Пропускная способность торгового предприятия представляет собой максимальное количество покупателей, которое может быть обслужено в единицу времени и зависит от типа предприятия, формы обслуживания, организации торгово-технологического процесса, среднего времени обслуживания одного посетителя.
Коэффициент пропускной способности определяется как отношение фактического количества покупателей к расчетной пропускной способности предприятия.
Важным показателем, характеризующим интенсивность использования основных средств предприятия общественного питания, является оборачиваемость 1 места в зале обслуживания. Чем она выше, тем больше клиентов при данном количестве мест можно обслужить. Оборачиваемость мест определяется как отношение количества потребителей, обслуженных за день, к числу мест в торговом зале.
Четвертая группа показателей позволяет оценить рациональность использования производственных мощностей предприятия.
Многие современные крупные торговые предприятия на своих площадях организуют кулинарные, кондитерские цеха по изготовлению полуфабрикатов, готовых блюд для последующей их реализации в торговых залах, имеют хлебопекарное производство с широким ассортиментом хлебобулочных изделий, поэтому в процессе анализа материально-технической базы предприятия можно использовать показатель производственной мощности.
Мощность производства можно определить как максимально возможный выпуск продукции за определенный промежуток времени (смену, сутки, месяц) при эффективном использовании имеющегося оборудования, площадей, сложившейся технологии производства и организации труда.
Коэффициент использования производственной мощности соответствует отношению количества фактически выпущенной продукции к производственной мощности предприятия.
Производственная мощность (фактическое количество выпущенной продукции по каждой ассортиментной позиции), как правило, определяется в натуральных единицах измерения (шт., кг и т. д.). Однако при выпуске широкого ассортимента продукции можно применять и стоимостные измерители.
Завершается анализ обобщением всех произведенных расчетов и выявленных резервов по повышению эффективности использования основных средств предприятия, что позволяет выработать конкретный план мероприятий по увеличению торгово-технологического потенциала предприятия в целом.
Экономический анализ основных фондов позволяет определять имеющиеся на предприятии резервы формирования и использования основных фондов.
Торговая практика выявила большое разнообразие направлений улучшения использования основных фондов предприятий. В их число входят:
- рост технической оснащенности предприятий оборудованием и увеличение доли активной части основных фондов;
- реконструкция и перепрофилирование убыточных предприятий торговли и общественного питания;
- увеличение товарооборота, прибыли;
- увеличение пропускной способности торговых и обеденных залов;
- повышение эффективности эксплуатации оборудования за счет роста коэффициента сменности;
- применение новых видов оборудования и новых технологий;
- обучение работников предприятий в связи с применением электронных приборов, автоматизации и новых видов оборудования;
- использование прогрессивных методов обслуживания в торговле и на предприятиях быстрого питания;
- совершенствование режима работы предприятия;
- совершенствование стимулирования работников;
- рост производительности труда.
- совершенствование видовой, технологической и возрастной структур основных фондов, т.е. повышение технического уровня хозяйствования.