Министерство образования и науки Российской Федерации
Московская Государственная Академия
Тонкой Химической Технологии
имени М.В. Ломоносова
(МИТХТ)
Кафедра философии
Курс лекций по философии
(краткое изложение)
Часть IV
Немецкая классическая
Философия
Москва – 2010
УДК
1 (075.8)
ББК 87.3 я 73
Рецензент:
Курс лекций по философии (краткое изложение). Часть четвертая. Немецкая классическая философия. / Под редакцией проф., д.филос.н. Ивановой А.А. – Учебное пособие. – М: ИПЦ МИТХТ, 2010.
Авторы: проф., д.филос.н. Иванова А.А. (С.5-6, 38-63)
проф., д.филос.н. Ледников Е.Е. (С.6-11)
доц., к.филос.н. Вольнякова О.А. (С.11-20, 63-70)
доц., к.филос.н. Арапова Э.А., ст. преп., к.филос.н. Арапов О.Г. (С.33-38)
ст. преп., к.филос.н. Криволапова Ю.К. (С.25-33)
ст. преп. Зубец Г.П. (С.20-25)
Авторы учебного пособия – преподаватели кафедры философии МИТХТ им. М.В. Ломоносова. Тексту учебного пособия соответствуют разделы Хрестоматии по философии.
Утверждено Библиотечно-издательской комиссией МИТХТ
им. М.В. Ломоносова в качестве учебного пособия
|
|
© МИТХТ им. М.В. Ломоносова
Оглавление
НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.. 4
ИММАНУИЛ КАНТ (1724 – 1804) 6
Теория познания. 7
Априоризм. 7
Аналитические и синтетические суждения. Синтетическое априори. 8
Учение о «вещи-в-себе». 9
Учение об антиномиях. 10
Рассудок и разум. 11
Этика. 11
Сущность и специфика практического разума. 12
Этические категории Канта. 13
Категорический императив как нравственный закон. 15
Социально-политические взгляды. 18
Эстетика. 20
ИОГАНН ГОТЛИБ ФИХТЕ (1762 – 1814) 25
Об основоположениях философии Фихте. 26
Диалектика. 28
О назначении человека. 29
О назначении ученого. 30
О понятии наукоучения. 31
ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ ЙОЗЕФ ШЕЛЛИНГ (1775-1854) 33
О предмете и задачах философии. 33
Натурфилософия Шеллинга. 34
Учение о познании. Трансцендентальный идеализм. 35
Философия искусства. 37
Значение философии Шеллинга. 38
ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ (1770-1831) 38
Гегель о философии и ее назначении. 39
Философия и история философии. 41
Тождество бытия и мышления. 46
Диалектика Гегеля. Диалектическая природа познания. 49
Философия истории. 58
ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ (1804 – 1872) 63
Фейербах о единстве идеализма и религии. 63
Происхождение и сущность религии. 65
Человек как предмет философии. 66
Этика Фейербаха. 67
НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Немецкая классическая философия XVIII-XIX вв. занимает особое место в истории мировой философской мысли. Творческое наследие таких мыслителей, как И. Кант, И.Г. Фихте, Ф. Шеллинг и Г.В.Ф. Гегель имеет непреходящее значение. Кардинально не согласный с ними Л. Фейербах также сыграл большую роль в развитии философии.
|
|
И. Кант и Г.В.Ф. Гегель – ключевые фигуры немецкой классической философии. Вместе с тем, понимание философии этого времени, последующего развития философии требует изучения всей немецкой классической философии в ее целостности.
Заслугой немецких философов, хоть и не в одинаковой степени, является качественно иной подход к основополагающим философским проблемам.
Прежде всего, с немецкими философами этого периода времени связано в высокой степени развитое философское самосознание – т.е. новый уровень понимания смысла и назначения философского знания, его мировоззренческой и методологической специфики.
Немецкие философы, в наибольшей степени Гегель, по существу утвердили диалектику как философское миропонимание и философский способ познания. Исходя из диалектических идей философов прошлого, они совершили качественное преобразование отдельных идей и догадок в диалектику как таковую.
Диалектика в немецкой классической философии, что главным образом относится к гегелевскому философскому учению, объективна по своей природе. Диалектика бытия, в конечном счете, определяет диалектику познания.
Идея объективной природы диалектики неразрывно связана с концепцией сознания в немецкой философии. Раскрытие диалектической природы сознания и идея идеальности бытия, мира в целом представляют собой целостную концепцию. Мир диалектичен потому, что он духовен.
Обоснование диалектической сущности сознания означало истолкование сознания и познания не как пассивного отражения действительности, а в его подлинной творческой активности.
В результате этого проблема смысла, смысла жизни, человеческой жизни приобрела в философии совершенно новые аспекты и подходы.
Понятно, что немецкая классическая философия оказала и продолжает оказывать существенное влияние на развитие всей последующей философии и духовной культуры общества в целом.