Игры и задания, направленные на формирование произвольной регуляции

· «Необычные превращения»

Выполнение. Взрослый и дети стоят в кругу. На слова взрослого: «Один, два, три - любое животное замри!» Дети замирают в позах животных.

Затем: «Один, два, три - любое растение замри!» Дети замирают в позах растений.

И, наконец: «Один, два, три любой предмет изобрази». Дети замирают в виде предметов (например: стул, игрушка, чашка и т.д.). повтор сигнала 2-3 раза.

• «Обезьянка»

Выполнение. Взрослый изображает обезьянку, а дети за ним повторяют. Сначала стоя на месте, а затем прыжки по всему залу. Стараемся в движении удерживать образ обезьянки.

Выразительные движения: ноги чуть присогнуты в коленях, руки свободно болтаются вдоль тела, голова выведена чуть вперед. Прыжки на месте на двух ногах, вправо-влево и по залу в разные стороны. При этом можно издавать звук: «Ух-ух-ух».

• «Догонялки»

Выполнение. Взрослый в образе обезьянки делает вид, что догоняет, а дети в образе от него убегают.

Правила. На протяжении всей игры стараться удерживать заданный образ. В процессе догонялок стараться не задевать друг друга в движении.

• «Необычные посетители»

Выполнение. Взрослый объясняет детям, что обезьянки любят все и всех передразнивать, и поэтому, кого бы или чтобы они ни увидели, они все изображают.

а. «Сердитый человек». Вдруг обезьянка увидела хмурого человека...

Выполнение. Взрослый показывает, объясняя некоторые движения, а дети за ним повторяют.

Выразительные движения:

Мимика: брови сведены и опущены чуть ниже, не улыбаемся.

Затем добавляем движение поочередно грозим то правым указательным пальцем, то левым.

Затем добавляем движение: топаем ногами и грозим кулаком, мимика та же. Можно говорить: «Ах вы!» или еще что-нибудь подходящее по смыслу.

б. «Большой мяч»

Выполнение. Взрослый показывает, а дети за ним повторяют. Ноги на ширине плеч, полукруглые руки в стороны, щеки надуты. Переваливаемся с ноги на ногу вокруг себя, сохраняя изначальную форму (мяч как бы перекатывается на месте). Затем прыжок, и от фиксированной формы постепенно расслабляя мышцы шеи, плеч, рук. и т.д., из положения стоя плавно опускаемся в положение сидя на корточках (мяч лопнул), затем ложимся на спину, раскинув свободно руки и ноги в стороны.

в. «Веселая девочка»

Выполнение. Подошла к клетке маленькая девочка и стала с любопытством рассматривать обезьянок, и дети пытаются повторить в движении, что значит рассматривать с любопытством.

Выразительные движения: голова вытянута вперед, глаза чуть расширены, рот приоткрыт.

Затем девочка засмеялась, показывая пальцем на обезьянок.

Выразительные движения: улыбка, указательный палец показывает на воображаемую девочку, другой рукой хватаемся за живот, при этом можно сгибаться вперед

Усложнение. После этого можно сесть или лечь на пол и смеяться на полу, размахивая руками и ногами (такое упражнение способствует снятию эмоционального напряжения).

г. «Буратино». В зоопарк прибежал Буратино, увидел обезьянок и стал перед ними гримасничать и строить разные веселые рожицы.

Выполнение. Дети встают перед зеркалом. Задание выполняется самостоятельно. Взрослый предлагает детям придумать любые смешные гримасы и показать их себе в зеркало. Затем к мимике добавляем руки. Например: сгибаем и разгибаем руки, или удлиняем нос с помощью рук. А затем движение укрупняем: добавляем прыжки, повороты.

• «Береза». Дети стоят в кругу.

Выполнение. Наклон вперед, руки касаются пола и мягкими плавным движением снизу руки вдоль тела идут вверх - ствол.

а. Качание рук из стороны в сторону волнообразными движениями - крона березы.

б. Плавные наклоны вправо, влево под музыку с включением туловища и рук, где руки являются продолжением движения туловища.

в. «Ветки гнутся». Волнообразное движение руками вверх-вниз. Поворот туловища справа-налево (движения выполняются одновременно).

г. «Листики». Сомкнуть пальцы, ладонь прямая, выполнение волны кистями рук.

• «Листья»

Цель. Развитие пространственного фактора.

а. «Листья полетели». Свободный бег по всему залу с самостоятельным выбором направления. Во время бега дети выполняют прыжки, кружение, подскоки.

б. «Листья упали». Чередование активных движений с движениями, направленными на расслабление, мягкое опускание на пол.

в. «Слушаем тишину». Лежа на спине, расслабиться и слушать тишину; музыку; слова взрослого.

г. «Ветер листья сдувает». Дети лежат на полу.

Выполнение. Взрослый указывает направление движения и, изображая дуновение ветра, предлагает детям катиться по полу, по окончании проката, дети замирают в разных позах.

Повтор игры 2-3 раза.

д.Представить себя листиком, который повис.

Выполнение. Свободный бег. На слово «стоп» дети замирают в позах повисшего листа, с элементами раскачивания.

• «Осенний лес»

а. «Сбор грибов». Дети «берут» воображаемые корзинки и палочки и выполняют движения: собирают грибы.

б. «Угощение для белок и ежей». Дети натыкают воображаемые грибы на ветки, сучки (грибы располагаем на разных уровнях: вверху, внизу).

в. Предложить детям с помощью жестов, мимики и пантомимики показать то, что они видели в Осеннем лесу.

• «Звуки в лесу»

Выполнение. Взрослый предлагает детям сесть или лечь на пол и послушать звуки. Кто догадается, что за звук - называет его.

1-й вариант: возможно использование кассеты, где есть звуки живой природы: шуршание листьев, дождь, щебет птиц и т.д..

2-й вариант: взрослый предлагает прислушаться к звукам вообще, кто что услышит (например, шаги, разговор, хлопанье дверью, дыхание и т. д.).

3-й вариант: взрослый издает любые звуки, а дети должны догадаться, что это за звук, например: звон ключей, хлопок в ладоши, стук по стеклу, звон колокольчика, использование разных музыкальных инструментов и т.д.

4-й вариант: откуда идет звук? Взрослый берет колокольчик. Глаза у детей закрыты. Дети должны показать рукой, откуда идет звук: сверху, справа, слева и т.д.

• «Зарядка для птиц»

Выполнение. Птицы готовятся к отлету в дальние края. Вопрос: каких перелетных птиц вы знаете? (ответы детей).

Затем взрослый предлагает изобразить этих птиц с помощью выразительных движений (как изобразить птиц, дети придумывают сами).

Затем взрослый предлагает детям в образе птиц сделать необычную зарядку.

- Поворот головы вправо, влево. Вытягивание шеи вперед.

- Волнообразные движения руками вверх-вниз. Постараться точно передать движение крыльев, если у детей не получается. Взрослый предлагает детям образец движения.)

- Рассматривание своего «хвоста». Поворот вправо- влево. Ноги стоят на месте (скручивание позвоночника). Упражнение выполняем медленно.

- Размахивание хвостом: отведение бедер вправо-влево.

- Упражнение для ног: вытягивание ноги вперед, в сторону, назад, сохраняя равновесие (нога согнутая в колене выводится вперед и медленно выпрямляется, то же в сторону и назад).

Методические рекомендации. Необходимо, чтобы при выполнении каждого упражнения вы почувствовали соответствующие мышцы, а также ощутили, как вы эти мышцы с удовольствием растягиваете. Упражнение выполняется в медленном темпе.

В конце зарядки взрослый предлагает еще раз вспомнить птицу, которую они изображают, и все стараются угадать каждую птицу. Можно задавать наводящие вопросы.

• «Лес»

Выполнение. Взрослый предлагает детям вспомнить, как выглядят и называются разные деревья.

Методические рекомендации. Если дети затрудняются, на это случай необходимо иметь картины с изображением таких деревьев, как береза, осина, клен, дуб - осенью (и другие).

Взрослый говорит: «Один, два, три - необычное дерево замри». Дети замирают, стараясь передать изгибы веток руками, туловищем. Игра проводится 3-4 раза. Необходимо, чтобы дети замирали каждый раз в новой позе, меняя в пространстве расположение туловища, рук и головы.

• «Какое это дерево?»

Выполнение. Взрослый называет дерево, например: «Береза» и просит детей охарактеризовать его с помощью прилагательных. Какая береза? Предположительные ответы детей: нежная, тонкая, белая, хрупкая и т.д. Затем взрослый вместе с детьми придумывает, как с помощью движения передать заданный детьми образ.

Выразительные движения: мягкие, плавные движения руками.

- Какая осина? Предположительные ответы детей: настороженная, испуганная, дрожащая, как будто чего-то боится или ждет. Затем взрослый с детьми создают образ осины в движении.

Выразительные движения: пальцы сомкнуты. Дрожание кистями рук, быстрая смена рук из одного положения в другое. Мимика: испуганного человека, который оглядывается.

- Какой клен? Предположительные ответы: важный, красивый, гордый.

Выразительные движения: пальцы в разные стороны. Медленное вращение кистями рук, при этом, то поднимая руки вверх, то опуская вниз.

Мимика: смотрим на других как бы свысока. Про себя говорим фразу: «Вот я какой!»

- Какой дуб? Предположительные ответы детей: сильный, мощный, уверенный, устойчивый.

Выразительные движения: слегка напрягаем мышцы плечевого пояса. Фиксируем руки в разных положениях, кисти сжаты в кулаки. Фраза про себя: «Я сильный!»

Методические рекомендации. По Вашему желанию вы можете составить свою образную характеристику выбранных Вами деревьев.

• «Падающий лист»

Выполнение. Взрослый и дети садятся в круг, и взрослый предлагает детям только рукой показать траекторию падения листика. Дети выполняют это задание самостоятельно под музыку, по очереди.

Затем взрослый предлагает показать, как падает лист, задействуя все тело. По желанию детей можно делать движение или всем одновременно, но свое, или по очереди. Взрослый обязательно отмечает насколько по разному и творчески дети выполнили это задание.

• «Изобрази дерево с настроением»

Выполнение. Дети сидят в кругу. Один ребенок показывает, а другие угадывают и повторяют за ним. И так далее. Например: грустная береза - мягкие плавные движения, руки чуть опущены вниз.

Мимика: уголки губ опущены вниз и т.д.

• «Листья и ветер»

Выполнение. Дети наряжаются в яркие накидки (цвета осени - желтый, красный, оранжевый), не стесняющие движений. Звучит «Вальс цветов» П.И. Чайковского. Дети придумывают индивидуальный танец. На сигнал взрослого «стоп» дети замирают в разных позах, используя разные и.п. (сидя, лежа, стоя).

Усложнение. Кроме сигнала «стоп» взрослый может называть количество детей в группе, например, «стоп по два» - дети замирают, объединяясь по два человека, или «стоп по четыре» - дети замирают, объединяясь по четыре человека и т.д.

• «Повтори за мной»

Выполнение. Этюдная работа. Взрослый показывает небольшие этюды, а дети за ним повторяют. Сначала взрослый с детьми идут в путешествие, затем они захотели пить. Ищут воду, осматриваются. Увидели ручеек - обрадовались.

Выразительные движения: подпрыгивают, улыбаются. Дотрагиваются до воды. Она холодная. Набирают в руки. Делают вид, что пьют. Надо идти дальше. Переходят через ручеек. Прыгают с камушка на камушек, стараясь удерживать равновесие. Идут дальше. Вдруг пошел «дождь». Убегают от него в укрытие. Играют. Ловят капельки дождя ладошками. Шли-шли и пришли к речке, морю (что больше знакомо детям).

Взрослый предлагает детям изобразить, как бы они поплыли. Затем изображают волны и то, что смогут предложить дети.

Методические рекомендации. Стараемся все изображать достаточно выразительно.

• «Течение и водоросли»

Выполнение. Дети в образе морских растений перемещаются под музыку по залу.

Ведущий - «течение».

Взрослый с помощью жестов меняет направление движения детей: например, они шли вправо, теперь идут влево. Взрослый может ускорять движение детей и замедлять. В конце упражнения дети опускаются на пол.

• «Море»

Выполнение. Взрослый предлагает детям создать образ моря с помощью движения.

- Спокойное море. Спокойная музыка. Плавные, волнообразные движения руками.

- Море волнуется. Активные волнообразные движения рук, туловища и головы.

- Буря. Широкие маховые движения сверху вниз и снизу наверх. Приседания, повороты вправо-влево.

И затем повторяют движения в обратном порядке: море волнуется, спокойное море.

Расслабление. Дети ложатся на пол. Ноги и руки расслабленные. Ровное дыхание.

• «Горная тропинка»

Выполнение. Дети идут за взрослым, друг за другом, и все повторяют.

- «Извилистая тропинка» - взрослый быстрым шагом или легким бегом перемещается по залу (змейкой, зигзагом, по прямой и т.д.), дети за ним, точно соблюдая данную траекторию.

- «Камни-валуны» - взрослый с детьми перешагивают огромные, средние, округлые, маленькие камни. Высоко поднимаем обе ноги по очереди.

Методические рекомендации. Обратить внимание на то, что дети обычно перешагивают воображаемый камень лишь одной ногой, забывая при этом поднимать следующую ногу.

- «Речка» - дети переходят воображаемую речку по тонкому мостику - руки в стороны, ноги ставим на воображаемый мост поочередно, слегка покачиваемся вправо-влево.

- «Мокрые камни» - дети переходят речку по камешкам. Прыжки с камня на камень, при этом показываем, что на каждом камне необходимо удерживать равновесие.

Методические рекомендации. Для всех заданий взрослый показывает, объясняет, а дети за ним повторяют.

- «Необычная пещера». Дети во главе со взрослым заходят в воображаемую пещеру. Сначала осматриваемся. Работа с психоэмоциональным состоянием: интерес. Дети с интересом оглядываются по сторонам. Взрослый помогает каждому ребенку точно передать данное психоэмоциональное состояние.

- «Стены». Взрослый показывает, что он трогает стены пещеры вверху, внизу, справа от себя и слева от себя.

Для точного воспроизведения техники «стена» необходимо фиксировать кисти рук в вертикальной плоскости перед собой. Со стороны - эффект, как будто человек трогает невидимую стену. Руки необходимо передвигать в пространстве воображаемой стены поочередно.

- «Мокрые стены». Проработка психоэмоционального состояния: отвращение. Дети трогают воображаемые стены, а они мокрые, холодные, неприятные.

Мимика: нос сморщен, верхняя губа приподнята: «фу».

- «Муравьи». Дети со взрослым идут и вдруг видят очень много муравьев, даже ступить некуда. Необходимо встать на одну ногу и искать пустое место, куда наступить, и так далее.

- «Пропасть». Тропинка вдоль края пропасти, необходимо идти боком, спиной прижимаясь к воображаемой стене и руками держась за выступы на этой стене, идем медленно, поочередно переставляя руки.

Методические рекомендации. Обязательно обратить внимание на то, как ребенок держится за воображаемую стену, он должен одной рукой держаться, а другой делать перехват, затем приставной шаг и опять делаем перехват.

- «Солнечный свет». Взрослый с детьми выходят на солнечную полянку. Всеобщая радость: прыжки, улыбки, а можно всем вместе крикнуть: «Ура!».

• «Стихии»

Выполнение. Играющие стоят по кругу, ведущий договаривается с ними, что, если он скажет слово «Земля», все должны сесть на корточки, обхватив колени руками, голову положить на колени; если слово «Вода» - руки в стороны, волнообразные движения вверх-вниз; «Воздух» - круговые движения руками вперед с небольшими приседаниями, «Огонь» - руки перед собой, импульс кистями вверх, поочередно.

Дети разбегаются, и по сигналу взрослого (огонь, вода и т.д.), выполняют соответствующие движения и разбегаются снова. Играем несколько раз.

• «Ветер»

Выполнение. Можно использовать музыку П.И.Чайковского «Вальс цветов». Взрослый предлагает детям вспомнить, что такое ветер и как его можно изобразить в движении. Для большей образности каждому ребенку можно предложить голубой шарфик из легкой ткани. Взрослый включает музыку, а дети изображают образ ветра.

Методические рекомендации. Необходимо, чтобы дети выполняли широкие движения и пользовались всем пространством зала. Если ребенок выполнил задание, а музыка звучит, он спокойно садится или ложится на пол (по желанию). Задание выполняется индивидуально каждым ребенком, без участия взрослого.

• «Воздушный шар»

а. «Маленький шарик»

Выполнение. Дети сидят по кругу, руки перед собой, пальцы вместе.

Подносим руки ко рту и надуваем шарик в три приема: 1 - чуть подули, пальцы раскрыть чуть-чуть, 2 - подуть, пальцы раскрылись до середины; 3 - подуть, пальцы зафиксировать в форме шара. Обратить внимание на то, чтобы пальцы были полукруглые.

После того как дети «надули» мячик, надо его рассмотреть - вращение вперед-назад и показать другу, не меняя формы тому, кто сидит справа, и тому, кто сидит слева.

Потом вдруг шарик сдувается со звуком «ш-ш-ш» в исходное положение (и.п.), и дети надувают его снова (в три приема). После того как шарик надули во второй раз, взрослый проверяет, насколько упругий шарик получился у детей. Сначала он пытается как бы смять шарик, детям надо напрячь мышцы пальцев, и тогда шарик останется цел.

Затем взрослый как бы пытается развести руки детей в стороны (здесь уже необходимо напрячь мышцы рук).

Методические рекомендации. Упругость мячика проверяем у каждого ребенка. Обязательно поощрение.

б. «Большой шарик»

Выполнение. Дети стоят в кругу. Взрослый предлагает им надуть большой шарик.

Сидя на корточках, надуваем шар в три приема.

1 - дуем, чуть привстаем, чуть раскрываем руки в стороны,

2 - дуем, привстаем, раскрыли руки,

3 - дуем, встаем, ноги на ширине плеч, руки в стороны, только полукруглые спина чуть округлена.

На сигнал взрослого «хлопок» - сдуваемся, постепенное расслабление тела: опускаем голову, расслабляем руки, наклоняемся вперед и медленно и плавно опускаемся на пол со звуком: «ш-ш-ш». Повтор 2-3 раза.

в. «Воздушный шар»

Выполнение. Дети сошлись в центр круга, держась за руки. Надуваем в три приема.

1 - делаем из круга один шаг назад,

2 - делаем из круга еще один шаг назад,

3 - расходимся в свободный круг так, чтобы руки детей были свободно опущены чуть вниз.

На сигнал взрослого сдуваемся (сходимся) в центр круга со звуком: «ш-ш-ш». Повтор 2-3 раза.

Затем взрослый предлагает воздушному шару полетать. Дети легко бегут по кругу, одновременно перемещаясь в пространстве зала, но при этом важно сохранить форму шара. Когда «шар» сменил несколько направлений полета (3-4), на сигнал взрослого «Шар лопнул» дети отпускают руки и свободно, медленно опускаются на пол или разбегаются в разные стороны.

На сигнал взрослого «Воздушный шар» дети собираются в круг и полет продолжается. Повтор 2-3 раза.

• «Какой бывает огонь?»

Выполнение. Взрослый с детьми беседует о том, какой бывает огонь.

Методические рекомендации. Очень важно послушать, что говорят дети, какие слова для описания огня они используют, говорят целыми предложениями или отдельными словами.

Затем взрослый предлагает детям изобразить:

а. Что они сидят у костра греются.

Выразительные движения: подносят к воображаемому огню руки, на лице улыбка.

Чтобы создать ощущение что дети находятся у костра, взрослый может предложить детям небольшие высказывания, например: «Вот как тепло!»; «Ух, хорошо!»; и т.д.

б. Костер разгорелся. Он большой. Стало жарко.

Выразительные движения: сидя, расслабленная поза, делаем вид, что растягиваем воротник, обмахиваемся. Слова высказывания: «Как жарко!»; «Я хочу пить!»; «Очень жарко!».

в. Очень большой костер. К нему близко подходить опасно.

Выразительные движения: отходим от воображаемого костра. На лице - тревога, рука перед собой, загородиться от костра. Высказывания: «Очень большой огонь!»; «К нему подходить опасно!»

• «Свеча»

Выполнение. Луч диапроектора (настольной лампы) направляем на экран или на светлую, однотонную стену, и взрослый показывает с помощью движений кисти пламя свечи, а дети должны догадаться, что это такое. После того как дети догадались, взрослый предлагает детям изобразить огонек по показу.

Выразительные движения: рука перед собой, кисть расположена пальцами вверх. Сначала плавные движения пальцами. Затем волнообразное движение кистью от пальцев вправо-влево, движение кистью о запястья.

После того, как дети выполнили задание и правой и левой рукой, взрослый включает диапроектор, (звучит музыка) предлагает изобразить свечу.

• «Костер»

Выполнение. Дети сидят в кругу на коленях, взрослый раздает детям красные перчатки. Задание выполняется по показу взрослого. Сначала он рассказывает о том, как возникает костер, как появляются маленькие язычки, они разрастаются, увеличиваются, и костер становится большим, но потом дрова сгорают, и огонь становится меньше, меньше, и только искры разлетаются в разные стороны.

Выразительные движения: сидя на полу, руки перед собой, трем ладони друг о друга, чтобы добыть искру и разжечь огонь. Затем кисти ставим пальцами вверх: сначала двигаем пальцами из стороны в сторону, затем волнообразное движение каждым пальцем, постепенно к этому движению подключается кисть. Двигаем обе кисти навстречу друг другу. Следующее движение: поочередное поднимание кисти вверх с небольшим замиранием в верхней точке движения. Следующее движение: включается вся рука, поочередное, быстрое поднимание и опускание рук, после 3-4 движений надо встать.

Следующее движение: стоя, здесь для изображения разгоревшегося костра можно использовать приседание с руками, наклоны вперед, вправо, влево с руками и движение по кругу.

Методические рекомендации. Двигаются в группе. Когда выполняют все вместе, создается ощущение разгоревшегося костра.

После показа, взрослый вместе с детьми выполняют все движения. Когда «костер» затухает, дети медленно опускаются на пол.

• «Искорки»

Выполнение. Дети в разных позах лежат на полу. На сигнал взрослого: «Искры разлетаются!» дети легко разбегаются по залу. Взрослый включает веселую музыку. Музыка играет - дети легко бегают. Музыка не играет - дети медленно в кружении опускаются на пол. Повтор 3-4 раза.

• «Дорога в лес»

Выполнение. Дети идут за ведущим, и задание проводится как этюдная работа: «идет по снегу» - выразительные движения: высоко поднимать ноги.

- «Извилистая, узкая тропинка» - идут друг за другом, ноги ставят поочередно, соблюдая заданную траекторию ведущим.

- «Скользко» - идут, сохраняя равновесие, руки можно в стороны, ноги ставят аккуратно: «Идем так, чтобы не упасть».

- «Обходят или перелезают через сугробы» - высоко поднимают ноги, в движение обязательно включается туловище и руки. Обратить внимание, чтобы дети поднимали поочередно обе ноги.

- «Красивые снежинки» - пошел воображаемый снег. Поднимают голову вверх. Выставляют руки перед собой ладонями вверх. Поймали «Снежинку» и рассматривают ее, какая она красивая. Любуются. Примечание. Дети могут друг другу рассказать, какие у них снежинки.

- «Холодно» - идут друг за другом. Начинают дрожать: руки, туловище, голова, похлопывают себя руками по плечам. Можно говорить слова «Ух, как холодно! Бр-р-р».

• «Липкий снег»

Выполнение. Взрослый обращает внимание детей на то, что в их воображаемой стране липкий снег и из него можно что-нибудь слепить.

а. «Лепим снеговика»

Выполнение. Сначала взрослый показывает, как можно скатывать воображаемый ком, и просит детей повторить за ним. Затем предлагает детям скатать самостоятельно оставшиеся два кома.

Выразительные движения: сначала кистями рук обозначаем маленький снежный комочек и выполняем движение кистями рук, как будто мы катим перед собой снежный ком, но постепенно этот ком увеличивается, и соответственно руками обозначаем растущий снежный ком. Необходимо также ввести момент усилия, то есть снежный ком становится больше, и при толкании вперед надо прикладывать усилие, то есть напрягать мышцы рук и верхнего плечевого пояса.

