Знаки письма

Письмо — знаковая система фиксации речи, позволяю­щая с помощью начертательных (графических) элементов передавать речевую информацию на расстоянии и закреп­лять ее во времени.

Система письма характеризуется постоянным составом знаков, причем каждый знак передает либо целое слово, либо последовательность звуков, либо отдельный звук речи. Сис­тема письма тесно связана с письменностью.

Письменность — совокупность письменных средств фик­сирования и передачи информации, включающих понятие графики, алфавита и орфографии какого-либо языка или груп­пы языков, объединенных одной системой письма или од­ним алфавитом. В этом смысле можно говорить об украин­ской, английской, арабской и др. письменности.


г ша з. Методы и способы документирования

Первоначально для передачи информации использовали простые знаки письма: рисуночное, пиктографическое пись­мо, биржи, зарубки, вампумы, кипу и т. п.

Вампумы (индийское луатршп, сокр. от ^атршпреай — нити с нанизанными на них раковинами) — разновидность т. н. предметного письма у североамериканских индейцев (ирокезов, гуранов и др.). Представляет собой пояс, сплетен­ный из нитей, унизанных раковинами. Количество, цвет и взаиморасположение раковин имеют символическое значе­ние. Иногда на вампумы наносились рисунки, уточняющие содержание, часто они выполняли функцию денег.

Кипу — комбинации узлов и сплетений шнуров.

Первоначальной формой письма было рисуночное пись­мо, которым пользовался доисторический человек. Рисуноч­ное письмо передавало более или менее схематичными ри­сунками конкретные предметы.

Из рисуночного кода примерно в середине IV тыс. до н. э. развилось пиктографическое письмо.

Рис. 3. Пиктографическое письмо

Пиктография (лат. ркйив — рисованный, живописный, греч. §гарпо — пишу) — древнейший вид письма, письмо руками. Условными рисунками изображали не только пред­меты, но и действия, события, т. е. целое сообщение. Для пик­тографии не нужен алфавит, т. е. набор определенных зна­ков, необходимо только изображать предметы и ситуации (на­пример, человека, лодку, охоту и т. д.).

«Читающий» пиктограмму не связан какими-либо пра­вилами чтения (как, например, в буквенном письме), он дол­жен лишь узнать, правильно опознать изображения. Так, при­веденная здесь эскимосская пиктограмма читается следую­щим образом: «Человек пошел на охоту, добыл шкуру зверя,



Раздел I. Теоретические основы документоведения


3. Методы и способы документирования



затем другую, охотился на моржа, поехал на лодке с другими охотниками, заночевал».

Некоторые виды пиктографии используются и в наши дни. Например, на вывесках: изображены ботинки — значит, здесь чинят обувь, нарисованы часы — мастерская по ремон­ту часов и т. д. Иногда пиктограммы рассчитаны на людей, не знающих языка: например, в гостинницах для иностран­цев у кнопок звонков в номере — изображение уборщицы, официанта и т. п. Пиктографическое письмо встречается у народов, не имеющих собственной письменности.

Поскольку посредством пиктографического письма нельзя выразить абстрактные понятия и мысли, на более высоком уровне развития общества возникла потребность в новом типе письма — идеографическом.

В идеографическом письме знак-рисунок постепенно пре­вращается в «знак-идею» (идеограмму). В этом случае он означает уже не сам изображаемый конкретный предмет, а ассоциируемое с ним обобщенное понятие. Например, круг с расходящимися лучами означает уже не «солнце», а «жару», «тепло», «горячий» или «теплый». Старец, опирающийся на палку, означает старость и т. п.

Разновидностью идеографического является иероглифи­ческое письмо, используемое с конца IV тыс. до н. э. Иерог­лиф — условный изобразительно-образный графический знак идеографического письма, обозначающий слова (понятие), слоги и звуки. Термин «иероглифический» применяется и по отношению к знакам других систем письма. Так, иерог­лифами называют знаки древнейшего (II тыс. до н. э.) и со­временного китайского и японского письма, знаки не клино­писной, а изобразительной разновидности хеттского письма (II—I тыс. до н. э.) и др.

