Там, где хорошо поставлены занятия по конструированию, дети обычно умеют и любят строить. Овои умения и навыки, приобретенные на этих занятиях, дети реализуют в строительных играх. К средней группе они уже располагают известным опытом в этой области. Однако эти игры детей носят в значительной степени процессуальный характер. Постройка возводился ими ради постройки, и игра исчерпывается самим процессом строительства. Дети, как правило, без сожаления разрушают только что возведенное строение для того, чтобы тут же 94
начать новое. Эти игры обычно не являются коллективными, даже если дети строят вдвоем-втроем, так как у них нет общего замысла, которому подчинялись бы действия всех участников, нет подлинной согласованности, соподчинения действий. Задача воспитателя состоит в том, чтобы, используя те умения, которые дети приобрели на занятиях по конструированию и в строительных играх, научить их коллективной сюжетной игре.
Обучение этой игре можно приурочить ко времени знакомства детей со сказкой «Теремок». Показав им иллюстрацию к сказке или соответствующий диафильм, воспитатель объясняет: «Теремок сломался потому, что звери не умели хорошо строить». После этого, чтобы вызвать у детей интерес к теме, следует показать им рисунок красивого здания. Показ надо сопроводить таким ярким, эмоциональным пояснением, чтобы у детей возникло желание самим сделать такой же дом. Воспитатель говорит им, что сделать такое красивое здание трудно, раньше надо научиться строить, и обещает повести детей смотреть, как рабочие строят дом. Дети поучатся у них, а потом сами в группе тоже будут строить. Этот рассказ воспитателя усиливает интерес детей к играм со строительным материалом и укрепляет их желание строить. Он является подготовкой детей к экскурсии, настраивает их на активное восприятие того, что им будут показывать.
|
|
Во время экскурсии на стройку внимание детей должно быть обращено на совместную работу людей, на то, что только общими усилиями, работая вместе, рабочие могут строить такие большие, красивые и прочные дома. Далее следует обратить внимание детей на разделение труда строителей, подчеркнуть, что в процессе общей работы каждый делает свое дело: один подвозит материал, другой кладет стены, третий готовит раствор и т. д. Надо показать детям, что использование техники помогает рабочим, облегчает их труд: машины подвозят строительный материал, подъемный кран поднимает его на большую высоту и т. д. Дети должны знать о том, что будет в этом доме, когда его выстроят. Если рассказ будет живым, ярким, дети поймут, что строительством дело не кончается, что дома строят для того, чтобы потом в них кто-то жил или работал. По дороге в детский сад после экскурсии нужно объяснить детям, что все дома, в том
|
|
числе и здание детского сада, тоже построили рабочие. Усвоив это, дети уже не будут сводить всю свою игру к одному строительству. Постройка станет базой для другой игры.
Чтобы дать детям возможность выразить полученные ими ня экскурсии впечатления, на занятии надо предложить им нарисовать строительство дома. Эта тема вполне посильна детям, и они с ней справятся без особого труда.
Для закрепления и систематизации полученных знаний надо провести с детьми беседы по картинкам, на которых изображено строительство, а также /показать им диафильм на эту тему. При этом нужно обратить их внимание на то, чего они не заметили, ставить вопросы, вынуждающие их сравнивать, припоминать, сопоставлять; затем картинки следует вывесить в группе, а книжки с соответствующими рисунками и с адаптированным или закладным текстом дать детям в пользование. Затем, снова показав им ту картинку, которую они видели до экскурсии, надо сказать, что теперь они смогут построить такой красивый дом, но лишь в том случае, если будут работать, как рабочие, все вместе.
Приступая к строительству, надо заранее договориться с Детьми о том, что будет в доме, который они собираются строить: замысел должен предшествовать игре, он не должен быть случайным. Можно, например, посоветовать детям поселить в новом доме всех имеющихся у них игрушечных зверюшек, превратив таким образом его в теремок. Воспитатель должен не только подсказать детям замысел, но и помочь его реализовать, осуществить. Поэтому вся игра идет под непосредственным его руководством и при"участии.
Для игры надо разделить детей на бригады и поручить каждой из них какой-нибудь один определенный участок работы. Так, например, одна бригада должна грузить строительный материал на машины, другая — возить его, третья -- разгружать, четвертая -- строить. Воспитатель сначала возглавляет бригаду строителей. Он советует каменщикам, как лучше класть стены, шоферам говорит, какой материал необходимо привезти, грузчикам помогает организовать погрузку и выгрузку с помощью кранов и т. д. Организуя и направляя своим участием игру, воспитатель вместе с тем помогает детям 96
Игра в «строительство».
согласованно действовать ради одной, общей цели, фактически в ходе игры учит их речевому общению, благодаря которому и может быть обеспечена совместная, со-.гласо'ванная деятельность детей.
Надо следить за тем, чтобы в последующих играх на эту тему дети менялись ролями. Так, например, тот, кто вчера был грузчиком, сегодня должен быть шофером, а завтра — каменщиком и т. д. Игра, незначительно меняя форму, может преобразовываться, видоизменяться за счет коренного развития ее содержания. 'Гак, дети могут строить новый дом для кукол, магазин, Дачу'и, перевезя туда на лето кукол, развернуть на этой основе новую самостоятельную илру. Воспитатель всячески должен поощрять все вносимые детьми в игру новщества, содействовать творчеству детей и в случае необходимости помогать им. После того как игра будет освоена в группе, очень хорошо для ее развития повторить экскурсию на стройку, так как теперь дети -смогут увидеть многое из того, чего раньше они не заметили. К этому моменту дети уже располагают некоторыми знаниями, поэтому объяснение, даваемое по ходу наблюдений, должно вклю-