В системе технического обслуживания и ремонта важное место принадлежит технологическим, инженерным вопросам в области ремонта автомобилей. В процессе эксплуатации вследствие ряда неизбежных причин (износ, усталостное разрушение, деформация и др.) работоспособность деталей и узлов автомобиля периодически нарушается, поэтому возникает объективная потребность в ее восстановлении.
Создание основных деталей автомобиля требует реализации достаточно сложных конструкторско-технологических решений, что связано с большими затратами трудовых ресурсов, овеществленного труда в виде инструмента и оснастки, черных и цветных металлов. Восстановление деталей позволяет использовать сохранившуюся их потребительскую стоимость в виде остаточной долговечности деталей. Восстановление деталей экономически обосновано: около четверти деталей ремонтного фонда изношены в допустимых пределах, а около половины могут быть использованы после восстановления при затратах 15-30% от цены новых деталей. Восстановление деталей сохраняет значительное количество материалов, энергии, труда, является более экологичным с точки зрения воздействия на природу и человека.
Восстановление деталей - основной источник эффективности ремонтного производства и его основа. По ряду наименований важнейших наиболее металлоемких и дорогостоящих деталей (блоки двигателей, коленчатых валов, картеров коробок передач) вторичное потребление восстановленных деталей значительно больше, чем потребление новых запасных частей.
Себестоимость восстановления для большинства восстанавливаемых деталей не превышает 75% стоимости новых, а расход материалов в 15-20 раз ниже, чем на их изготовление. Высокая экономическая эффективность предприятий, специализирующихся на восстановлении автомобильных деталей, обеспечивает им конкурентоспособность в условиях рыночного производства.
Особое место среди деталей автомобиля, восстановление которых экономически целесообразно, занимают корпусные детали, они дорогостоящи, металлоёмки и в значительной степени определяют работоспособность агрегата в целом. Высококачественное восстановление работоспособности деталей автомобиля будет иметь место при использовании оптимальных методов и средств производства.
Целью данного курсового проекта является разработка технологического процесса восстановления вилки переключения первой передачи и переда- чи заднего хода. В процессе курсового проектирования необходимо решить
ряд задач: дать характеристику детали и техническим требованиям на ее де- фектовку; проанализировать дефекты детали и причины их возникновения; проанализировать возможные способы восстановления и обосновать наиболее рациональные; обосновать технологический маршрут восстановления детали; определить режимы и нормировать технологические операции; подобрать оборудование, режущий и измерительный инструмент, технологическую оснастку; разработать технологическую карту восстановления детали; произвести организацию рабочего места для технического обеспечения технологического процесса; разработать планировочное решение, а также дать оценку ремонтопригодности детали и технико-экономическую оценку процесса восстановления.
1 Исходные данные для разработки технологического процесса