Нормативные документы современного отечественного образования,:
Федеральный закон «Об образовании», принятый в 1992 г., а также изменения и дополнения в него, внесенные в 1996 г., в которых выдвинуты требования о необходимости введения Государственных образовательных стандартов как средства регулирования образовательной сферы.
Трактовка понятия «стандарт» (от англ. standard) связана с его обозначением как образца, эталона, модели, принимаемых за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов, регулирующих различные сферы деятельности и определяющих свойства и качества продукции, удовлетворяющей потребностям общества и человека.
В статье 7 закона «Об образовании» указывается: «Стандарт определяет в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников».
В законе «Об образовании» выделены основные компоненты стандарта, учитывающие федеративный характер устройства России. Федеральный компонент определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического процесса России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры. Национально-региональный компонент определяет те нормативы, которые относятся к компетенции регионов (например, в области родного языка и литературы, географии и искусства, трудовой подготовки и др.). Также стандартом устанавливается объем школьного компонента содержания образования, отражающего специфику и направленность отдельного учебного заведения, закрепленные в соответствии с его Уставом в разработанных педагогами основных образовательных программах.
|
|
Образовательный стандарт, фиксируя основные содержательные характеристики образования, ориентируется на общественный идеал, заданный социальным заказом. Поэтому в законе «О Государственном образовательном стандарте основного общего образования» данное понятие определяется как система нормативов, характеризующих качество основного общего образования, отражающая социальный заказ и учитывающая возможности личности и системы образования по его достижению, устанавливается как государственная норма и фиксируется федеральным законом.
По мнению современных исследователей данной проблемы В. И. Байденко, В.П.Беспалько, В.С.Леднева, Н.Д. Никандрова, М. В. Рыжкова, В. А. Сластенина, А. И. Субетто, стандарты должны:
o обеспечивать сохранение единства образовательного пространства страны;
o содержать гарантии равных возможностей получения полноценного образования независимо от пола, религиозных убеждений, места жительства, материального обеспечения и выбранного образовательного учреждения;
|
|
o обеспечивать реализацию государственной политики в области образования;
o упорядочивать многообразие форм, типов и видов образования;
o выстраиваться в логике структуры образовательного содержания;
o определять процесс структурирования образования путем включения инвариантного и вариативного содержательных компонентов.
Таким образом, образовательный стандарт, выполняя функцию защиты от некачественных образовательных услуг, регламентирует в современных условиях все инновационные проекты, которые также базируются на основе объектов стандартизации. Основная цель современного образования в соответствии с реализацией принципа гуманизации заключается в создании условий для становления базовой культуры личности и ее профессионального самоопределения.