Для качественного анализа состояния того или иного рынка рекомендуется иметь его обзор, т.е. данные по следующим основным показателям его развития, причем в абсолютном и относительном (в форме индексов) выражениях:
1. Показатели сферы материального производства:
а) Прямые:
· объем производства данного товара;
· объем затрат на его производство;
· объем производства оборудования для выпуска данного товара;
· степень загрузки мощностей по производству данного товара;
· объем ввода новых мощностей;
· соотношение между выручкой от продаж и прибылью.
б) Косвенные:
· количество занятых на данном производстве;
· фонд заработной платы;
· продолжительность рабочей недели.
2. Показатели внутреннего товарооборота, характеризующие спрос и предложение на данном рынке по данному товару:
· объемы розничного и оптового товарооборота;
· платежеспособный спрос населения: ставки заработной платы, индекс и «корзина» стоимости жизни;
· объем потребительского кредита; движение товарных запасов; объем внутренних перевозок грузов.
|
|
3. Показатели внешней торговли:
· объем экспорта;
· объем импорта;
· объем реэкспорта;
· объем реимпорта.
4. Показатели денежно-кредитной и финансовой сферы:
· курс акций предприятий, выпускающих данный товар, и предприятий, закупающих данный товар;
· ставка учетного процента центрального банка страны;
· процент и динамика инфляции;
· соотношение курсов валют;
· налоговая политика;
· количество банкротств.
5. Показатели объема капиталовложений:
· объем национальных инвестиций;
· объем иностранных инвестиций;
· общий объем инвестиций в отрасль, производящую данный товар;
· общий объем инвестиций в отрасли, потребляющие данный товар;
· объем инвестиций в сопряженные отрасли и конкурирующие отрасли.
6. Показатели по заказам:
· портфель заказов на дату;
· поступления заказов за определенный период (нарастающим итогом).
7. Показатели по ценам:
· цены производителей;
· оптовые цены;
· розничные цены;
· экспортные цены:
o контрактные;
o биржевые котировки;
o справочные цены;
o цены прейскурантов и ценников;
o цены предложений;
o индексы цен (относительные показатели, отражающие динамику цен, но не дающие представления об их уровне).