После того как дети скатали три кома разной величины и собрали снеговика, они обрисовывают его контур, он должен быть выше ребенка. Затем обозначаем глаза, нос, рот (каждый индивидуально), надеваем ведро и любуемся всеми снеговиками, а не только своим. Взрослый обязательно поощряет детей.

б. «Угадай, что я слепил»

Выполнение. Взрослый предлагает детям слепить еще что-нибудь, по желанию. Теперь каждый ребенок придумывает сам, что он будет лепить. Условие он должен лепить, точно обозначая форму, чтобы другие могли догадаться, что он лепит или слепил.

Методические рекомендации. Если сложно догадаться, обязательно спросить, что изобразил ребенок, чтобы определить, понимает ли, что он делает, и соответственно ли пользуется движениями.

в. «Снежная фигура»

Выполнение. Взрослый предлагает детям придумать и замереть в позе любой снежной фигуры (это может быть и снеговик, и горка, и даже сугроб, все зависит от фантазии детей).

Дети замирают и не двигаются до тех пор, пока взрослый не спросит всех детей, во что они превратились. Повтор 2-3 раза (по желанию детей).

• «Волшебница Зима»

Выполнение. Беседа с детьми о Зиме. Можно загадать загадку.

Какая она, что происходит, когда приходит зима. А если бы Зима была человеком, как бы можно было ее описать. (Собирательный образ: белая, мягкие плавные движения, заботливая, старается все укрыть снегом и разукрасить.)

Выразительные движения: ходьба, руки двигаются так, как будто мы все кругом укрываем или гладим. Затем взрослый обращает внимание на пустые, не разрисованные зимними узорами окна, и дети самостоятельно придумывают, что нарисовать на своем окне.

Рисуем на очень большом формате (в рост ребенка и на ширину его рук), двумя руками, причем руки - это кисти.

Взрослый просит детей нарисовать что-нибудь необычное, волшебное и обязательно показывает, как рисует он - в вертикальной плоскости, используя все пространство воображаемого окна. После того как дети выполнили задание, обязательно спросить, что изобразил каждый ребенок, и похвалить его за необычность, творчество и фантазию.

• «Зимние забавы»

Выполнение. Взрослый предлагает детям отправиться в путешествие в страну Снежной Королевы, не пешком, но и не на машине. А на чем -догадайтесь сами.

Загадывает загадку: Деревянные кони по снегу скачут, а в снег не проваливаются (лыжи). Отгадав загадку, дети изображают катание на лыжах. Обратить внимание на то, чтобы движение было скоординированным (правая рука - левая нога, левая нога - правая рука).

Выразительные движения: ноги скользят по полу вперед, широкий шаг, можно использовать движения, когда ребенок скатывается с горки: присесть, руки работают одновременно.

- Два коня у меня, два коня

По воде они возят меня.

А вода тверда, словно каменная! (Коньки)

Дети отгадывают и изображают.

Выразительные движения: ногами скольжение вправо и влево, удлиняя шаг, руки можно заложить за спину.

Траектория движения по желанию детей.

-Все лето стояли, зимы ожидали.

Дождались поры - помчались с горы. (Санки)

Дети отгадывают и изображают. Упражнение парное (два ребенка или взрослый и ребенок).

Выполнение. В парах встают друг за другом, взявшись за руки. Свободный бег.

Сигнал: «Стоп» - остановиться. Один хлопок - поменять пару и продолжить движение.

Два хлопка - отпустить руки и мягко опуститься на пол.

Длительность игры определяется желанием детей.

Методические рекомендации. Если дети предлагают другие немеханические способы передвижения (на лошадях, на оленях, сноуборд и другие), то выполняют самостоятельно.

• Образ «Снежной Королевы»

Выполнение. Сначала необходимо с детьми побеседовать, что они знают о Снежной Королеве. Какая она? После того как у детей возник словесный портрет, предлагаем прослушать соответствующую музыку. После прослушивания музыки вопрос к детям: «А как вы думаете, как может двигаться Снежная Королева?» Вместе с детьми приходим к пониманию того, что движения должны быть четкие, резкие, широкие. После начинаем двигаться под музыку, по показу взрослого.

Выразительные движения: стоя, четкие, фиксированные движения руками, ладонь прямая, пальцы вместе, в стороны, вперед круговые широкие движения, при этом можно приседать, разворачиваться, вращаться.

Мимика: лицо спокойное, ничего не выражает, так называемое «холодное выражение».

• «Льдинки»

Выполнение. Взрослый рассказывает детям, что Снежная Королева взмахнула своей волшебной палочкой и льдинки разлетелись, завертелись и стали сплетать разные необычные, красивые узоры. Дети бегают по залу, на сигнал взрослого «один хлопок» замирают в разных позах, объединяясь по 2-3 человека. На сигнал «два хлопка» дети разбегаются врассыпную.

Повтор 2-3 раза, по желанию детей количество повторов можно увеличить.

Методические рекомендации. Объяснить детям, что каждый раз необходимо объединяться в новую группу.

Взрослый обязательно отмечает наиболее выразительные скульптуры.

Если игра проводится не в первый раз, то ее можно усложнить, предложив детям использовать разные исходные положения (стоя, сидя, лежа).

• «Угадай и изобрази»

Выполнение. Взрослый включает музыку соответствующую разным образам: «Зима», «Снежная Королева». Дети слушают, угадывают образ и самостоятельно изображают его в движении.

Выразительные движения: «Зима» - плавные, широкие; «Снежная Королева» - четкие, резкие, широкие.

• «Создание образа Снегурочки»

Выполнение. Взрослый предлагает отправиться в лес (воображаемый) в гости к Снегурочке и Морозу. Ведь скоро Новый год, что же они в лесу делают? Но сначала взрослый предлагает описать Снегурочку, рассказать о том, какая она, может быть, даже придумать, как двигается Снегурочка. После беседы с детьми взрослый предлагает послушать музыку. Затем еще раз спрашивает каждого ребенка, что они могут сказать про Снегурочку, после прослушанного музыкального произведения. (Примерные ответы: нежная, красивая, добрая, мягкая, заботливая и т.д.) После этого взрослый включает музыку и предлагает детям придумать, что может делать Снегурочка в лесу. Один ребенок изображает, а другие угадывают, что он делает. Примерные действия: кормит животных, гуляет по лесу, любуется природой, помогает Деду Морозу и т.д. (это задание выполняется по желанию детей).

• «В гости к Снегурочке»

Выполнение. Взрослый напоминает детям, что они гуляли по лесу и наконец-то пришли к ледяному дому, где живут Дед Мороз и Снегурочка (ситуация воображаемая). Сначала все увидели ледяной дом издали, и им стало интересно.

Выразительные движения: остановились, вытянулись слегка в сторону воображаемого дома, можно вслух сказать: «А что это там такое, интересно?»

- Подошли поближе, удивились, что дом действительно весь сделан изо льда.

Выразительные движения: остановились, руки развели в стороны, плечи слегка приподняли, брови вверх, глаза расширены, рот приоткрыт. Фраза: «Ну, надо же?!»

- Стали разглядывать дом, увидели красивые, необыкновенные узоры и восхитились.

Выразительные движения: голова чуть запрокинута назад, руки в стороны, рот приоткрыт. Фраза: «Ах!!» Как будто замерли.

• «Дорожка в зимнем лесу»

Выполнение. Взрослый показывает и объясняет, а дети за ним повторяют.

- Весело шагаем по извилистой тропинке. Звучит веселая музыка, дети бодро шагают друг за другом (первый взрослый) по волнообразной траектории, взрослый меняет направление движения.

Методические рекомендации. Необходимо, что дети точно воспроизводили заданную траекторию за взрослым. Обратить внимание на несколько человек, идущих сзади, так как обычно они не доводят заданную траекторию до конца.

- «Глубокий снег».Выполнение: дети идут, высоко поднимая ноги.

Методические рекомендации. обратить внимание на то, чтобы и правая, и левая нога поднималась на одну высоту.

- «Непроходимый лес». Пробираемся, раздвигаем низковисящие ветви деревьев.

Выразительные движения: дети идут медленно, с усилием раздвигают воображаемые ветви (напряжение и расслабление мышц рук).

- Несколько шагов прошли, опять раздвигают воображаемые ветви.

Выразительные движения: дети идут медленно, осторожно, устойчиво располагая ноги на полу. Для равновесия руки можно развести в стороны.

- Кого можно встретить в зимнем лесу?

Задание выполняется по желанию детей (кого назовут) Животные: лиса, бурундук, волк, лось, кабан и т.д. Птицы: клест, дятел, куропатка.

Методические рекомендации. Если ребенок предлагает что-то свое, не указанное здесь, но соответствующее зимней тематике, обязательно выполните этот этюд и поощрите фантазию ребенка.

• «Дерево под снегом»

Выполнение. Дети стоят, руки в стороны. Сигнал взрослого «Выпал снег» - прогнуть руки в локтевом суставе вниз, причем кисти рук зафиксированы (не меняя положения).

Сигнал взрослого «Стряхнули снег» - локти поднимаем вверх (рис. 23). Повтор движения 2-3раза.

• «Вязнем в снегу»

Выполнение. Дети идут за взрослым, нога которая оказалась сзади - застревает в снегу, вытаскиваем ее из снега (см. выразительные движения). Затем идем и то же самое с другой ногой. Повтор 3 раза.

Выразительные движения: дети идут за взрослым. Останавливаемся, например, правая нога впереди, левая сзади. Необходимо зафиксировать и напрячь мышцы левой ноги (эффект, как будто стопа приклеилась к полу). 2-3 раза попробовать сдвинуть ногу с места, затем обхватить ногу руками и приподнять ее - она не приподнимается. И наконец присесть, и в прыжке «отрываем» прилипшую ногу от пола. Затем встряхиваем этой ногой, чтобы расслабить мышцы «приклеенной ноги».

Методические рекомендации. Необходимо, чтобы задание выполнялось и правой, и левой ногой. Обратить на это внимание детей.

• «Животные и птицы в зимнем лесу»

Выполнение. Взрослый предлагает детям вспомнить и назвать, каких животных и птиц можно встретить в лесу зимой (ответы детей: волк, лиса, заяц, снегири, мышка и т.д.). После этого взрослый предлагает детям по очереди изобразить то животное, которое они встретили в лесу. Один ребенок изображает, а другие угадывают и повторяют за ним.

Методические рекомендации. Если ребенок ошибся и назвал то животное, какое не встретишь в зимнем лесу, обязательно объяснить почему. Например: медведя нельзя встретить в лесу, так как он зимой спит.

Поощряя детей, необходимо отмечать наиболее яркие и удавшиеся моменты, выразительные движения, чтобы другие дети знали, к чему стремиться.

• «Что за птица?»

Выполнение

а. Изображение птицы по образу. Взрослый показывает любую птицу на картине, и дети стараются с помощью выразительных движений передать позу птицы и ее характерные особенности (например: клест - клюв; павлин - хвост). Необходимо изображение 5-6 птиц.

б. «Угадай». Ребенок выбирает любую понравившуюся ему птицу и изображает ее, остальные дети или взрослый должны догадаться, какую именно из изображенных здесь птиц выбрал ребенок.

• «Угадай и изобрази»

Выполнение. Взрослый загадывает загадки, а дети изображают отгадки. Очень важно, чтобы при изображении животных и птиц дети передавали позу не игрового животного, а лесного жителя.

Загадки:

Зимой на ветках яблоки,

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это... (Снегири)

Верещунья, белобока,

А зовут ее... (Сорока)

Днем спит,

Ночью летает. (Сова)

Черный жилет,

Красный берет

Нос, как топор,

Хвост как упор. (Дятел)

Бежит с горушки,

Прижав ушки. (Заяц)

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет. (Лиса)

Кто зимой холодной

Бродит в лесу злой, голодный? (Волк)

Кто на голове лес носит? (Олень)

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Лось)

То рыжая, то серая,

А названьем белая. (Белка)

• «Росток»

Выполнение. Ручеек прибежал туда, где лежали маленькие зернышки, он напоил их водой, и зернышки ожили.

Дети располагаются на полу в позе «зерна». Взрослый включает музыкальную композицию. Задание дети выполняют самостоятельно, взрослый может сопровождать выполнение задания речью. Например: «Зернышко проклюнулось, появился росток, и он стал тянуться к солнцу».

Из положения лежа на полу (лицом вниз, на коленях). Сначала волнообразные движения ладонями, руки постепенно идут вверх, затем медленно поднимаем вверх голову и туловище, поднимаемся на колени. Руки выполняют плавные движения вправо-влево, стремясь при этом вверх. Постепенно встаем на ноги, руки вверх. Затем полукруглые руки расходятся в стороны (бутон), раскрываются. Теперь руки - это лепестки. Плавные движения руками вверх-вниз, вперед-назад и постепенно переходим на творческий, самостоятельный танец. В конце задания дети замирают. Взрослый подходит к каждому ребенку и спрашивает, как называется его цветок или какого он цвета.

После этого дети плавно опускаются вниз до исходного положения (цветок закрылся - наступил вечер).

Дети опять собираются в «ручеек» (с другим ведущим и отправляются дальше.)

Методические рекомендации. Когда дети изображают раскрывшийся цветок, чтобы руки не устали, ими можно работать не вверху, а внизу, поднимая и опуская их.

• «Сугроб»

Выполнение. Дети оказались в таком месте, где еще лежал не растаявший до конца сугроб.

Выразительные движения: дети замирают в позе «сугроба» - стоя, полукруглые руки в стороны, плавно, очень медленно расслабляем, опускаем руки, затем расслабляем мышцы шеи - опускаем голову, опускаем верхнюю часть туловища, сгибаем ноги и опускаемся на пол, в расслабленную позу.

• «Цветок»

Выполнение

- «Цветок расцвел». Выразительные движения: из положения лежа на полу, на коленях, сомкнутые ладони по волнообразной траектории идут вверх. Ребенок постепенно поднимается на ноги - встает. Разводит руки в стороны.

- «Грустный цветок». Выразительные движения: голова, плечи и руки опущены вниз. Мимика: нет улыбки.

- «Цветок зовет солнышко». Выразительные движения: взгляд направлен вверх, движения руками к себе.

- «Цветку холодно». Выразительные движения: поочередное дрожание разными частями тела (ладони, локти, плечи, голова, губы, колени и т.д. можно повторять).

- «Где бабочка?». Выразительные движения: оглядываемся, всматриваемся - ищем, где же бабочки летают.

- Увидели - обрадовались (улыбка) и закачали лепестками (руками).

Показываем, как будто бабочки садятся на разные части тела. Обязательно полет воображаемой бабочки сопровождаем взглядом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: