Вал, вращающийся со скоростью w, выведен из состояния равновесия возмущающей силой (импульсом силы).
При этом возникнут следующие деформации этого вала:
- – упругий прогиб вала;
- – деформация опор.
Кроме этого, следует учесть и наличие эксцентриситета вала ye. В результате центр тяжести массы m будет вращаться на расстоянии от первоначального (идеального) положения оси вала 0-0 (рис. 23).
Рис. 23. Вал с одной массой
На вал будут действовать две противонаправленные силы – центробежная сила и сила упругости.
Центробежная сила равна
, (194)
а сила упругости изогнутого вала
. (195)
В результате можно выделить три возможных ситуации:
– вал вернется в положение равновесия;
– критическое состояние;
– неуправляемый рост деформации вала до разрушения.
Рассмотрим ситуацию , которой соответствует критическая скорость вращения .
В результате преобразований из равенства уравнений (194) и (195) получим
, (196)
где – собственная частота колебаний системы.
Если не учитывать эксцентриситет () и деформацию опор (), то из (196) найдем
|
|
. (197)
Это явление называется резонансом системы.
В свою очередь и ,
где – возмущающая сила,
c – жесткость вала,
– жесткость опор.
Тогда
. (198)
Рассмотрим частный случай, когда не учитывается деформация опор (). Тогда из формулы (196) получим
. (199)
Характер деформации вала в зависимости от скорости его вращения показан на рис. 24. Видно, что согласно формуле (199), прогиб вала yУ по мере приближения w к wК растет и при становится равным . В закритической области наблюдается самоустановка вала с .
Для перехода через критическую область применяют демпфирующие устройства, позволяющие уменьшить wС за счет снижения жесткости системы c.