/Магнитный компас/
Назначение: Определяет магнитный курс самолета (МК), является дублирую-
щим и используется в случае отказа курсовых систем.
Размещение: Установлен над приборной доской, т.к. в данном месте меньше влияние магнитных полей самолета (Вс).
Конструкция: Чувствительным элементом является 2 магнитных стержня (1),
укрепленных внутри подвижной картушки (2). Картушка имеет
круглую шкалу, которая разградуирована
4 от 0 до 360º, цена деления 5º, оцифровка 30º.
Картушка установлена на колонке (3). Кор –
2 пус прибора (4) - пластмассовый с курсовой
чертой. В корпус заливается демпфирующая
5 жидкость (6). В нижней части прибора кре -
пится девиационное устройство (7) для уст -
ранения полукруговой девиации компаса
6 (2 продольных и 2 поперечных магнитных
валиков «С-Ю», В-З»).
3 7 1
Работа: Принцип работы компаса основан на свойстве магнитной стрелкиустанавливаться по направлению магнитных линий поля земли. Таким
образом, при разворотах самолета картушка с магнитными стержнями остается неподвижно относительно поверхности земли, а вместе с самолетом поворачиваются корпус прибора и курсовая черта, против которой по шкале отсчитывается МК.
|
|
Ошибки 1. Методические – они связаны с тем, что картушка устанавливается
и их учет: неточно по направлению силовых линий, а отклоняется на некото-
рый угол, называемый девиацией (ΔК). Различают:
1) Полукруговую – она возникает в результате
Вз Вр действия постоянных магнитных полей
ΔК самолета (Вс) на магнитные сердечники ком -
паса. Эту ошибку устраняют с помощью
Вс девиационного устройства, которое своим
магнитным полем (Вд.у.) компенсирует
магнитное поле самолета (Вс).
Вд.у.
2) Четвертную – она возникает в результате действия переменных магнитных полей самолета. Эту ошибку не устраняют, а списывают в график девиации.
Д е в и а ц и я Летчика………… Штурмана……… -10 -5 0 +5 +10 +10 ccrr | 0 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
+10 +5 -5 -10 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
0 2 4 6 8 9 10 12 14 16 18 20 22 24 26 27 28 30 32 34 36 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3) Кроме девиации различают методические ошибки, возникающие при различных эволюциях самолета – это: а) северная поворотная ошибка, б) инерционная ошибка, в) креновая девиация. Для устранения таких ошибок пилот должен снимать показания в установившемся горизонтальном полете (ГП).
|
|
2. Инструментальные – связаны с несовершенством конструкции прибора – это: а)колебания картушки вследствие вибрации, б) трение в подпятнике, в) увлечение картушки жидкостью, г) неточность градуировки шкалы. Для учета этих ошибок устанавливают максимально допустимую инструментально-шкаловую погрешность + 2,5º.
Эксплуатация: После разворотов снимать показания можно через 17 - 20 сек.
Компасом КИ-13 пользуются в полете в случае отказа ГИК.