Знак в идеографическом письме превращается в образ-символ. Он становится более обобщенным, схематичным. Образ-символ — это переходная ступень от безусловного изображения к условному знаку. Однако знаки идеографи­ческого письма — идеограммы, иероглифы — не могли слу­жить для графического изображения звуков речи.

Способ обозначения звуков речи с помощью графических


знаков впервые был изобретен уже в III тыс. до н. э. шумера­ми, создавшими в Двуречье (область, расположенная между реками Тигр и Евфрат) самую древнюю из земных цивилиза­ций. Хотя шумерское письмо, как и древнеегипетское, нахо­дилось на переходной стадии от словесного к слоговому, пер­вый шаг к графическому изображению речи был уже сделан.

Рис. 4. Египетские иероглифы

Египтяне и шумеры пользовались тремя разновидностя­ми знаков: логограммами, фонограммами и детерминати­вами. При этом один и тот же значок мог в разное время выступать во всех трех качествах. Логограмма символизи­ровала отдельное слово, имела рисуночный характер и обо­значала конкретные объекты, такие, как рука, птица, дом. Абстрактные понятия (душа, жизнь, гнев) передавались по-



Раздел I. Теоретические основы документоведения


3. Методы и способы документирования




средством ребусов, основанных на сходстве в звучании раз­ных слов. С помощью этого приема можно изобразить, на­пример, непередаваемое картинкой понятие «якшаться» изоб­ражением животного яка. Примерно таким путем люди впервые подошли к пониманию сущности слога и фонети­ческого строения многосложных слов.

Во избежание путаницы при чтении текстов, насыщен­ных ребусами, стали использовать детерминативы. Эти зна­ки обозначали общие классы понятий и ставились рядом с теми словами, в отношении которых существовала опасность разночтений. Так, если продолжить условный пример со сло­вами «як» и «якшаться», то около первого должен стоять детерминатив «животные», а подле второго — детерминатив «общение людей». Использование тех же трех знаков — ло­гограмм (иероглифов), фонетических значков и детермина­тивов (или ключей) сохраняется и в современном китай­ском письме, развивавшемся совершенно независимо от ази­атских и египетской письменностей.

Прошло несколько столетий, прежде чем античные гре­ки, отталкиваясь от открытого шумерами и развитого семи­тами слогового письма, научились разлагать слова на фоне­мы, записывать звучащую речь с помощью букв, объединен­ных в систему алфавита.

Следующим важным шагом явилось фонетическое пись­мо, в котором язык нашел для себя адекватное графическое выражение. Фонетическое письмо можно считать самым точным изображением речи.

Развитие фонетического письма делится на два этапа. Первый — это буквенно-слоговое письмо — клинописное, возникшее на рубеже IV— III тыс. до н. э. Второй — алфа­витное письмо (II тыс. до н. э.), в котором каждой графеме (букве) соответствует или первоначально соответствовала фо­нема (звук). Буква — графический знак или литера. Сово­купность букв, принятых в данной письменности и располо­женных в определенном порядке, называют азбукой (по пер­вым славянским буквам — аз и буки).

Возникшее на базе греческого, латинское письмо послу­жило основой для большинства современных систем пись-


ма. В XII—XIII вв. славяне также заимствовали греческое письмо. С конца IX в. существовало два письма — глаголи­ца и кириллица, отличающиеся формой букв. Затем в X— XI вв. в Киевской Руси кириллица вытесняет глаголицу. В XVIII в. появляется скоропись, а в XIX — начале XX в. — гражданское письмо, или гражданский шрифт, т. е. совре­менное письмо.

Шрифт — гражданская форма знаков определенной сис­темы письма. В зависимости от техники исполнения разли­чают рукописный, рисованный, гравированный, наборный шрифт (последний представляет собой комплект литер для ручного набора текста), наборные шрифты называют типо­графскими.

Алфавитное письмо часто называют словесным или вер­бальным.

Письменное документирование является высшей формой развития коммуникационной системы «язык». Именно пись­менный документ стал основой для формирования такого сложного и многогранного документа как книга.

3.5. Документ как знаковая система

Документ представляет собой знаковую систему, т. е. ма­териальный посредник, служащий обмену семантической ин­формацией между двумя другими материальными системами. Например, между автором и реально существующим миром или автором (коммуникантом) и читателем (реципиентом) используется совокупность визуально (а также на слух, путем осязания) воспринимаемых шрифтовых, графических или иных знаков, воспроизведенных на листовом (карточном или ином) материале рукописным, полиграфическим, электрон­ным или другим способом.

К свойствам документа как знаковой системы отнесены: 1) особенности формы знаков, в которых воплощается ин­формация; 2) способы нанесения (фиксирования) знаков; 3) способы восприятия знаков.

Знаковая система обладает определенными свойствами: 1) знаки связаны в ней между собой определенными прави-



Раздел I. Теоретические основы документоведения


Глава 3. Методы и способы документирования




•ЗП

ъваеижсопв. пап

^Е Л1СЬ ЕСЬГЬ!в«XЪ, ГЛАЛШЪПШШк ■ П1

хма^шлптеие ппу«1т#&ет!Бп*мя|1

Рис. 5. Глаголица и кириллица

лами грамматики; 2) новые знаки вводятся в систему не про­извольно, а на основе правил; 3) значение знака в системе зависит не только от него самого, а от его места в системе; 4) система состоит из конечного (хотя и не всегда постоянно­го) числа элементов (знаков), из которых может быть состав­лен словарь; 5) осуществим перевод (замена) одной знако­вой системы на другую; 6) знаки фиксируются одним или несколькими способами.


В частности, нотная запись (которая не тождественна му­зыке) имеет свои особенности. В каждой системе нотной за­писи (в скрипичном, басовом ключе, ключах «до», цифровой системе, крюковом письме) существуют свои правила. Нот­ные знаки могут вводиться только на основе существующих правил (как в нотной записи — ноты на добавочных мес­тах). Значение ноты определяется в зависимости от места в системе (в скрипичном ключе на первой линейке означает «ми» первой октавы, в басовом — «соль» большой октавы). Число нотных знаков ограничено, возможно составление «сло­варя» (этим занимается нотная грамота). Можно перевести знаменное (крюковое) письмо в нотную запись, а нотную за­пись — в цифровую; написанное в басовом ключе обозна­чить в скрипичном и наоборот. Нотная запись может быть осуществлена от руки, машинописным, полиграфическим или другим способом.

Знаковостью обладает не только информационная, но и материальная составляющая документа, его вещественная основа и конструктивная форма. Взятый в перспективе се­миотики, документ — это не просто «упаковка» для той или иной идеи, а значащий предмет. Пока книга лежит на скла­де, она безгласна, но стоит взять ее в руки или посмотреть на нее на библиотечной полке, как она начинает посылать сиг­налы, знаки, информацию, сообщает, кто ее создал, каков ее внешний вид. Информативность (знаковость) документа во многом определяется его дизайном, структурой и содержа­нием научно-справочного аппарата, иллюстрированным со­провождением или иллюстративной интерпретацией текста. Общий стиль издания, его дизайн: формат, бумага, компо­зиция элементов, выразительные средства набора, умело по­добранная шрифтовая гарнитура — прямо или косвенно рас­ширяют его информативность, действуя на подсознание, фор­мируют определенный образ времени, в который вписывает­ся текст произведения, в определенном ключе режиссируют его восприятие. Информационная роль всех этих как будто бы внешних элементов, формирующих издание, особенно уве­личивается, когда приходится иметь дело с изданиями про­шлых веков и даже десятилетий.


 

86 Раздел I. Теоретические основы документоведениз

Главной семиотической знаковой подсистемой докумен­та является текст. Именно от формы и способа записи текста зависит уровень информативности документа, отнесение к тому или иному виду, типу, разновидности. Его расположе­ние, шрифтовое оформление, связь с дополнительными тек­стами, научно-справочным аппаратом — также формируют образ документа.

Иллюстрации — тоже знаковая подсистема, важнейшее средство расширения информативности издания. В рукопис­ных книгах они служили изобразительным комментарием, ибо иллюстратор был читателем и давал свою трактовку прочитанного. Иллюстративная интерпретация текста может иметь различную информационную окраску: историко-бы-товую, социальную, стилевую, философскую, психологическую, но она в любом случае информативно и активно участвует в создании образа книги.

Информативность определенного экземпляра документа во многом зависит от истории его бытования и формируется «следами», которые оставили на нем время и владельцы. Владельческие переплеты, экслибрисы, ярлыки книжных магазинов и аукционов, штампы библиотек, в которых хра­нился экземпляр; дарственные и владельческие надписи, ав­тографы, маргинальные записи, заметки на внешних листах и в колофоне иногда создают уникальную ауру не только экземпляра, но и владельца, эпохи, культуры, обладающую огромной информационной ценностью.

Информационная ценность экземпляра может значительно возрастать и приобретать иную окраску в специально подо­бранной коллекции, библиотечном или справочно-информа-ционном фонде, в фонде редких книг, переводов и т. п.

3.6. Способы и средства записи информации

Запись информации — это способ фиксирования инфор­мации на материальном носителе.

В настоящее^ремя используют системы записи инфор­мации (ручную, механическую, магнитную, оптическую, фо­тографическую и электростатическую), а также системы вос-


Глава 3. Методы и способы документирования

произведения информации (ручную, полиграфическую, ме­ханическую, магнитную, оптическую, электростатическую), и, наконец, системы стирания информации (ручную, магнит­ную, оптическую и тепловую).

В зависимости от способа фиксирования информации раз­личают рукописный, механический, магнитный, оптический, фотографический, электростатический документы.

Первым способом фиксирования информации является ручной способ — нанесение знаков от руки. Такие документы называются рукописями или рукописными книгами. Руко­пись — документ, написанный от руки. Рукописная книга написана от руки с нарисованными вручную иллюстрациями. С изобретением пишущей машинки и началом ее про­мышленного производства (1867 г.) появилась машинопись как способ текстового фиксирования. Она вытеснила руч­ной способ и используется для создания и копирования до­кументов. Документ, отпечатанный на пишущей машинке, считается рукописью, или машинописной рукописью. В на­стоящее время большинство архивных, деловых, неопубли­кованных документов выполнены машинописным способом на пишущих машинках или ЭВМ.

Потребность в более широком распространении инфор­мации нашла свое выражение в механизированном размно­жении фиксированных сообщений. Новый технологический прием фиксации и размножения письменного документа осуществлялся посредством печатного станка, а затем и дру­гих средств полиграфии.

С появлением в 40-х годах XV в. типографий началась эпоха книгопечатания — печати с наборной формы, инстру­мента для стандартной отливки литер, типографского сплава и краски, печатного пресса. Связанный с именем немецкого изобретателя Иоганна Гутенберга, переход к тиражному раз­множению книг был качественным скачком в истории книж­ного дела и всей мировой культуры.

Благодаря появлению полиграфии — отрасли техники, специализированной на множественном воспроизведении текста и изображений, возникла печатная продукция. Пе­чатный документ изготовлен при помощи полиграфических


 

88 Раздел I. Теоретические основы документоведения

или других средств массового размножения документов. Про­изведения печати — изделия полиграфического произ­водства, полученные печатанием или тиснением. На печат­ном документе запись информации производится преиму­щественно путем нанесения красочного слоя на его поверх­ность, а также тиснением и выдавливанием знаков шрифта Брайля.

Вторая разновидность печатных документов — это те, которые получены с помощью копировально-множительной техники. К процессам оперативного размножения докумен­тов относятся офсетная, трафаретная, гектографическая пе­чать. Текст на оттисках получается путем переноса краски с печатной формы на материал оттиска (бумагу, картон).

Благодаря полиграфии появились такие виды печатной продукции, как книги, брошюры, журналы, газеты, плакаты и малые печатные формы — листовки, программы, билеты, от­крытки, этикетки, бланки, буклеты и др.

В 1740 г. впервые была применена механическая запись информации для составления перфокарт, а с 1888 г. — для фиксации звука на грампластинках.

Механическая запись производится с помощью измене­ния физического состояния поверхности или структуры но­сителя. Различают термопластическую — осуществляемую путем нагревания носителя записи; поперечную — при ко­торой направление колебаний резца параллельно к поверх­ности носителя записи; глубокую — при которой направле­ние колебаний резца перпендикулярно к поверхности носи­теля записи (грампластинка, фонограмма, перфокарта).

Потребность в оперативной передаче информации и на­дежном ее хранении привела к возникновению фотографии, звукозаписи и т. д., а также к использованию телеграфа, фо­тотелеграфа, факса и т. п. Так появились новые, более совер­шенные формы фиксирования и передачи информации.

Открытие фотографической записи датируется 1839 г., когда получил известность фотографический процесс, назван­ный дагерротипией. Родоначальницей современной фотогра­фии является Франция.

Фотографическая запись — оптическая, осуществляемая


Глава 3. Методы и способы документирования

при помощи фотографического процесса изменением опти­ческой плотности носителя записи соответственно сигналам записываемой информации. Разновидностью фотографичес­кой записи является электронно-фотографическая запись, осуществляемая электронным пучком.

Фотоизображение получается на фотографическом слое пленки, пластинки, фотобумаги посредством фотографичес­кой съемки и печатания с последующей их химико-фотогра­фической обработкой (фотографии, диапозитивы). В нем раз­личают негатив и позитив. Негатив — фотографическое изоб­ражение, на котором относительное распределение почерне­ний, количественно оцениваемых оптической плотностью, соответствует обратному распределению яркостей на объек­те съемки. В позитиве, наоборот, потемнения соответствуют распределению яркостей или цветов объекта съемки.

В 1870 г. на практике проверяется возможность много­кратного уменьшения и воспроизведения текстов. Это по­служило толчком к развитию микрофильмирования на базе фотографии.

В начале 1920-х годов получают развитие бессеребряные светокопировальные способы, в конце 1940-х годов ставится на индустриальную основу порошковая бессеребряная фото­графия.

К фотографическим носителям информации относятся: фотографии, диафильмы, диапозитивы, кино-, микрофильмы, апертурные карты. В 1960-е годы темпами, небывалыми для всех других видов репрографии, бурное развитие получает телефаксовая связь. Наряду с рулонным микрофильмом появляются его разновидности: в отрезке, апертурная карта и дискета. Применение голографии и растровой фотографии привело к возникновению голограмм.

В 1895 г. изобретен кинематограф (Франция). На кино­документе содержание передано фотографическим способом в виде последовательно расположенных на кинопленке изоб­ражений.

В начале XX в. появилась магнитная запись. Она осуще­ствляется под влиянием магнитного поля путем изменения состояния носителя записи или его отдельных частей при


 

Раздел I. Теоретические основы документоведения

воздействии сигналов записываемой информации. Различа­ют запись с продольным и поперечным намагничиванием, а также термомеханическую запись.

Существует также электромагнитная и магнитооптичес­кая запись. Первыми появились фонодокументы с электри­ческой записью звука. Технология их производства была разработана в 1927 г. Пфлеймером (Германия).

