Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуализации словаря по теме «Мебель». Совершенствование грамматического строя речи (употребление имен существительных с предлогом без образование и употребление существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами). Совершенствование навыка составления и чтения слов. Автоматизация правильною произношения звуки [ж] в словах со стечением согласных. Совершенствование умения эмоционально передавать характер песни, чисто интонировать мелодию, правильно артикулировать, чисто произносить слота, петь в ансамбле.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, речевого слуха, чувства рифмы, зрительного внимания и восприятия, мышления, артикуляционной, тонкой и обшей моторики, ловкости.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование. Наборное полотно, магнитная доска, коврограф, картинки с изображениями мебели с недостающими деталями, предметные картин с изображениями мебели, музыкальный мячик, резиновый мяч среднего размера, плоскостное изображение шкафа и кубиков с написанными на них слогами, контейнер с ватными палочками, контейнер для использованных инструментов, пазлы «Кукольная мебель».
Предварительная работа. Произнесение слов с сочетанием -др- на «Моторчике» на индивидуальных занятиях с логопедом.
Ход занятая
1. Организационный момент. [Объявление темы занятия. Развитие зрительного внимания и восприятия. Совершенствование грамматического строя речи (употребление имен существительных с предлогом без).]
Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие, предлагает детям встать около своих стульчиков, раздает им предметные картинки.
Логопед. Посмотрите на свои картинки. Сядет тот, кто скажет, без чего нарисован предмет, изображенный на картинке.
1-й ребенок. Стул без спинки.
2-й ребенок. Стол без ножки.
3-й ребенок. Кресло без подлокотника.
4-й ребенок. Шкаф без дверцы.
Логопед. Правильно. Молодцы! Сегодня мы снова будем говорить о мебели, поиграем в новые игры.
2. Игра «Что лишнее?» [Развитее зрительного внимании, восприятия, мышления, связной речи.]
Логопед убирает картинки и помещает на наборное полотно комплект картинок: стул, шкаф, кресло, табурет.
Логопед. Посмотрите на картинки и подумайте, что здесь лишнее. Объясните, почему.
1-й ребенок. Здесь лишний шкаф. На нем нельзя сидеть, а на стуле, табурете и в кресле сидеть можно.
Логопед. Верно.
Логопед убирает картинки и помещает па наборное полотно новый комплект картинок: красный диван, красное кресло, коричневый стол, красный пуфик.
2-й ребенок. Здесь лишний стол. На нем нельзя сидеть. А на диване, пуфе и кресле можно сидеть.
3-й ребенок. Можно рассуждать по-другому, Диван, кресло и стул - красные, а стол - коричневый, значит, лишний стол.
Логопед. Правильно. Мне понравились ваши рассуждения.
Логопед убирает картинки и ставит на наборное полотно последний комплект картинок: деревянный стол, деревянный табурет, пластмассовое кресло, деревянную полку.
4-й ребенок. Здесь лишний стул. Он пластмассовый, а стол, табурет и полка деревянные.
Логопед. Отлично. Вы умеете рассуждать, Я могу вами гордиться!
3. Игра с мячом «Назови ласково». [Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).]
Логопед убирает картинки и достает музыкальный мячик.
Логопед. Давайте поиграем с музыкальным мячиком. Я буду называть предмет мебели и катить мяч одному из вас. Вы будете называть этот же предмет ласково и возвращать мяч мне. Синий диван.
1-й ребенок. Синенький диванчик.
Логопед. Мягкий пуф.
2-й ребенок. Мягонький пуфик.
Логопед. Легкий стул.
3-й ребенок. Легонький стульчик.
Л оголел. Тяжелый шкаф.
4-й ребенок. Тяжеленький шкафчик.
Логопед. Замечательно.
4. Упражнение «Убери кубики». [Совершенствование навыка составления и чтения слов.]
Логопед помещает на магнитную доску плоскостное изображение шкафа для игрушек, а на столе рассыпает плоскостные изображения кубиков с написанными на них слогами.
Логопед. Давайте уберем кубики в шкаф, расставим их на полках так, чтобы получились слова. Первый слог нашего слова будет написан на красном кубике, а второй — на кубике любого другого цвета.
Дети ставят кубики на полки так, чтобы получились слова (му-ха, ва-та, но-га, ки-но).
5. Упражнение «Моторчик». [Развитие артикуляционной моторики, подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции звука [р].]
Логопед приглашает детей к зеркалу, предлагает протереть руки влажными салфетками, а потом сделать упражнение «Моторчик» с помощью ватных папочек, Упражнение выполняется 3-4 раза. Затем дети произносят слоги дра, дры, дрэ, дро, дру и слова с этими слогами и свова с ними, слегка помогая себе ватными палочками («Будем говорить правильно», стр. 83).
6. Упражнение с мячом «Мяч получай — быстро отвечай». [Развитие ловкости. Активизация правильного произношения звука [ж] в словах со стечением согласных.]
Логопед приглашает детей на ковер и берет в руки мяч.
Логопед. А сейчас новая игра. Я задаю вам вопрос и бросаю мяч. Вы отвечаете на вопрос одним словом и возвращаете мяч мне. Я надеюсь, вы будете произносить звук [ж] правильно. Как называется человек, который пишет картины?
1-й ребенок. Художник.
Логопед. Как называют человека, который чинит обувь?
2-й ребенок. Сапожник.
Логопед. Как называется человек, катающийся на лыжах?
3-й ребенок. Лыжник.
Логопед. Чем режут бумагу?
4-й ребенок. Ножницами.
Логопед. Чудесно!
7. Игра «Подскажи словечко». [Развитие речевого слуха, чувства рифмы.]
Логопед предлагает детям сесть на ковер по-турецки.
Логопед. А следующая игра вам хорошо знакома. Она называется «Подскажи словечко». Я читаю вам отрывок стихотворения, а вы добавляете недостающее слово.
Молоко блестит в стаканах,
Вишни стынут в киселе,
С тонкой корочкой румяной
Хлеб пшеничный …
Дети. На столе.
Логопед. Дядя Стена утром рано
Быстро вскакивал…
Дети. С дивана.
Логопед. Кто, например, залез в буфет
Конфеты там нашел
И все бумажки от конфет
Кто побросал …
Дети. Пол стол.
Логопед. Молодцы. Похлопайте себе.
8. Пазлы «Кукольная мебель». [Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, тонкой моторики.]
Логопед раздает детям конверты с пазлами «Кукольная мебель» (6-8 частей) и помещает на коврограф картинки с изображениями этой мебели. Дети получают задание собрать пазлы. Логопед предлагает им оценить работу друг друга
.,
9. Пение песенки «Стул»1. [Совершенствование умения эмоционально передавать характер песни, чисто интонировать мелодию, правильно артикулировать, чисто произносить слова, петь в ансамбле. (Повторение. См.: Занятие 1. Тема «Мебель»]
Логопед включает магнитофон и вместе с детьми поет песенку
10. Организация окончания занятия [Оценка работы детей.]
Логопед предлагает детям перечислить все задания, которые они выполняли, и положительно оценивает их роботу.