Для детей младше 8 лет и старше, подозреваемых в умственном снижении: начинать с задания № 1, прекратить при 5 неудачах подряд.
Для детей 8 лет и старше, не подозреваемых в умственном снижении: начинать с задания № 10. Если за задания № 10-14 испытуемый имеет 10 баллов, то авансировать задания № 1-9 (18 баллов) и перейти к заданию № 15. В противном случае вернуться к заданию № 9 и следовать в обратном порядке, пока 5 заданий подряд не будут оценены в 2 балла. В этом случае авансировать оставшиеся задания (по 2 балла) и перейти к заданию № 15. Прекратить при 5 неудачах подряд.
Оценки за задания N 1-5: 2-0, за задания N 6-40: 2-1-0.
Оценку ответов рекомендуется проводить по следующим этапам:
1 этап. Выяснить, возможно ли оценить ответ испытуемого как (+), т.е. слово-задание ему знакомо, или как (-), т.е. слово-задание испытуемому не знакомо. Если из ответа это не очевидно, испытуемому задается дополнительный вопрос, с тем, чтобы можно было оценить ответ или как (-), или как (+).
2 этап. Если ответ испытуемого оценивается, как (-),он получает 0 баллов. Если ответ оценивается как (+), то за задания N 1-5 выводится по 2 балла, за задания N 6-40 но 2 или по 1 баллу. При этом в 2 балла оцениваются ответы, в которых либо дается точное, развернутое определение ("припев" - часть песни, повторяющаяся после каждого куплета"), либо дается близкий синоним ("Храбрый" - "смелый"). Ответы оцениваются в 1 (1 балл, если они содержит либо неполное, но правильное определение ("Припев - слова в песне, повторяемые несколько раз"), либо описание отдельных признаков ("Азартная игра - в которой трудно остановиться"), либо испытуемый покалывает понимание на примере ("Храбрый - который не побоялся броситьсяв холодную воду, чтобы спасти другого").
Оценивая качество ответа, следует отличать изящество, которым можно пренебречь, от полноты ответа, от которой во многих случаях зависит уровень оценки.
Задания и контрольные ответы
ВЕЛОСИПЕД
2: Вид транспорта. На нем катаются (или ездят). Как мотоцикл, но без мотора (или надо ногами крутить). У него педали, колеса (другие части - не меньше двух).
0: У меня такой есть. Такой большой.
?: Трехколесный. Для детей.
НОЖ
2:Инструмент для резания. Режущая часть инструмента. Холодное оружие.
Им можно резать. Им режут хлеб (или мясо, или др.).
0: У меня есть. Железный.
?: Острый.
ШАПКА
2: Головной убор. Носят на голове. Одевают на голову, чтоб не замерзнуть.
0: Фуражка.
?: Ее носят. Зимой носят.(?: "Как это "носят"?"),
ПИСЬМО
2: Написанный текст с сообщением, которое посылают. Сообщение кому-то.
Бабушке в деревню пишут. Его кладут в конверт. Его посылают. Написать и отправить.
0: Написано на бумаге. Бумага. Конверт.
?: То, что пишут.
ЗОНТИК
2: Приспособление для зашиты от дождя или солнца. Из палки, прутьев и на них натянута тряпка. То, что мы берем, когда идет дождь. Укрываются от дождя (или солнца). Берут, чтобы не промокнуть. Раскрывают над головой.
0: Его носят. Раскрывают над головой.
?: Раскрывают.