Рационализация

Лапланш / Понталис: Процедура, посредством которой субъект стремится дать логически связное и морально приемлемое объяснение той или иной установки, поступка, идеи, чувства и пр., подлинные мотивы которых остаются в тени. Так, может идти речь о рационализации симптома, навязчивой защиты, той или иной реакции. Состояние бреда тоже характеризуется рационализацией, приводящей к более или менее отчетливо выраженному системостроительству.

Термин был введен Э. Джонсом в статье “Рационализация в повседневной жизни” (1908).

Рационализация весьма обычный прием, распространенный в очень широкой области - от различных видов бреда, до нормального мышления. Поскольку любое поведение допускает рациональное мышление, подчас нелегко бывает решить, верно ли это объяснение. В частности, при психоаналитическом лечении обнаруживаются все промежуточные стадии между двумя крайностями. В некоторых случаях бывает несложно доказать пациенту искусственность приводимых им мотивов и убедить его отказаться от них. В других же случаях рациональные мотивировки оказываются весьма прочно обоснованными (когда они маскируются ссылками на “факты”), однако и тут оказывается полезно “заключить их в скобки”, чтобы обнаружить БСЗ удовлетворения или защиты, которые наслаиваются на эти мотивировки.

Примеры первого типа встречаются при рационализациях симптомов, невротических или перверсных (так, мужская гомосексуальность объясняется интеллектуальным и эстетическим превосходством мужчин), навязчивых защит (особые ритуалы, связанные с принятием пищи, объясняются, например, требованиями гигиены).

Гораздо труднее показать субъекту роль рационализаций на примере черт характера и поведения, тесно связанных с Я.

Обычно рационализация не считается защитным механизмом, несмотря на свою неявную защитную функцию. Дело в том, что она нацелена не прямо на осуществление влечений, но скорее на вторичную маскировку различных элементов защитного конфликта. Т. о., и защиты, и сопротивления анализу, и реакции разного рода сами, в свою очередь могут стать предметом рационализаций. Рационализация находит себе прочную опору в готовых идеологических схемах, общепринятой морали, религиях, политических убеждениях и т. д., при чем во всех этих случаях сверх-Я усиливает защиты Я.

Рационализацию можно сравнить с вторичной обработкой, которая строит из образов сновидений связный сценарий.

Именно в этом ограниченном смысле Фрейд считает возможным использовать рационализацию для объяснения бреда. С точки зрения Фрейда, рационализация не может порождать тематику бреда. Это мнение противоположно традиционным представлениям, согласно которым мегаломания - это рационализация бреда преследования (“я, должно быть великая личность, раз меня преследуют влиятельные люди”).

Понятие интеллектуализация близко по смыслу, но их следует разграничивать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: