Немецкая классическая философия

Министерство образования и науки Российской Федерации

Московская Государственная Академия

Тонкой Химической Технологии

имени М.В. Ломоносова

(МИТХТ)

Кафедра философии

Курс лекций по философии

(краткое изложение)

Часть IV

Немецкая классическая

Философия

Москва – 2010

УДК

1 (075.8)

ББК 87.3 я 73

Рецензент:

Курс лекций по философии (краткое изложение). Часть четвертая. Немецкая классическая философия. / Под редакцией проф., д.филос.н. Ивановой А.А. – Учебное пособие. – М: ИПЦ МИТХТ, 2010.

Авторы: проф., д.филос.н. Иванова А.А. (С.5-6, 38-63)

проф., д.филос.н. Ледников Е.Е. (С.6-11)

доц., к.филос.н. Вольнякова О.А. (С.11-20, 63-70)

доц., к.филос.н. Арапова Э.А., ст. преп., к.филос.н. Арапов О.Г. (С.33-38)

ст. преп., к.филос.н. Криволапова Ю.К. (С.25-33)

ст. преп. Зубец Г.П. (С.20-25)

Авторы учебного пособия – преподаватели кафедры философии МИТХТ им. М.В. Ломоносова. Тексту учебного пособия соответствуют разделы Хрестоматии по философии.

Утверждено Библиотечно-издательской комиссией МИТХТ
им. М.В. Ломоносова в качестве учебного пособия

© МИТХТ им. М.В. Ломоносова

Оглавление

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.. 4

ИММАНУИЛ КАНТ (1724 – 1804) 6

Теория познания. 7

Априоризм. 7

Аналитические и синтетические суждения. Синтетическое априори. 8

Учение о «вещи-в-себе». 9

Учение об антиномиях. 10

Рассудок и разум. 11

Этика. 11

Сущность и специфика практического разума. 12

Этические категории Канта. 13

Категорический императив как нравственный закон. 15

Социально-политические взгляды. 18

Эстетика. 20

ИОГАНН ГОТЛИБ ФИХТЕ (1762 – 1814) 25

Об основоположениях философии Фихте. 26

Диалектика. 28

О назначении человека. 29

О назначении ученого. 30

О понятии наукоучения. 31

ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ ЙОЗЕФ ШЕЛЛИНГ (1775-1854) 33

О предмете и задачах философии. 33

Натурфилософия Шеллинга. 34

Учение о познании. Трансцендентальный идеализм. 35

Философия искусства. 37

Значение философии Шеллинга. 38

ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ (1770-1831) 38

Гегель о философии и ее назначении. 39

Философия и история философии. 41

Тождество бытия и мышления. 46

Диалектика Гегеля. Диалектическая природа познания. 49

Философия истории. 58

ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ (1804 – 1872) 63

Фейербах о единстве идеализма и религии. 63

Происхождение и сущность религии. 65

Человек как предмет философии. 66

Этика Фейербаха. 67


НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Немецкая классическая философия XVIII-XIX вв. занимает особое место в истории мировой философской мысли. Творческое наследие таких мыслителей, как И. Кант, И.Г. Фихте, Ф. Шеллинг и Г.В.Ф. Гегель имеет непреходящее значение. Кардинально не согласный с ними Л. Фейербах также сыграл большую роль в развитии философии.

И. Кант и Г.В.Ф. Гегель – ключевые фигуры немецкой классической философии. Вместе с тем, понимание философии этого времени, последующего развития философии требует изучения всей немецкой классической философии в ее целостности.

Заслугой немецких философов, хоть и не в одинаковой степени, является качественно иной подход к основополагающим философским проблемам.

Прежде всего, с немецкими философами этого периода времени связано в высокой степени развитое философское самосознание – т.е. новый уровень понимания смысла и назначения философского знания, его мировоззренческой и методологической специфики.

Немецкие философы, в наибольшей степени Гегель, по существу утвердили диалектику как философское миропонимание и философский способ познания. Исходя из диалектических идей философов прошлого, они совершили качественное преобразование отдельных идей и догадок в диалектику как таковую.

Диалектика в немецкой классической философии, что главным образом относится к гегелевскому философскому учению, объективна по своей природе. Диалектика бытия, в конечном счете, определяет диалектику познания.

Идея объективной природы диалектики неразрывно связана с концепцией сознания в немецкой философии. Раскрытие диалектической природы сознания и идея идеальности бытия, мира в целом представляют собой целостную концепцию. Мир диалектичен потому, что он духовен.

Обоснование диалектической сущности сознания означало истолкование сознания и познания не как пассивного отражения действительности, а в его подлинной творческой активности.

В результате этого проблема смысла, смысла жизни, человеческой жизни приобрела в философии совершенно новые аспекты и подходы.

Понятно, что немецкая классическая философия оказала и продолжает оказывать существенное влияние на развитие всей последующей философии и духовной культуры общества в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: