Урок 11. Философия человека
Древний Восток.
1.1. В Древней Индии человек понимался как часть мировой души. В учении о перерождении человека стиралась грань между живыми существами. В упанишадах, провозглашается стремление человека к свободе, к избавлению от страстей и освобождение от кармы.
1.2. В Древнем Китае Конфуций предложил учение об идеальном человеке. Лао-цзы (даосизм) дал учение о пути - неведомом законе природы, общества и поведения человека, который понимался как недеяние (то есть ненарушение закона).
1.3.Для Востока характерно чрезвычайно почтительное отношение к природе и ориентация на совершенствование внутреннего мира человека. Улучшение жизни общества связывалось с изменением сознания индивида, а не с изменением внешнего мира.
Древняя Греция.
2.1. Натурфилософы считали человека образом космоса, малым миром. Для Демокрита он часть природы, состоящая из атомов, Из них же состоит и душа человека. Цель жизни - счастье как радость и хорошее состояние духа.
2.2. Сократ считал человека двойственным существом - единством души и тела.
У Платона это единство имеет иерархию душ. В этом единстве вечный трагизм человеческого существования: телом человек находится в животном мире, а душа стремится в мир идей.
Аристотель считал душу формой, а человека существом общественным, государственным и политическим.