В 1935 г. на радиовыставке в Берлине впервые демонст­рировалась магнитная лента типов Ь и С. С середины 1940-х годов начато ее промышленное производство. Первая отече­ственная магнитная лента (тип 1) была выпущена в 1954 г. В основе магнитной звукозаписи лежит необратимое изме­нение магнитного состояния ферромагнетиков в результате воздействия внешнего магнитного поля, т. е. явление гисте­резиса.

Сейчас выпускается большое количество магнитных лент для звукозаписи (магнитные фонограммы), для вычислитель­ной техники (используют цифровую импульсную запись ин­формации), лент для видеозаписи, магнитных карт, жестких и гибких дисков, дискет, флоппи-дисков, применяемых в виде блока ЗУ ЭВМ, микро-, видеодисков и т. п.

Одним из основных способов фиксирования информации является звукозапись — это запись звука на носителе. Доку­менты, содержащие звуковую информацию, зафиксированную любой системой звукозаписи, называют фонодокументами. Первые попытки записи звука относятся к 1807 г. Одна­ко первые фонодокументы, воспроизводящие звук, были со­зданы в 1877 г. Массовое производство пластинок было на­чато в конце 90-х годов XIX в.

Различают три вида фонодокументов: с механической (электромеханической), оптической и электромагнитной за­писью звука. Группу фонодокументов с механической запи­сью звука составляют фонографические валики, грамплас­тинки, (обычные, долгоиграющие и стереофонические) грам-оригиналы, ленты шоринофона.

Фонодокументом являются также фонограмма звуковой информации, фильма и другие аудиальные документы.

С начала XX в. зазвучали оптическая фонограмма и маг­нитная лента. Фонодокументом с оптической записью звука


Глава 3. Методы и способы документирования

является тонфильм — запись звука выступления, музыкаль­ного произведения на кинопленке оптическим способом. Наибольшее распространение звукозапись на кинопленке имела в 1930 годы. В настоящее время тонфильмы не изго­товляют. Распространены сейчас магнитные ленты и маг­нитные диски.

В 70-е годы XX в. возникла оптическая запись информа­ции сфокусированным пучком электромагнитного поля оп­тического или близкого к нему диапазона излучения, кото­рый, воздействуя на рабочий слой носителя записи, изменяет его состояние под воздействием сигнала записываемой ин­формации.

Запись и считывание информации могут выполняться и посредством лазерного луча (оптический диск, диски типа СБ-КОМ, компакт-диск, голограмма).

При магнитооптической записи одновременное действие оптического пучка и магнитного поля на носитель вызывает изменение магнитного состояния носителя в соответствии с записываемой информацией. Причем передатчиком инфор­мации носителю является магнитное поле, а оптический пу­чок оказывает дополнительное воздействие на носитель за­писи. Магнитооптической является также запись данных с помощью лазерного луча и магнитного поля (магнитоопти­ческий диск). Местом размещения информации являются концентрические дорожки.

Документы, содержание которых полностью или частич­но выражено перфорациями, матричной магнитной записью, матричным расположением стилизованных знаков и т. п., приспособленные для автоматического считывания, принято называть машиночитаемыми документами. Они содержат информацию на специальных матричных полях, матрицах. Для чтения информации используют специальные машины. Появление машинного документирования не отменяет пред­шествующих способов фиксирования информации, а лишь

дополняет их.

Постоянное расширение способов записи (фиксирования) информации приводит к возникновению все более сложных нетрадиционных видов документов, которые сочетаются с традиционными документами, рукописными и печатными.



Контрольные вопросы

1. Каковы методы и способы документирования?

2. Как классифицируются знаки искусственного языка?

3. Каковы знаки естественного языка?

4. Что характеризует документ как знаковую систему?

5. Каковы основные способы фиксирования информации?

6. Как взаимосвязаны между собой методы, способы, сред­ства и инструменты записи и воспроизведения ин­формации?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: