Методика научного исследования — это упорядоченная во времени, скоординированная система действий, направленная на реализацию совокупности различных способов (методов, приемов, процедур, операций) достижения определенной цели.
Таким образом, процесс научного исследования можно представить следующим образом:
• исследователь выбирает объект исследования;
• объект исследования заключает в себе проблемную ситуацию, что определяет предмет исследования;
• предмет исследования диктует необходимость применения соответствующих средств исследования, процедур, методов, в совокупности представляющих методику научного исследования;
• применение средств исследования дает исследователю новое знание, которое помогает решить проблемную ситуацию;
• решение оформляется в виде текста.
Все применяемые в исследованиях методы принято делить на несколько уровней иерархии. Верхний уровень составляют общенаучные методы, которые носят универсальный характер. В их основе лежат такие общие принципы научного мышления, как индукция, дедукция, анализ, синтез, аналогия, сравнение и др. Теоретическим фундаментом общенаучных методов являются философские принципы, законы и категории. Следующий уровень иерархии охватывает методы, применимость которых выходит за рамки научной дисциплины и опирается на закономерности, общие для различных областей знания. К их числу относятся наблюдение и эксперимент, методы конкретно-социологического исследования, количественные методы и др. Будучи общими для многих наук, они используются для решения широкого круга задач на различных этапах исследования: одни из них применяются главным образом для сбора материала, другие — для его анализа и обобщения. Выстроить логичную и полную классификацию методов довольно трудно из-за усложнившихся взаимосвязей между науками. Поэтому мы можем говорить о взаимопроникновении методов научного исследования и об использовании в документоведческих исследованиях.
|
|
Методы документоведческих исследований базируются на общенаучных методах. Но среди используемого многообразия методов наиболее приспособлены к документоведчес-кой специфике и наибольшую популярность в использовании имеют:
Методы, рассматривающие документ в единстве его формы, содержания, функционирования в социуме:
• совокупность системных методов исследования;
• типологический.
Методы, направленные на формальное изучение текста документа:
• информационный анализ;
• терминологический анализ;
• контент-анализ.
Методы, направленные на изучение восприятия и понимания текста документа читателем:
|
|
• психолингвистический метод;
• совокупность методов конкретно-социологических исследований.
Методы, направленные на изучение качественных сторон документа:
• метод экспертных оценок.
Методы, направленные на изучение количественной совокупности документов:
• библиографический;
• наукометрический.
На внутридисциплинарных уровнях исследований документа используются и методы других наук, привлекаемые с целью разыскания, фиксации, накопления и первоначальной обработки, подготовки промежуточных выводов для последующего документоведческого осмысления. Так исто-рико-документоведческие исследования на первоначальных этапах обследования, разыскания фактов и их анализа используют весь арсенал исторических, источниковедческих методов, методов статистики. Для установления датировки, атрибуции (установления автора произведения, издателя, принадлежности к репертуару данной типографии) используются химические, биохимические, физические (фотографический, рентгенологический, люминесцентный) методы анализа. Теория и практика редактирования прибегает ко всему разнообразию литературоведческих, лингвостилистических, текстологических методов анализа текста. Следует подчеркнуть, что степень принятия различных методов находится в прямой зависимости от объекта и характера исследований. Рационализация использования методов смежных наук в документоведческих исследованиях должна базироваться на специальном выявлении сущности, способов, уровней и форм взаимодействия доку-ментоведения с этими науками.