­ную с ней проблему эксплуатации труда капиталом.

Маршалл рыночную цену рассматривал как результат пересечения цены, определяемой предельной полезностью, и цены предложения. Он считал, что реагируя на нарушение рыночного равновесия, продавцы маневрируют не ценой, а объемом предложения. При любом объеме производства, ниже равновесного Qe < Q1, цена предложения меньше цены спроса (P S1 < P D1). Это весьма выгодно для продавцов, поскольку выставив товары

по цене спроса (PD1), легко его реализует, поскольку покупатели именно по этой цене готов приобрести именно это количество товара, получив огромную прибыль. Рост прибыли заставит фирму наращивать объемы производства. Предложение начнет расти, а цены будут сокращаться, пока не дойдут до равновесного уровня.

Если реальный объем производства выше равновесного Qe > Q2, цена предложения будет выше цены спроса (PS2 > PD2), то товары удастся продать только по цене спроса (PD2), т.е. ниже себестоимости. Желающих производить товары по такой цене окажется немного. Предложение будет падать, пока не достигнет равновесного уровня. Цена при этом будет постепенно подниматься до равновесной.

Маршалл утверждает, что ни спрос, ни предложение не имеют приоритета при определении цен, они являются равноправными элементами механизма рыночного ценообразования. Но в зависимости от продолжительности исследуемых временных пе­риодов рав­ноправие факторов исчезает, в результате то спрос, то предложе­ние берут на себя роль ведущего ценообразующего фактора. В крат­косрочном периоде приоритет получает спрос, поскольку предложение сразу не может поспеть за изменением спроса, так как для изменения предложения требуются но­вые условия производства, например, создание дополнительных или новых производственных мощностей. Поэтому в краткосрочном периоде любое повышение спроса ведет к росту цены. Предприни­матель при данных условиях получает временный дополнительный доход или квазиренту, представляющую разницу между новой, более высокой ценой товара, издержками его производства и существующей нормой при­были. Однако рост цен создаст условия для роста предложения, в результате цена снизится и квазирента исчезнет. В долгосрочном периоде основным ценообра­зующим фактором уже является предложение и связанные с ним издержки производства, т.е. производство определяет движение потребностей, которые затем выступают в виде предель­ных полезностей и спроса. Но издержки произ­водства, по А. Маршаллу, определяются суммой страданий, которые вызываются, с одной стороны, трудом, а с дру­гой - воздержанием от непроизводительного потребления капитала.

Говоря о других аспектах теории ценообразования Маршалла важно упомянуть о «рентепотребителя» (излишек потребителя или выгода потребителя), которую Маршалл ввел в свою теорию спроса. Эта рента представляет собой избыток общей полезности покупаемых товаров над фактически заплаченной за них суммой денег, то есть разницей между тем, что готовы заплатить покупатели и фактической ценой товара. Маршалл определил этот род потребительского излишка как «...излишек сверх цены, уплачиваемый потребителем в действительности, который он скорее уплатит, чем останется без данной вещи». Маршалл приводит следующий пример: коробок спичек стоит 1 пенс, но для курильщика он столь дорог, что за удовольствие закурить немедленно он готов заплатить значительно дороже. Разница между тем, что готов заплатить курильщик за спички и тем пенсом, который он действительно платит, и есть, по мнению Маршалла, выигрыш или «рента потребителя».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: