Ствовать любовь к детям. Хотя такие родители могут изо всех
Сил представлять доказательства своей любви — «Посмотри на
Все, что я для тебя сделала», — это утверждение равносильно
Следующему: «Почему же ты не хочешь ничего для меня сде-
Лать?» Принесение в жертву собственной личности, своего «я»,
Есть часть иудео-христианской этики, согласно которой мы
Отказываемся во имя божественной любви от своей личности и
Жертвуем ее Богу. (Один пациент выразил это так: «Я пожерт-
Вовал собой, чтобы заслужить любовь матери. Когда из этого
ничего не вышло, я попробовал сделать то же самое с отцом;
Когда и это не помогло, я обратился к Богу».) Невротик про-
Должает этот процесс бесконечно, и начинает измерять любовь
Других степенью их самопожертвования в отношении его са-
Мого. Нет ничего удивительного в том, что когда ребенка на
Самом деле любят, он редко испытывает озабоченность по по-
Воду любви. Обычно у такого ребенка нет нужды особо обозна-
|
|
Чать какую-то вешь, как любовь. Ему не нужно слово, так как у
Него есть чувство. Я полагаю, что нелюбим тот, кому необходи-
Мо слово «любовь» для обозначения какой-то вещи. Таким лю-
Дям всегда не хватает уверений, доказательств или слов для того,
Чтобы заполнить образовавшуюся в раннем детстве пустоту.
Если родители хотят избавить своего ребенка от невроти-
Ческой борьбы за любовь, они, на мой взгляд, должны сами
Выражать в отношении ребенка все свои чувства — слезами,
Гневом, радостью, и позволить ему говорить то, что он хочет, и
Так, как он хочет. Это означает, что ребенок должен иметь воз-
Можность жаловаться, громко кричать и веселиться, дерзить.
Короче говоря, если дать детям те права, которыми пользуются
Все люди, то можно в результате получить разумного ребенка,
Который никогда не стремится разжалобить родителей. Детям
Надо разрешить выражать себя, ибо чувство принадлежит только
Им; конечно, нельзя разрешать детям ломать мебель и бить по-
Суду, так как эти вещи принадлежат всей семье. Но ребенок не
Будет, скорее всего, склонен к разрушениям, если сможет вы-
Разить свои устремления вербально.
Когда мы начинаем думать о том, что именно должен чув-
Ствовать ребенок и требуем от него, чтобы он разбирался в сво-
Артур Янов
Их чувствах, мы, тем самым, лишаем его способности к реаль-
Ному чувству. Когда ребенку позволяют вести себя спонтанно
И свободно проявлять чувства, то очень велик шанс, что такой
|
|
Ребенок сможет вдруг, ни с того, ни с сего, обнять и поцеловать
Родителей. Это и будет настоящая любовь ребенка к родите-
Лям. Слишком многие из нас привыкли считать детей рабами