Важное значение в организации обслуживания покупателей имеет и выкладка товаров, которая в современных условиях является не только частью технологического процесса, но также выступает действенным средством стимулирования продаж, может являться элементом образа предприятия и постоянной составляющей культуры обслуживания. Под выкладкой товаров, следует понимать определенные способы укладки и показа товаров на демонстрационной площади торгового зала.
Размещение каждой товарной группы в магазине «Проспект» происходит в соответствии с местом расположения того или иного отдела, реализующего товар данной товарной группы, а отдельные виды товаров – внутри группы.
Используется товарная выкладка вертикальным и горизонтальным способом. Вертикальная выкладка обеспечивает хорошую обозримость товаров, что позволяет покупателям быстро ориентироваться в ассортименте и совершать покупку. При горизонтальном способе определенный товар занимает одну или две полки, которые находятся в поле зрения покупателей.
|
|
Для успешной работы размещение и выкладку целесообразно планировать заранее, это позволяет сэкономить время покупателей при выборе товаров. Для этого в магазине «Проспект» за определенными товарами «закреплено» место выкладки. Планограмма – это схема (рисунок, фотография), определяющая место, расположение и способ представления каждой товарной единицы на торговом оборудовании.
Также немало важно правильно и грамотно расставить ценники. Ценник должен хорошо читаться, его расположение не должно вызывать сомнения относительно того, к какому товару он относится. При этом необходимо, чтобы размер ценника соответствовал габаритам товара и не закрывал его. Администрация магазина и продавцы контролируют правильно ли установлены ценники.
5. РАБОТА НА КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫХ МАШИНАХ
Контрольно-кассовая машина (ККМ) – это счетно-суммирующее, вычислительное и чекопечатающее устройство.
К работе на контрольно-кассовой машине допускаются лица, освоившие правила их эксплуатации в объеме технического минимума. С лицами, допущенными к работе, заключается договор о материальной ответственности. Кассир должен быть одет в спецодежду магазина: халат и кепку соответствующего вида.
На чеке ККМ печатает:
· программируемое наименование торгового предприятия;
· заводской номер ККМ;
· порядковый номер чека;
· дату и время покупки;
· сумму покупки;
· сумму, внесенную покупателем;
· сумму сдачи;
· идентификатор секции;
· наименование товара;
· шифр кассира;
· окончание чека – программируемое «СПАСИБО ЗА ПОКУПКУ!"(рисунок в приложении)
|
|
ККМ устанавливается на видном месте таким образом, чтобы табло машины находилось со стороны покупателя.
Расчёты с покупателями производятся на кассе следующим образом:
1. Кассир приветствует покупателя: «Добрый день!» или «Добрый вечер!»
2. Кассир вежливо спрашивает, не требуется ли покупателю пакет;
3. Считает сумму покупки;
4. Спрашивает, есть ли дисконтная карта, с помощью которой делаются скидки в сети данной торговой фирмы;
5. Сообщает конечную сумму;
6. Кассир, получающий деньги, четко называет сумму полученных денег и кладет их отдельно на виду у покупателя;
7. Печатает чек на контрольно-кассовом аппарате;
8. Объявляет сумму причитающейся покупателю сдачи и выдает ее вместе с чеком;
9. После окончательного расчета кладет полученные деньги в кассовый ящик;
10. Благодарит за совершение покупки в данном магазине.
В случае отказа покупателя от покупки при наличии погашенного чека он должен обратиться к администрации торгового предприятия. Директор (заместитель) визирует своей подписью чек и дает распоряжение кассиру о возврате денежной суммы из кассы.
Контрольные ленты, журнал кассира-операциониста и другие документы, подтверждающие проведение денежных расчетов с покупателями, хранятся в сейфе директора магазина в течение сроков, установленных для первичных учетных документов. Ответственность за обеспечение хранения названных выше документов несет директор магазина.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
За время прохождения ознакомительной практики в магазине торговой сети «Проспект» мною были выявлены недостатки в работе организации:
нехватка продавцов-кассиров;
Нехватка продавцов-кассиров обусловлена сокращением рабочего персонала магазина. Продавцы вынуждены покидать кассу, для того чтобы помочь в выкладке товара. Отсутствие кассира на рабочем месте создает длинную очередь из недовольных покупателей.
Маркетологи говорят, что довольный потребитель приводит с собой в следующий раз двоих, а недовольный уводит двадцать потенциальных покупателей.
Список использованных источников
1. Голиков, Е. Л. Торговля. Менеджмент. Маркетинг. Логистика. Финансы. Безопасность / Е.А. Голиков. – М.: Наука, 2004. – 486 с.
2. Ляшко, А.А., Ходыкин, А.П. Товароведение, экспертиза, стандартизация: учебник/ А.А. Ляшко, А.П. Ходыкин. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – 668 с.
3. Суханова, С. Ф., Азаубаева, Г. С. Программа по ознакомительной (учебной) практике для студентов 1 курса факультета биотехнологии, специальность 351100 «Товароведение и экспертиза товаров»/А. П. Булатов. – Курган.: Изд-во КГСХА, 2009. – 12 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Таблица 1 – Анализ организации приемки товаров по качеству в магазине «Проспект»
Наименование товара | Способы проверки качества | Сроки реализации товара |
Колбаса вареная Молочная в/с | Органолептические, сопоставление данных с сопроводительными документами | 15 суток |
Килька св/мор | Органолептические, сопоставление данных с сопроводительными документами | 18 месяцев |
Печенье «Юбилейное» | Органолептические, сопоставление данных с сопроводительными документами | 3 месяца |
Хлеб «Дарницкий» в/у 0,3 | Органолептические, сопоставление данных с сопроводительными документами | 96 часов |
Таблица 2 – Анализ организации хранения товаров в магазине «Проспект»
Помещение для хранения товара | Наименование товара | Режимы хранения | Способ | Соблюдение условий | ||
Норматив | Фактически | Упаковки товара | Хранения товара | |||
Склад | Водка | От+15 до+300С | +180С | картонные коробки | штабельный | соблюдаются |
Склад | Мука | Не более 250С | +180С | п/эт. упаковка | штабельный | соблюдаются |
Склад | Печенье | От+5 до+180С | +180С | картонные коробки | стеллажный | соблюдаются |
Склад | Сок | От+15 до+300С | +200С | деревянные ящики | штабельный | соблюдаются |
Холодильная камера | Молоко | От-2 до+40С | +20С | п/эт ящики | штабельный | соблюдаются |
Низкотемпературная камера | Мороженое | Не выше -180С | -160С | картонные коробки | стеллажный | соблюдаются |
Холодильная камера | Мясо цып.-бр. мор | Не выше -120С | -80С | п/эт. ящики | штабельный | соблюдаются |
Таблица 3 – Анализ организации подготовки товаров к продаже в магазине «Проспект»
|
|
Наименование товара | Персонал, осуществляющий подготовку товаров к продаже | Оборудование, инструменты и приспособления, используемые при подготовке товаров | Подготовительные операции, осуществляемые с товаром |
1 Рулет куриный в/с | Укладчик-упаковщик | Весы, маркировочный ярлык, упаковочный материал | Распаковка, маркировка, упаковка, перемещение в торговый зал, нарезка, взвешивание |
2 Сыр | Укладчик-упаковщик | Доска для нарезки сыра, весы, нож, маркировочный ярлык, упаковочный материал | Распаковка, маркировка, упаковка, нарезка, взвешивание |
4 Сахар в/с | Укладчик-упаковщик | Совок, весы, полиэтиленовые пакеты | Распаковка, придание товарного вида, маркировка, упаковка, взвешивание |
Таблица 4 – Анализ выкладки товаров на торговом оборудовании в магазине «Проспект»
Наименование товара | Вид выкладки | Оборудование на котором выкладывается товар | Способ выкладки | Критерий, положенный в основу выкладки |
Сок, плодоовощная консервация | Товарный | Горки пристенные | вертикальный | 1 Производитель 2 Размер упаковки 3 Вкус |
Ликероводочные изделия, пиво, напитки | Товарный | Горки пристенные | вертикальный | 1 Производитель 2 Размер упаковки 3 Вкус |
Бакалейные товары | Товарный | Горки пристенные | вертикальный | 1 Производитель 2 Размер упаковки 3 Вкус |
Колбасные изделия | Декоративный | Холодильная витрина | горизонтальный | 1 Производитель 2 Ассортимент |
Хлебобулочные изделия | Товарный | Горки пристенные | горизонтальный | 1 Производитель 2 Ассортимент |
Рисунок 1 – Образец чека, печатаемого
|
|
на ККМ магазина «Проспект»
Рисунок 2 – Структура и последовательность
товародвижения в магазине
Рисунок 3 – Варианты товародвижения в магазине
в зависимости от степени подготовленности
товаров к продаже