До сих пор в упражнениях и этюдах принимал участие только один исполнитель. Перемена отношения к партнеру — первое упражнение, в котором участвуют двое и более исполнителей.
Е. Б. Вахтангов, Записки. Письма. Статьи, стр. 310.
Этот раздел упражнений воспитывает у студентов умение со всей серьезностью относиться к своему товарищу по курсу как к незнакомцу, брату, сестре, невесте, врагу и т. д., в зависимости от заданного отношения в этюде или роли. В жизни отношение к человеку возникает само собой, а на сцене его надо создать своим воображением. Снова студенту надо ответить на вопрос: что бы я делал и как себя вел, если бы со своим товарищем по курсу был незнаком, в ссоре и т. д. Как и в предыдущих упражнениях, мы предупреждаем, что видеть и воспринимать нужно именно своих товарищей, а не воображаемых людей, но отношение к ним искать такое, какое задано в этюде.
Перед началом упражнения надо оправдать, почему я здесь нахожусь, чем занят, какие у меня взаимоотношения с человеком, если я с ним знаком, и т. п. В этих коротких начальных упражнениях событие одно, и мы не вводим никаких новых обстоятельств, которые изменили бы течение сценической жизни. Кроме того, в условиях урока трудно создать отношения, которые рождаются в процессе труда, поэтому мы ограничиваемся личными отношениями.
Вот пример упражнения. Летний день. На скамейке в парке сидят он и она: а) незнакомы, но интересуются друг другом; б) брат и сестра поссорились; в) муж и жена.