Управление государственным долгом это совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга. Цель управления госдолгом заключается в том, чтобы найти оптимальное соотношение между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.
Принципы управления государственным долгом:
1. Безусловности (обеспечение точного и своевременного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий)
2. Принцип единства учета (учет в процессе управления госдолгом всех видов ценных бумаг, эмитированных федорганами власти, органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.)
3. Единство долговой политики (обеспечение единого подхода в политике управления госдолга со стороны фед центра по отношению к субъектам федерации и муниципальным образованиям)
4. Принцип согласованности (согласование интересов кредиторов и заемщика, в лице государства)
5. Снижение рисков (выполнение всех необходимых действий позволяющих уменьшить риск как кредитора так и инвестора)
6. Оптимальности (создание такой структуры гос займов, при которой выполнение обязательств по ним было бы сопряжено с минимальными затратами и минимальным риском, а также оказывало бы наименьшее отрицательное влияние на экономику страны)
7. Принцип гласности (предоставление достоверной и своевременной информации о параметрах займов всем заинтересованным пользователям)
В широком понимании управление госдолгом предполагает:
1. Формирование политики в отношении госдолга.
2. Определение основных показателей и предельных значений гос задолженности.
3. Установление основных направлений воздействия на микро- и макроэкономические показатели.
4. Выделение приоритетных направлений использования привлеченных ресурсов.
Методы, обеспечивающие управление госдолгом:
1. Метод рефинансирования - погашение части госдолга за счет вновь привлеченных средств.
2. Конверсия - изменение доходности займа.
3. Консолидация - превращение части имеющийся задолженности в новую с более длительным сроком погашения.
4. Новация - соглашение между государством-заемщиком и кредиторами по замене обязательств в рамках одного и того же кредитного договора.
5. Унификация - решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов.
6. Метод отсрочки - консолидация при одновременном отказе государства от выплаты дохода по займам.
7. Метод дефолта - отказ государства от выплаты государственного долга.
В управлении госдолгом должны быть учтены следующие параметры:
1. Общий объем госдолга РФ.
2. Соотношение расходов на обслуживание госдолга и доходов госбюджета.
Для управления госдолгом необходимо усиливать госвлияние и контроль за госдолгом и стремиться к снижению зависимости госбюджета от складывающейся с заимствованиями ситуаций.
Кроме того, при управлении госдолгом необходимо разграничивать полномочия различных органов госвласти, управляющих госдолгом, и разработать порядок их взаимодействия.