Более сложным является звук "Ч", который состоит из последовательно произносимых ТЬ и ШЬ. Этот звук целесообразно тренировать в упражнении «цоканье», т.е. «подсасывать» язык к альвеолам, после чего резко расслаблять.
При образовании шипящих звуков, боковые края языка прижимаются к верхним боковым зубам, не пропуская по бокам воздух.
Артикулируя эти звуки, мы стремимся не очень активно выдвигать губы вперед и особенно следим за верхней губой, которая, по нашему глубокому убеждению, не должна очень активно приподниматься вверх. В отдельных случаях мы предлагаем студентам придержать верхнюю губу положенным на нее горизонтально карандашом.
Для правильной работы языка при образовании этих звуков мы предлагаем также сильно нажать указательными пальцами в щеки на уровне коренных зубов. Это движение волшебным образом сгруппирует язык в нужную для нас позицию. Важно, убрав руки, повторить звук, сохраняя позицию языка.
Результативным является следующее упражнение: так прикусить коренными зубами с двух сторон язык, чтобы свободной осталась только его передняя часть. Затем, удерживая боковые части языка зубами, многократно произносим звук и расслабляем язык. Важно удерживать рот от «растягивания» в горизонтальную позицию.
|
|
Особое мнение: все звуки следует организовывать в большей степени языком, чем губами.
Звук «Р»
При произнесении сложного звука «Р», нужно заставить кончик языка вибрировать. Иногда, в сложных случаях, мы просим студента приподнять кончик языка гладким и округлым концом зубной щетки и, совершая быстрые движения влево и вправо, произносить «Д-Д-Д-Д-Д-Д-Д».
Это упражнение мы называем «Пулемет».
Оно часто используется в логопедической практике и, практически, всегда помогает студентам.
Особенно сложно произносить звук «Р» в сочетании с звуками «Ж» и «Ш». Поэтому мы рекомендуем обратить на эти сочетания более пристальное внимание и чаще их использовать в дикционных разминках.