Экономическая природа образования прибыли

Несмотря на то, что прибыль играет основополагающую роль в рыночной экономике, до сих пор продолжаются споры о её сущности и источниках. Прибыль (англ. profit) – экономическая категория, выражающая конечные результаты хозяйственной деятельности отдельного предприятия, отрасли, народного хозяйства в целом; одна из основных форм стоимости прибавочного продукта; одна из форм чистого дохода.

Как, благодаря чему образуется прибыль? Вопрос вовсе не праздный. Крупнейший вклад в теорию прибыли внёс К. Маркс. Он определял прибыль как превращённую, модифицированную, затемняющую свою сущность форму прибавочной стоимости. Рабочий день распадается на необходимое и прибавочное рабочее время. За необходимое время производится эквивалент товара рабочая сила. Стоимость рабочей силы, а на практике заработная плата, зависит от рыночной стоимости товаров, необходимых для воспроизводства рабочей силы. Истинная продолжительность рабочего дня выходит далеко за рамки необходимого времени. Разность между продолжительностью рабочего дня, например 8 час., и необходимым временем, например 5 час., образует прибавочное время. Продукция, произведённая в рамках прибавочного времени, ничего не стоит работодателю.

Прибавочное время – источник неоплаченной стоимости или, по Марксу, источник прибавочной стоимости. Её создателем К. Маркс считал неоплаченный живой труд. С этим выводом трудно согласиться. Работодатель в рамках прибавочного времени бесплатно эксплуатирует все факторы производства, а не только рабочую силу. Всякий излишек стоимости продукта над стоимостью использованных факторов производства обязан своим происхождением неоплаченному в границах прибавочного времени комбинированному использованию труда, земли, капитала, предпринимательской способности. Итак, прибавочная стоимость существует в том смысле, что полный рабочий день не опускается до границы необходимого рабочего времени.

Произведённую продукцию приобретают не только работники, занятые по найму, но и работодатели, продавцы и покупатели капитальных товаров, землевладельцы, государство, присваивающее часть прибавочного продукта. Товары потребительского назначения приобретают решительно все участники хозяйственной жизни, что способствует максимальному росту ёмкости рынка. Обмен товарными эквивалентами оказывается возможным по ценам, содержащим накопления (прибыль).

К. Маркса вероятно меньше бы критиковали, если бы попытались синтезировать его теорию цены с теорией А. Маршалла. Продавец всякого товара, по Маршаллу, стремится установить продажную цену выше его субъективного представления о ценности реализуемого блага. Если продавец книги согласился бы реализовать её за 150 руб., а рыночная цена составляет 200 руб., то продавец, разумеется, удовлетворён рыночной ценой. При этом соотношении он извлекает излишек в 50 руб. Продавцы рабочей силы и других факторов производства не составляют исключения. Если рабочему за труд предлагают 15 тыс. руб. в месяц, а он согласился бы и на заработную плату в 12 тыс. руб., то излишек составляет 3 тыс. руб.

По мере демократизации общественной жизни прибавочное время не исчезает, а начинает использоваться всё более в интересах продавцов факторов производства. В цены факторов производства, в том числе в рыночную стоимость рабочей силы, включается излишек типа прибыли в пользу занятого по найму. Предлагая готовую продукцию по ценам, превышающим суммарную рыночную стоимость факторов производства, продавец в основном имеет дело с покупателями, способными оплатить товар.

Продавцы капитальных товаров, например машин и оборудования, в цену своего фактора обязательно включают накопления в свою пользу, т. е. прибыль. В итоге прибыль в цене готовой продукции содержит не только накопления продуцента этой продукции, но и накопления продавцов факторов производства. Эквивалентность обмена не разрушается, но становится возможной с включением в цены прибыли.

Современная экономическая мысль рассматривает прибыль как доход от использования факторов производства, т. е. труда, земли и капитала. Отрицая прибыль как результат эксплуатации, присвоения неоплаченного наёмного труда, выделяют следующие определения прибыли. Во-первых, прибыль – это плата за услуги предпринимательской деятельности. Во-вторых, прибыль – это плата за новаторство, за талант в управлении фирмой. В-третьих, прибыль – это плата за риск, за неопределённость результатов предпринимательской деятельности. В-четвёртых, это так называемая монопольная прибыль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: