Теория вопроса

1. Туровский Р.Ф. Региональная идентичность в современной России // Российское общество: становление демократических ценностей? М., 1999. С. 87-136.

Ситуацию с региональной идентичностью можно исследовать при помощи культурологического анализа:

1. Возрождение русских субэтнических и конфессиональных групп. Процесс возрождения субэтнической идентичности в рамках русского этноса затронул в основном наиболее устойчивые общности. Прежде всего речь идет о казачестве, возрождение которого захватило не только традиционные казачьи регионы, но и практически всю территорию России, включая Крайний Север (что объясняется распылением потомков казаков по всей России и конъюнктурными причинами, по которым отдельные деятели объявляли себя казаками). "Казачий вопрос" оказался крайне политизированным. Еще в 1990-1991 гг. в стране возникло множество общественно-политических организаций, объявивших себя казачьими. Между ними происходили и происходят конфликты, и реальное влияние казачьих движений обычно очень мало. Однако при этом казачья идентичность остается распространенной во многих регионах и прежде всего на Северном Кавказе.

2. Введение региональной символики. На уровне субъектов Федерации отмечается активная работа по введению региональной символики - гербов, флагов и гимнов. Особенно тщательно разрабатывается символика в республиках, где она отражает культурные особенности титульного народа и напоминает символику независимых государств.

Разработка символов также ведется в краях и областях, ей уделяется большое внимание, проводятся конкурсы и т. п. Например, в 1995 г. в Краснодарском крае - одной из самых автономистски настроенных территорий России - была утверждена символика, повторяющая дореволюционную. Нынешний флаг Краснодарского края повторяет тот, который был принят Краевой радой осенью 1917 г. Гимном стала песня с характерным названием "Ты, Кубань, ты наша родина", написанная до революции полковым священником. В Ростовской области, несмотря на сопротивление части общественности, была утверждена в качестве официальной символика Великого войска Донского. Гимном Ростовской области стал исторический гимн войска Донского "Всколыхнулся, взволновался православный тихий Дон".

3. Изменения в топонимике. Топонимика - важный индикатор регионального самосознания. За последние годы изменили свои названия многие города, улицы и даже субъекты Федерации. В последнем случае речь идет о введении в оборот национальных названий и их признании в качестве официальных (Башкортостан, Тыва). В Северной Осетии, где осетины считают себя потомками древнего племени аланов, в официальное название было добавлено слово "Алания" (что вызвало напряженность в отношениях с соседями, поскольку другие народы имеют собственное мнение на сей счет).

В целом процесс "провинциального возрождения" на самом деле оказался не столь глубоким. Консервативное провинциальное сознание не восприняло идею возврата к историческим названиям. Традиционные названия населенных пунктов, улиц и площадей в большинстве случаев не стали частью "новой региональной идеи".

2. Регионоведение (Юг России: краткий тематический словарь)/ Под общ. ред Ю.Г. Волкова, А.В. Попова – Ростов-на-Дону, 2004. – 696 с.; http://www.partnersearch.ru/okruga/uzhn.php.

В основу Южного Федерального Округа (ЮФО) положен Северо-Кавказский экономический район с включением трех субъектов Прикаспия Российской Федерации. Его площадь 592,2 тыс. кв. км, численность постоянного населения 21,6 млн. человек.

Недра Южного федерального округа изучены достаточно хорошо. Здесь сосредоточено около 73% общероссийских запасов термальных вод (носителей глубинного, "природного" тепла), почти 41% запасов вольфрама и около 30% запасов минеральных вод. Имеются запасы серы, цементного сырья, угля, газа, нефти, меди, цинка, золота, серебра и свинца.

Сегодня регион занимает первое место в России по производству минеральных вод, второе и третье по производству вольфрамового и цементного сырья. По добыче угля (Донбасс) округ находится на третьем месте после Сибирского и Дальневосточного регионов. Но главные перспективы экономического развития региона связаны именно с добычей и производством "черного золота".

Запасы нефти, залегающие на глубинах от 5 до 6 километров, оцениваются в 5 миллиардов тонн условного топлива. Бурение первой поисковой скважины на шельфе Каспия сразу же подтвердило серьезный "топливный" потенциал этого участка. Однако все проекты требуют очень больших денег: порядка 15-20 миллиардов долларов.

Многонациональность, или полиэтничность, черта юга России, во многом определяющая его социально-политическую обстановку. Причина главным образом геополитическая. Ныне, кроме коренных и восточнославянских народов (русские, украинцы и белорусы, включая казачество, составляют 75% населения региона), здесь проживают представители ряда народов Федерации (татары, мордва, чуваши, удмурды), соседнего Закавказья (азербайджанцы, грузины, армяне) и дальнего зарубежья (греки, болгары, корейцы; а также немцы - выходцы из бывшей Республики немцев Поволжья).

Особенность этнополитической ситуации - в наличии репрессированных в прошлом народов: балкарцев, карачаевцев, ингушей, чеченцев, немцев, крымских татар, крымских армян, турок-месхетинцев, корейцев.

Другой особенностью является мозаичность расселения этносов; даже народы, имеющие свои территориальные образования, часто рассеяны за пределами соответствующих республик, многие из них имеют диаспоры за рубежом.

Религиозная структура населения южного федерального округа не менее пестрая. Основных религий две: православие исповедуют около 75% населения; ислам примерно 20%. К "исламским" республикам по конфессии коренного населения относятся Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Чечня.

За многовековую историю края здесь накопилось много противоречий между центром и периферией, между народами и религиями, между коренными и переселенцами; между реабилитированными "возвращенцами" и теми народами, которые избежали репрессий и заняли земли спецпереселенцев.

Все это обусловило чрезвычайно взрывоопасную этнополитическую обстановку. Самые крупные этнические конфликты последних лет вспыхивали в этом районе, а призрак сепаратизма, бродящий по постсоветскому пространству, в России материализовался на Северном Кавказе.

Регион экономическими, этническими, инфраструктурными нитями связан с Закавказьем, где вот уже почти десять лет не затухают конфликты. Все, что происходит негативного к югу от Главного Кавказского хребта, отражается на обстановке к северу от него, и наоборот.

В Южном федеральном округе можно выделить три группы регионов: Степные, Предкавказские и Горно-Кавказские.

3. Туровский Р.Ф. Политическая регионалистика. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. С.711 - 715

Два региона Южного округа – Астраханская и Ростовская области -= являются важными для регионального анализа примерами регионов с устойчивыми политическим режимами. Эти режимы долгое время были безусловно персонифицированными: В. Чуб олицетворял власть в Ростовской области и А. Гужвин – в Астраханской. Оба губернатора руководители своими областями с момента назначения в 1991 г. и считались представителями еще советской элиты. Они дважды достаточно уверенно выиграли выборы. В. Чуб в 2005 г. был назначен на пост губернатора президентом России.

В Краснодарском крае видимая политическая консолидация началась лишь в 2000 г. До этого в регионе наблюдалась губернаторская «чехарда». Ни один из краснодарских губернаторов не смог обеспечить консолидацию элит, как это сделал В. Чуб в Ростовской области. В Ростове сложилась редкая ситуация, когда локальная правящая группа (мэр М. Чернышев) является автономной субгруппой губернаторской группы.

4. Бусыгина И.М. Политическая регионалистика. Уч. пособ. – М.: РОССПЭН, 2006. – 280 с.

Специфика роли российского Юга как пограничного края нашла выражение в переплетении двух тенденций: с одной стороны, здесь присутствуют «охранительные», «державные» ориентации, с другой – именно пограничное положение сделало Юг зоной контакта цивилизаций и народов. Базовое противоречие современной политической культуры региона лежит между традиционным регионализмом и автономизмом и государственническими настроениями. Сегодня, как и ранее, ядром носителей региональной идентичности здесь является южнороссийское казачество.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: