Регуляторы скорости – механизмы управляющие частотой вращения посредством изменения потока энергии, подводимой к механизму. В приборах чаще всего используют регуляторы, воздействующие на расход энергии путем изменения сил сопротивления.
В зависимости от продолжительности непрерывного действия различают:
– тормозные регуляторы, действующие непрерывно;
– спусковые регуляторы, осуществляющие прерывистое действие.
В зависимости от способа рассеянья энергии тормозные регуляторы различают:
– с трением между твердыми телами;
– с трением о среду (жидкость, воздух);
– торможением вихревыми токами (магнитоиндукционные).
Тормозные регуляторы с трением вращающегося элемента регулятора о твердое тело получили наибольшее распространение, так как позволяют получить большой тормозной момент при малых габаритах регулятора и сравнительно небольшой частоте вращения его оси.
Центробежные тормозные регуляторы – с трением между твердыми телами имеют две конструктивные разновидности: регуляторы радиального действия и регуляторы осевого действия.
|
|
В первых, взаимное давление тел, трущихся друг о друга под действием центробежной силы, направлено по радиусу перпендикулярно оси вращения (рис. 4.1).
Рис. 4.1 Центробежный тормознойрегулятор радиального действия |
К буртику 1, на оси 2 регулятора прикреплены пружины 3 с тормозными грузиками 4. При вращении оси пружины изгибаются, грузики расходятся и при критической угловой скорости прикасаются к поверхности неподвижного цилиндрического барабана 5. При дальнейшем увеличении угловой скорости грузики центробежной силой F=Fкр прижимаются к барабану, трутся о его поверхность и на оси регулятора возникает момент М рег, пропорциональный квадрату угловой скорости ωрег оси:
где Fкр – центробежная сила грузика;
k – жесткость пружины;
Δ – зазор между грузиком и барабаном при неподвижной оси регулятора;
f – коэффициент трения между грузиками и поверхностью барабана;
т – масса грузика;
ρ – расстояние от оси до центра тяжести грузика, когда он касается барабана;
r – радиус барабана;
z – число грузиков.
Рис. 4.2 Колодочные тормозныерегуляторы радиально действия |
Колодочные тормозные регуляторы радиального действия
(рис. 4.2), включают в себя тормозные колодки 1, которые могут поворачиваться на осях 2 диска 3, закрепленного на оси 4 регулятора. Пружины 5 стягивают колодки и прижимают их к упорам 6. При вращении оси регулятора с угловой скоростью, близкой к критической, центробежная сила F преодолевает начальную силу натяжения Fn0 пружин и колодки начинают расходиться и при критической угловой скорости они касаются поверхности барабана. При угловой скорости больше критической на оси регулятора появляется тормозной момент.
|
|
Колодочные тормозные регуляторы радиального действия имеют большие радиальные и малые осевые размеры. При этом они обеспечивают большие тормозные моменты при меньших частотах вращения оси регулятора
Центробежные тормозные регуляторы осевого действия (рис. 4.3) – у них силы давления направлены вдоль оси вращения регулятора. Они имеют два основных варианта конструктивных схем: с тормозным диском и тормозными рычагами.
Рис. 4.3 Центробежные тормозные регуляторы осевого действия |
К втулке 7, закрепленной на оси регулятора, и к подвижному тормозному диску 1, который может скользить на оси, шарнирно прикреплены тяги 6 с грузиками т. Пружина 4, натяжение которой может устанавливаться гайкой 5, прижимает диск 1 к упору 3 на оси регулятора. При вращении оси центробежная сила F каждого грузика через тяги передается диску, преодолевая силу Fn начального натяжения пружины и сжимая ее дополнительно на величину Δ. Диск при критической частоте вращения оси перемещается к тормозному упору 2 на корпусе регулятора. При частоте вращения, большей критической, диск прижимается к тормозному упору и на оси регулятора возникает тормозной момент
Регуляторы с воздушным сопротивлением. Ось такого регулятора имеет пластинки — крылья (рис. 4.4), при вращении оси на ней возникает тормозной момент М рег, зависящий от угловой скорости ω рег.
Рис. 4.4 Регулятор с воздушным сопротивлением |
В случае прямоугольного крыла тормозной момент определяется:
Коэффициент сопротивления k при нормальной плотности воздуха весьма мал. (k= 1,4*10-12 Нс2/мм4). Тормозной момент таких регуляторов невелик. Вместе с тем к достоинствам можно отнести простоту устройства, высокую надежность и стабильность в работе. Изменения их характеристики обусловливаются изменением плотности воздуха.
Используя конструкции с переменным размахом крыльев, можно получить увеличение крутизны характеристики в рабочем диапазоне изменения моментов. Иногда на плоскости лопастей выполняют отверстия переменного сечения. Если лопасти вращаются в жидкости, то получаются регуляторы с трением о жидкость.
Спусковые регуляторы угловой скорости – особенность их работы, в отличии от других регуляторов, состоит в том, что эти регуляторы стабилизируют лишь среднюю угловую скорость.
а) | б) |
Рис. 4.5 Спусковой регулятор |
Различают спусковые регуляторы двух типов:
– с собственными колебаниями (рис.4.5а);
– без собственных колебаний (рис.4.5б).
Мгновенная же угловая скорость оси регулятора периодически изменяется в широких пределах – от наибольшего значения до нуля. Поэтому спусковые регуляторы не применяют там, где нужна плавность движения. Спусковые регуляторы с собственными колебаниями обеспечивают высокую точность средней угловой скорости, надежны в работе и имеют стабильные характеристики. Спусковые регуляторы без собственных колебаний применяют в механизмах, где не требуется высокая точность в отношении скорости вращения рабочей оси.
Рис. 9 Магнитоиндукционный регулятор |
Магнитоиндукционные регуляторы – состоят из металлического диска 1 вращающегося в поле постоянного магнита 2. при этом в диске наводятся вихревые токи, создающие вторичное магнитное поле. Взаимодействие вторичного и первичного поля через диск приводит к возникновению тормозного момента. Регуляторам этого типа свойственна строгая линейная зависимость тормозного момента от частоты вращения.
Момент регулирования регуляторов этого типа может быть найден: .