Диагностика в условиях ПМПК имеет свои особенности, непосредственно вытекающие из цели и задач ПМПК. В контексте нашего руководства важно различать два основных аспекта диагностики — диагностику как процесс и диагностику как результат.
Диагностический процесс осуществляется в форме обследования ребенка разными специалистами ПМПК. Результатом диагностического процесса является диагностическое заключение. Вычленение диагностического процесса и диагностического заключения актуализирует вопросы процедуры обследования ребенка на ПМПК и процедуры составления и оформления заключения, о чем подробно будет сказано ниже (раздел «Алгоритм деятельности ПМПК»).
Диагностическое обследование ребенка направлено наопределение причин, механизмов, проявлений и закономерностей (включая прогноз) дизонтогенетических вариантов развития детей и подростков с учетом биологических и социальных предпосылок и условий развития. Таким образом, диагностика как процесс выявляет внутреннюю структуру психического развития ребенка.
На основании выявленной структуры психического развития специалисты ПМПК проводят коллегиальное обсуждение, в результате которого вырабатывается обобщенное определение вида психического дизонтогенеза. Коллегиальное заключение, или коллегиальный диагноз, ПМПК отличается от частных диагнозов конкретных специалистов. Это — не медицинский диагноз, не психологическое или педагогическое заключение. Диагностика, как результат обследования ребенка в ПМПК, требует синтеза заключений всех специалистов. Для этого необходима приемлемая для цели ПМПК систематизация отклонений в развитии детей и подростков. На сегодняшний день в качестве рабочей систематизации можно рекомендовать специалистам ПМПК классификацию видов психического дизонтогенеза В.В. Лебединского.
Сам термин «дизонтогенез» представляется нам наиболее адекватным для целей ПМПК, так как он в буквальном смысле означает «различные формы нарушений онтогенеза». Фактически термин «дети и подростки с отклонениями в развитии», используемый в нормативно-правовых документах, тождественен определению «дети с различными формами нарушений онтогенеза», или — «с различными формами психического дизонтогенеза».
Ребенок с отклонениями от нормального развития — в фокусе внимания ПМПК.
Представим здесь лишь краткий перечень выделяемых В.В. Лебединским видов психического дизонтогенеза, адресуя всех специалистов ПМПК к его книге.5
В.В. Лебединский выделяет шесть видов психического дизонтогенеза детей и подростков:
1) психическое недоразвитие;
2) задержанное психическое развитие;
3) поврежденное психическое развитие;
4) дефицитарное психическое развитие: аномалии развития в связи с недостаточностью зрения и слуха; аномалии развития в связи с недостаточностью двигательной сферы;
5) искаженное психическое развитие;
6) дисгармоническое психическое развитие.