Делают то же самое, чтобы прикрыть свою неспособность чув-

Ствовать любовь к детям. Хотя такие родители могут изо всех

Сил представлять доказательства своей любви — «Посмотри на

Все, что я для тебя сделала», — это утверждение равносильно

Следующему: «Почему же ты не хочешь ничего для меня сде-

Лать?» Принесение в жертву собственной личности, своего «я»,

Есть часть иудео-христианской этики, согласно которой мы

Отказываемся во имя божественной любви от своей личности и

Жертвуем ее Богу. (Один пациент выразил это так: «Я пожерт-

Вовал собой, чтобы заслужить любовь матери. Когда из этого

ничего не вышло, я попробовал сделать то же самое с отцом;

Когда и это не помогло, я обратился к Богу».) Невротик про-

Должает этот процесс бесконечно, и начинает измерять любовь

Других степенью их самопожертвования в отношении его са-

Мого. Нет ничего удивительного в том, что когда ребенка на

Самом деле любят, он редко испытывает озабоченность по по-

Воду любви. Обычно у такого ребенка нет нужды особо обозна-

Чать какую-то вешь, как любовь. Ему не нужно слово, так как у

Него есть чувство. Я полагаю, что нелюбим тот, кому необходи-

Мо слово «любовь» для обозначения какой-то вещи. Таким лю-

Дям всегда не хватает уверений, доказательств или слов для того,

Чтобы заполнить образовавшуюся в раннем детстве пустоту.

Если родители хотят избавить своего ребенка от невроти-

Ческой борьбы за любовь, они, на мой взгляд, должны сами

Выражать в отношении ребенка все свои чувства — слезами,

Гневом, радостью, и позволить ему говорить то, что он хочет, и

Так, как он хочет. Это означает, что ребенок должен иметь воз-

Можность жаловаться, громко кричать и веселиться, дерзить.

Короче говоря, если дать детям те права, которыми пользуются

Все люди, то можно в результате получить разумного ребенка,

Который никогда не стремится разжалобить родителей. Детям

Надо разрешить выражать себя, ибо чувство принадлежит только

Им; конечно, нельзя разрешать детям ломать мебель и бить по-

Суду, так как эти вещи принадлежат всей семье. Но ребенок не

Будет, скорее всего, склонен к разрушениям, если сможет вы-

Разить свои устремления вербально.

Когда мы начинаем думать о том, что именно должен чув-

Ствовать ребенок и требуем от него, чтобы он разбирался в сво-

Артур Янов

Их чувствах, мы, тем самым, лишаем его способности к реаль-

Ному чувству. Когда ребенку позволяют вести себя спонтанно

И свободно проявлять чувства, то очень велик шанс, что такой

Ребенок сможет вдруг, ни с того, ни с сего, обнять и поцеловать

Родителей. Это и будет настоящая любовь ребенка к родите-

Лям. Слишком многие из нас привыкли считать детей рабами


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: