Психосексуальное развитие и его роль в развитии личности

Анализ свободных ассоциаций пациентов привел 3. Фрейда к выводу, что болезни взрослой личности сводятся к переживаниям детства. Детские переживания, по 3. Фрейду, имеют сексуальную природу, а также играют определяющую роль в развитии личности.[8,c-348]

Личность, по 3. Фрейду, - это взаимодействие взаимно побуждающих и сдерживающих сил. Фрейд говорил о том, что в процессе жизни человек проходит несколько этапов, отличающихся друг от друга способом фиксации либидо, способом удовлетворения инстинкта жизни. При этом Фрейд уделяет большое внимание тому, каким именно способом происходит фиксация и нуждается ли человек при этом в посторонних объектах. Исходя из этого, он выделяет несколько стадий - стадий психического генеза в течение жизни ребенка.

1) Оральная стадия продолжительность ее от рождения до 1года.

Мир родившегося младенца по мнению З.Фрейда сосредоточен вокруг рта, так как все потребности и их удовлетворение сосредоточены на губах, языке и позже на зубах ребенка, рот является первой частью тела, которой ребенок может управлять самостоятельно. На этой стадии большая часть энергии либидо сосредотачивается в этой области. Сосание, по 3. Фрейду, это тип сексуальных проявлений ребенка. Если бы младенец мог выразить свои переживания, то это было бы, несомненно, признание, что «сосание материнской груди есть самая важная вещь в жизни»[11,c-53].

Так же Фрейд считал, что у взрослых осталось много оральных привычек и постоянный интерес к поддержанию оральных удовольствий. Это, например еда, сосание, жевание, кусание, облизывание губ, причмокивание и т.д. Часто мы говорим о вредных привычках, таких как привычка грызть ногти, постоянное курение, переедание. Всё это может быть связано с частичной фиксацией на оральной стадии и неполнотой зрелости на этой стадии. Из-за чего это происходит? Из-за неприятных ощущений неудовлетворенности в этот период. О людях с такой вредной зависимостью Фрейд сказал бы, что они «застряли на оральной стадии развития».

2) Анальная стадия (от 2 до 3 лет).

На этой стадии ребенку прививаются навыки туалета. Кроме того, у ребенка появляется естественный интерес к открытиям себя. Внимание его сосредоточено на анальной области, на выделениях и испражнениях. На этой стадии либидо концентрируется вокруг ануса, который становится объектом внимания ребенка, приучаемого к опрятности. Теперь детская сексуальность находит предмет своего удовлетворения в овладении функциями дефекации, выделения. Здесь ребенок встречается со многими запретами, поэтому внешний мир выступает перед ним как барьер, который он должен преодолеть, и развитие приобретает здесь конфликтный характер. Люди, успешно прошедшие данную стадию по мнению Фрейда, отличаются гибкостью мышления, великодушием, аккуратностью - чертами, которые сохраняются на всю жизнь. И наоборот, если родители не обращают внимание на то, как и куда ребенок оправляет свои естественные потребности, делает ли это в горшок, в ползунки, на пол, то во взрослом возрасте наблюдается склонность к негативизму, анархичности, к желанию лидерства[2].

3) Фаллическая стадия (3-5 лет) характеризует высшую ступень детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся генитальные органы. Именно здесь дети осознают свою половую принадлежность (мальчик - девочка). У детей впервые появляется симпатия к родителям противоположного пола и чувство неприязни к родителям одного с ним пола.

Возможные конфликты на этой стадии. Фрей назвал эдиповым комплексом (у мальчиков) и комплексом Электры (у девочек). По мнению 3. Фрейда, фаллической стадии соответствует зарождение таких черт личности, как самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление, а в дальнейшем утрирование мужского поведения с усиленной агрессивностью. Но, так же Фрейд полагал, что мальчики, испытавшие трудности на фаллической стадии, становятся робкими, застенчивыми, пассивными и могут иметь гомосексуальную направленность. Ещё одно последствие застревания на этой стадии - поиск партнёра, который был бы «заменой» родителя и т.п[2].

4) Латентная стадия (5-12 лет) характеризуется снижением полового интереса. В этом возрасте либидо не концентрируется в какой-либо определенной части тела, а сексуальные потребности как бы дремлют в состоянии бездействия. Дети успешно идентифицируют себя представителями того же пола, начинают усваивать нормы, принятые в обществе. На первый план выдвигается школьное обучение, социализация, освоение социальных ролей.

5) Генитальная стадия (12 - 18 лет) - характеризуется возвышением детских сексуальных стремлений, теперь все бывшие эрогенные зоны объединяются, и подросток, с точки зрения 3. Фрейда, стремится к одной цели - нормальному сексуальному общению. Однако осуществление нормального сексуального общения может быть затруднено, и тогда можно наблюдать в течение генитальной стадии феномены фиксации или регресса к той или другой из предыдущих стадий развития со всеми их особенностями. Так, например, на этом этапе может вновь возникнуть Эдипов комплекс, который толкает юношу к гомосексуальности, предпочтительному выбору для общения лиц своего пола.

Последним двум стадиям З. Фрейд уделял мало внимания, т. к. утверждал, что основные личностные характеристики закладываются в 5 - 6 лет[1].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: