Яжелая поступь глобализма

Ознательные

Друзья Андрея Павличенкова любят вкусно готовить, а Андрей любит вкусно поесть. Поэтому друзья и Андрей встречаются чуть ли не каждые выходные на подмосковной даче. Чтобы вкусно поесть, они там один раз даже барана резали. И против барана Андрей Павличенков ничего не имел, но когда перед ним поставили плошку с черной икрой, управляющий директор VR Capital Group сказал: "А я икру не ем". Хотя он эту икру еще как раньше ел. Пока не съездил в Астрахань на рыбалку и не увидел, что осетры на грани вымирания: за пять лет уловы у местных рыбаков упали чуть ли не в 100 раз. И хотя ловить осетров запрещали, на рынке икра по-прежнему продавалась трехлитровыми банками.

"Чтобы наши дети могли увидеть в природе живого осетра, надо прекратить есть икру прямо сейчас,— решил Андрей Павличенков.— А поскольку не каждый день ешь, отказаться достаточно легко".

Но достаточно нелегко убедить отказаться других. "У большинства людей отношение одинаковое: после нас хоть потоп",— констатирует Павличенков. Несмотря на это, за три года ему удалось приобщить к своей вере десяток последователей: людей, которых заботит потоп, становится все больше.

В западных странах сознательные потребители, копающиеся в экологических отчетах компаний и следящие за соблюдением ими норм труда, уже сегодня стали и самыми опасными противниками злых корпораций, и самыми преданными потребителями продукции добрых. Считается даже, что завтра именно они будут делать кассу, а отнюдь не жертвы рекламы в прайм-тайм.

Т

яжелая поступь глобализма

Шопинг-лист потребителя будущего выглядит примерно так:

1. Одежда только из льна, хлопка и шерсти (чтобы животные не гибли ради капризов модного дома Гуччи).

2. Энергосберегающая бытовая техника (чтобы от Антарктиды все же не откололась льдина размером с пол-Европы, которая пол-Европы и затопит).

3. Для борьбы с тяжелой поступью глобализма — продукты, выращенные только в радиусе 100 миль от места продажи (против глобального потепления тоже работает).

4. Косметика, которая не тестировалась на животных (не стоит поощрять людей, капающих вредные вещества на роговицу глаз связанных кроликов до тех пор, пока роговица не отслоится).

5. Холщовая сумка для покупок в супермаркете (чтобы через 400 лет можно было ступить на землю, а не на полиэтилен).

6. Обувь компании, не использующей детский труд на своих азиатских производствах (чтобы верить, что в XXI веке у всех людей есть детство).

7. И, конечно, серия товаров Product (RED), чтобы бороться со СПИДом в Африке,— заодно с шопингом.

Р

Азвели

В сокращенном виде шопинг-лист потребителя будущего существует уже в настоящем: на Западе сложно найти человека, который руководствовался бы всеми пунктами, но легко найти человека, который руководствуется некоторыми из них. Такой человек в магазинах не просто удовлетворяет банальные личные потребности, а голосует деньгами за лучшую жизнь.

Покупать или не покупать? Лет 20 назад с гамлетовской глубиной этот вопрос задавала себе разве что горстка маргиналов. В 2006 году в одной только Великобритании продажи этических брэндов превысили 29 млрд фунтов стерлингов (около $58 млрд), что сравнимо с объемами табачного и алкогольного рынков этой страны, вместе взятых.

Разные, в общем-то, явления, вроде заботы об окружающей среде и неокружающей Азии, объединяет одно: комплекс вины западного человека, обусловленный неуемным потреблением. И правда, когда думаешь обо всех этих ужасах глобального потепления и вспоминаешь выразительные фото умирающих африканцев в журнале Time, уже не так приятно сверкнуть в бутике платиновой кредиткой. И совсем неприятно, если к мыслям об Африке добавляются подозрения, что тебя банально развели с помощью красивых рекламных картинок.

Совсем другие чувства испытываешь, встав на путь праведного покупателя. Алексей Казаков в этом убедился сам. Сначала он относился к ответственному потреблению как к легкому отклонению в развитии, которыми страдают на Западе некоторые люди. Но потом стал отклоняться сам и, будучи тогда главным редактором журнала "Большой город", начал пропагандировать в своем журнале ответственное потребление. И даже опубликовал московский гид ответственного потребителя.

А потом ассистент Алексея Казакова спросила, каким рейсом тот полетит в Казань. Но летать на короткие расстояния во всем мире считается совершенно безответственным, если можно доехать на поезде, который вносит куда меньшую лепту в глобальное потепление. И Казаков осознал, что будет странно, если после всех этих публикаций его застанут в аэропорту. И поехал на поезде. "Впервые в жизни я сделал сознательный нравственный выбор и поехал поездом не потому, что хотелось набухаться в вагоне-ресторане, и не потому, что побоялся лететь, а потому, что так добрее,— признается Алексей Казаков.— Самое интересное: когда ты совершаешь этот нравственный выбор, испытываешь почти наркотический кайф, начинаешь чувствовать себя невероятно. И поездка получилась удивительная".

Неудивительно, что испытывать подобный кайф стремятся все больше людей, и сознательное потребление завоевывает новых сторонников каждый день. Правда, считается, что завоевывает где угодно, только не в России.

З

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: