Нет пророка в своем отечестве?

Поскольку увлекаться звукозаписью я начал еще в прошлом тысячелетии, то, разумеется, мне известно, что в СССР существовали НИИ, КБ, заводы, занимавшиеся разработкой и производством микрофонов. Доводилось также видеть, щупать и пробовать в работе некоторые из изделий. Отдельные впечатляли. Мне казалось, что до наших дней этот сектор науки и производства, конечно, не дожил. Но оказалось, что я ошибаюсь! В поисках отечественных разработчиков звукотехнической аппаратуры я сначала обошел и обзвонил известные мне магазины - никаких следов. Перекопал груду периодической литературы - тоже напрасно. Сдвиги появились лишь, когда в поиске был задействован Интернет. Оказалось, что предприятий искомого профиля в России (и особенно в Питере) много. Какие только изделия они не выпускают! Причем основаны эти изделия на собственных исследованиях. И производственная база серьезная, доставшаяся в наследство от точного приборостроения, космоса и прочих специальных отраслей.

Вот только магазины предпочитают заниматься уже "раскрученной" импортной продукцией. Денег же на рекламу у отечественных предприятий, как правило, нет. Поэтому найти их трудно.

Смутное упоминание о предприятии "Неватон" сначала удалось отыскать в Интернет (забегая вперед скажу, что на англоязычный сайт http://www.nevaton.freeservers.com я вышел совсем недавно), а вот убедиться в том, что оно расположено в Питере и занимается как раз конденсаторными микрофонами, я смог этим летом на выставке "MUSIKMESSE PROLIGHT+SOUND ST PETRSBURG", когда случайно набрел на очень скромный стенд с очень красивыми микрофонами и познакомился с директором предприятия Александром Барановым. Попасть на экскурсию по этому некогда чрезвычайно закрытому предприятию человеку с улицы не просто. Но если воспользоваться очередной книжкой "Музыкальный компьютер. Секреты мастерства" вместо визитной карточки, то все дальнейшее - дело техники. Осмотрев производство, я стал буквально упрашивать разрешить снять в "Неватон" сюжет для телепередачи "Музыкальный компьютер". Потому что это - настоящая фантастика. Однако, похоже, есть там что-то, что не должно попадать в кадр, и просьбы мои результата не дали. Поэтому попробую описать увиденное словами.

Представьте себе комнату размером с небольшой кинозал. Пол и потолок выложены специальным поглощающими звук материалом. Стены толщиной более метра образованы пористыми элементами конической формы. Все помещение опирается на гигантские пружины. От наружных стен комната тоже отделена. Невероятной толщины дверь перемещается по рельсам.

Так выглядит камера абсолютной тишины. Находиться долго здесь просто жутко. Сознание не в силах смириться с такой тишиной. Невольно начинаешь думать, что это репетиция будущего вечного упокоения. А на самом деле это всего лишь помещение, в котором снимаются частотная характеристика и характеристика направленности каждого изготовленного экземпляра конденсаторного микрофона. В стене находится излучатель. Испытываемый микрофон располагают рядом с измерительным. В соседней комнате установлены прецизионные генератор и усилитель. Аппаратура включается, самописец вычерчивает на бумаге характеристики. Для оценки свойств ветрозащиты микрофон крепится на длинном маятнике, совершающем равномерные колебания. Маятник приводится в движение, и аппаратура измеряет уровень выходного сигнала, который появляется от взаимодействия микрофона с воздухом.

Рядом - еще одно подобное по размерам помещение. Стены, пол и потолок гладкие, сделаны из отражающего звук материала, причем нет ни одной параллельной поверхности: каждая из них образована несколькими гранями. Это реверберационная камера. Здесь все нацелено на получение длительного и плотного эха. Помещаемый сюда микрофон исследуется на предмет равномерности частотной характеристики, полученной не односигнальным способом, а воздействием шума с широкополосным спектром. В этой камере приходится очень сильно напрягать слух и внимание, чтобы различить и понять слова собеседника. Подобные условия, также как и абсолютная тишина, в реальной жизни не встречаются.

Зато третий зал моделирует стандартную акустическую обстановку. В нем стены напоминают шахматную доску: панели, отражающие и поглощающие звук, чередуются. Находиться здесь приятно, комфортно. Это не случайно. Именно здесь каждый микрофон прослушивается и здесь ему выносится экспертное заключение.
Дело в том, что графиками всевозможных характеристик полностью оценить качество микрофона невозможно. Микрофон может иметь близкие к идеальным параметры и при этом "не звучать". Экспертиза - дело тонкое, то ли, наука, то ли искусство. Во всяком случае, качество звучания микрофона эксперт описывает почти поэтическими, образными выражениями. Например, от микрофона требуется, чтобы звучание было: незамутненным, неразмазанным, теплым, наполненным, объемным, неприплюснутым, ненасупленным, незажатым, недушным, неспертым, полетным. Признаюсь, все эти термины я почерпнул из статьи И. Иванова в журнале "Музыкальное оборудование" (июль 2000). Рассказывая о сравнительном тестировании, автор делает вывод, что микрофон МК 416 "Неватон" в ряде экспериментов воспринимается на уровне Neumann U 87 и значительно превосходит AKG C 3000.

А после того, как мне позволили послушать несколько микрофонов, и в самом деле захотелось говорить стихами.

В общем, когда я ознакомился с перечнем концертных залов и именами исполнителей, применяющих разработанные здесь микрофоны, то меня все это уже нисколько не удивило. В таких уникальных условиях именно уникальные микрофоны и должны получаться. Учитывая, что стоят они в два-три раза дешевле зарубежных аналогов, понятно, что "заграница" их приобретает охотно.


Семейство конденсаторных микрофонов "Неватон"

Знаю, что многие компьютерные музыканты при оценке свойств того или иного изделия, отметая всевозможную лирику, принимают во внимание только сухие цифры. Поэтому приведу технические характеристики четырех из примерно десятка микрофонов с маркой "Неватон".

МК 47 - конденсаторный стереомикрофон для записи по системе XY. Представляет собой два двухмембранных преобразователя с углом разворота от 0° до 90°, расположенных в общем корпусе. Чувствительность 10 мВ/Па или 20 мВ/Па (переключается). Уровень собственного шума 17 дБА.

МКЭ 400 - ненаправленный миниатюрный (петличный) микрофон. Позволяет получить студийный звук при малых размерах. Чувствительность 10 мВ/Па. На рисунке этот микрофон разглядеть не так просто. Во всяком случае, он значительно меньше разъема, с помощью которого подключается к микшеру.


Миниатюрный электретный микрофон МКЭ 400

МК 403 - конденсаторный микрофон граничного слоя. Имеет необычную плоскую форму. Если установить (вернее положить) его на стол, то он будет равномерно воспринимать звук с верхней полусферы. При одновременной записи в студии голосов нескольких человек такой микрофон заменяет собой соответствующее количество петличных микрофонов.

МК 416 - конденсаторный микрофон с переключаемой характеристикой направленности (круг, восьмерка, кардиоида, широкая кардиоида). Уровень собственного шума 14 дБА. Чувствительность 15 мВ/Па. Имеется также переключатель затухания 10 дБ.


Конденсаторный микрофон МК 416

И в заключение немного о грустном: в прайс-листах питерских магазинов, которые удалось просмотреть через Интернет, микрофоны предприятия "Неватон" по-прежнему не значатся. Поистине, нет пророка в своем отечестве! Или все-таки есть?

bottom();


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: