Философия Древнего мира

Модуль первый

Задания:

- прочитать тексты лекций и ответить на следующие вопросы;

1. Какие разделы философии Вы знаете и какими проблемами они занимаются?

2. Какую роль играют мифология и религия в мировоззрении современного человека?

3.Что общего и в чем состоят различия между китайской, индийской и древнегреческой философиями?

- написать одно эссе:

Темы для эссе:

1.Как я понимаю философию: проблемы и перспективы.

2.Оптимизм и пессимизм как два отношения к жизни.

3.Есть ли место магии и мистики в жизни человека?

4.«Красота спасет мир». Актуально ли это утверждение для современного общества?

5. Как будет осуществляться эволюция человека в новом тысячелетии?

Тема 1. Философия, ее предмет и функции

1. Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Философское мировоззрение.

2.Специфика философского знания. Природа философских проблем и основной вопрос философии.

Философия – одна из самых древних и интереснейших областей человеческого знания, духовной культуры. Она насчитывает около 2500 лет своей истории. Возникнув в странах Древнего Востока (в Индии и Китае), своего наивысшего классического развития в древности философия достигла в Греции. В трудах древнегреческих ученых впервые появляются термины «философ» и «философия». Из источников известно, что среди ученых первым назвал себя философом древнегреческий математик и мыслитель – Пифагор (около 580 – 500 гг. до н.э.). А в качестве особой науки термин «философия» употребил впервые Платон (428/427 – 347 гг. до н.э.).

В буквальном смысле слова «философия» (от греческого «рhileo»– люблю и «Sophia» – мудрость) означает «любовь к мудрости». У древнейших греков это слово означало «стремление к пониманию», «стремление к знанию», «жажду знания». В древности понятие мудрости имело возвышенный смысл.

Коренными вопросами философии всегда являлись вопросы мировоззрения.

Мировоззрение (МВ) - совокупность взглядов на мир в целом, на место в нем человека и его отношение к этому миру. МВ определяет жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации.

Типы мировоззрения:

В качестве основных типов МВ выделяют: мифологический, религиозный, философский.

1. Мифология является исторически первым типом МВ, формируется на ранних стадиях развития общества и представляет собой первую попытку человека объяснить происходящее и устройство мира, появление на земле людей и животных, причины стихийных явлений природы, определить свое место в окружающем мире. Миф - образное, чувственное, синкретическое представление по поводу явлений природы и общественной жизни, самая древняя форма общественного сознания.

2. Религия основывается на вере в «сверхъестественное», признании главенствующей роли сверхъестественного начала в мироздании и жизни людей; Религия в отличие от мифа стремится к большему различению идеального и реального, бога и мира, бога и человека. Религия раздваивает единый мир на два мира: сверхъестественный и естественный. Миф же не знает такого раздвоения. В религии вера в «сверхъестественное» и культ являются главными показателями.

3. Философия отличатся ориентацией на рациональное объяснение мира, характеризуется стремлением теоретически обосновать действительность.

Философия – теоретически сформулированное МВ или наиболее систематизированное, рационализированное МВ.

Основные проблемы философии - это мировоззренческие вопросы, отношение человека к миру в целом. Основная проблема МВ (философии) – это проблема отношение человека и мира, «Мы» и «Оно», части и целого. Она конкретизируется в философии как отношение мышления к бытию или сознания к материи. Основной вопрос философии был сформулирован в работе Ф.Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии».

Основной вопрос философии и его две стороны (онтологическая и гносеологическая). Материализм (первична материя) и идеализм (первично сознание или идея), их разновидности и исторические формы (стихийный материализм, механистический материализм, диалектический материализм, субъективная диалектика, объективная диалектика). Дуалистическая философия, то есть признание двух начал (Р. Декарт).

Итак, во-первых, философия есть наука о сущности и существовании. Человека не устраивает происходящее в мире, он хотел бы изменить его. Реализация этого желания – источник вечных проблем для всего человечества и для одного человека.

Во-вторых, философия – это способ мышления, образ мыслей философа, который сказывается на поведении, поступках, отношении к реальности. Философия поднимает человека над повседневностью, которая подавляет и порой уничтожает его.

В-третьих, философия – это всегда понимание. Под пониманием разумеют индивидуальную реализацию познавательных способностей человека. Понимание осуществляется при непременном участии языка и различается по глубине. Понимание порождает убеждения, поскольку есть связь действительности с человеческой деятельностью, продолженная в его голове. Убеждение в отличие от знания, которое неполное, поскольку имеет границы и содержание, является исходной точкой для всего расширяющегося круга оценочных суждений. Философия как род понимания порождает убеждения.

Философия в своей основе теоретическая наука. Слово «теоретик» от греческого «внимательно всматриваться». Теоретик видит дальше практика. Платон: философия как «he episteme ton eleutheron» - «наука спортсменов» или «свободных людей». Плотин: философия – это наука о самом важном и сама философия – это to timiotation, то есть самое важное.

Предметом философии является отношение человека к миру, мира к человеку или всеобщее в системе «мир – человек».

Философия – это не только мировоззрение, но и метод. Специфика философского метода заключается в его всеобщем и универсальном характере.

Два основных философских метода – диалектика и метафизика.

Социальные функции философии:

1) Мировоззренческая функция философии заключается в том, что она дает целостную картину мира, представляет мир как целое и единое.

2) Методологическая функция философии заключается в выработке системы способов и приемов объяснения, изучения мира, а также его преобразования. Философия является общей методологией для всех частных наук.

3) Гносеологическая функция связана с познавательным отношением человека к миру, с основным вопросом философии, и его второй стороной – в состоянии ли наше мышление познавать окружающий мир.

4) Интегрирующая функция философии связана с тем, что философия, опираясь на специальные науки, обобщая их выводы на основе своей функции, категориального аппарата и методов познания.

5) Аксиологическая функция философии выражается в ее ориентации на определенные ценности (греческая «axia» – ценность). Ни одна философская система не ограничивается выдвижением и обоснованием своих положений; она определенным образом интерпретирует их, дает им оценку, формулирует систему ценностей, выдвигает идеал.

6) Критическая функция философии заключается в том, что, утверждая определенные ценности и идеалы, та или иная философская система подвергает критической оценке все то, что ей не соответствует.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое мировоззрение?

2. Из чего оно складывается?

3. Какие существуют уровни мировоззрения?

4. Какие исторические типы мировоззрения Вы знаете?

5. Чем религия отличается от мировоззрения? '

6. Что такое философия и в чем ее отличие от религии?

7. Какие разделы философии Вы знаете и какими проблемами они занимаются?

8. Что такое предмет и объект философии?

9. Какие функции выполняет философия и в чем они заключаются?

Тема 2. Феномен философии в восточной культуре

1.Философия Древнего Китая.

2.Философия Древней Индии

Духовные предпосылки возникновения философии. Духовные источники философии можно назвать предфилософией – это в широком смысле - совокупность развитой мифологиииначала некоторых наук (математики, астрономии, физики, медицины и др.); узком смысле предфилософия – это то, что в мифологии и в началах наук предшествовало философии. В мифологии – это постановка мировоззренческих вопросов, хотя и стихийная; в началах наук – это не столько сами знания, сколько развитие мышления, научного метода.

Социально-исторические предпосылки возникновения философии. Прежде всего, это два великих исторических события: 1. разделение общества на классы; 2. отделение умственного труда от физического.

Социально-политические условия возникновения философии: создание безличного писаного права, выражающее волю господствующего класса, политическое господство города над деревней, ожесточенная политическая борьба за власть («борьба царств» в Китае, кшатриев и брахманов и Индии, ремесленников города и земледельческой аристократии в Элладе).

Древнеиндийская философия - одна из самых древних в истории человечества. Своеобразие индийской философии заключается в основных психологических чертах, которые составляют особое достояние Индии, ее различия обусловлены особенностями века, истории и темперамента людей (по С. Радхакришне «Индийская философия»).

Основные черты индийской философии:

· спиритуалистический характер, в индивидуальной жизни чеовека доминирует духовный мотив;

· религия является рациональным синтезом, поскольку ни одно религиозное движение не появилось на свет, не развив в качестве своей основы философского содержания;

· критическое отношение философии к самой себе;

· интерес философии сосредоточен на «Я» человека;

· психология и этика являются основными науками. В связи с этим, ум человека имеет 3 аспекта: подсознательный, сознательный, сверхсознательный;

· монистический идеализм индийской философии имеет 4 разновидности: не дуализм или адвайтизм; монизм в чистом виде; внутризнаниевый монизм; подразумеваемый монизм;

· гармония между богом и человеком;

· исходное предположение всей философии – ничто реальное не может быть внутренне противоречивым.

Начало формирования философского мышления связано с брахманизмом, т.е. с учениями брахманов (жрецов). Брахманизм основывался на Ведах (с санскрита – «знание»), представляющих собрание древнеиндийских источников, сборники гимнов в честь богов. Все ведические тексты считаются священными книгами, Божественным откровением наподобие Библии. Ведическая литература охватывает период с 2 тыс. до 6 в. до н.э. Самую древнюю часть составляют четыре Веды (сборника): Ригведа (сборник гимнов, песнопения арийцев), Яджурведа (жертвенные изречения для исполнения ритуалов; «яджда» - приносить жертву), Самаведа (жертвенные песни, ритуалистическая сторона), Атхарваведа (песни-заклинания). Каждая Веда состоит из 3-х частей: Мантр (сборник гимнов) называется санхитой, Брахман (ритуальные тексты), Упанишады (трактаты религиозно-философского характера) и Араньяки (лесная книга) – описание жертвоприношений и правила жизни для отшельников. Главное внимание уделяется человеку, его познанию, нравственному совершенствованию.

Древнеиндийская философия обозначалась специально индийским термином - «даршана» («видение истины»). Для философских школ характерно: слабая связь с наукой, богатство форм при некотором однообразии содержания.

В целом в индийской философии имеются девять школ – даршан: джайнизм, буддизм, чарвака, санкхья, нъяя, вайшешика, йога, миманса, веданта. Все даршаны складывались под знаком того или иного отношения к ведийской традиции. Это отношение легло в основу традиционной классификации даршан:

· астика – это санкхья, нъяя, вайшешика, йога, миманса, веданта (признают авторитет Вед, считаются ортодоксальными);

· настика – это джайнизм, буддизм, чарвака (не признают авторитета Вед, считаются неортодоксальными).

Даршаны делятся на философские и парафилософские (относится ранний буддизм и джайнизм).

Основные понятия ведической философии: 1) брахман – универсальная, безличная мировая душа, духовное начало, из которого возникает весь мир со всеми его элементами; 2) атман – индивидуальная душа, субъективное духовное начало, «Я». Брахман и атман тождественны, хотя и противостоят друг другу: брахман в индивиде познает самого себя и тем самым переходит в атман, становится им; 3) сансара – круговорот жизни. Человеческая жизнь понимается как определенная форма бесконечного перерождения души; 4) карма – закон воздаяния. Будущее рождение человека определяется законом кармы. Будущее человека - результат тех дел и поступков, которые человек совершал в предшествующих жизнях. 5) дхарма – нравственный закон, определяющий поведение человека; 6) нирвана – освобождение человека от «мира объектов и страстей», состояние совершенства, прекращение перерождений, прекращение страданий; 7 ) деваяна (дорога богов) – путь, ведущий к тождеству Атмана и Брахмана, путь осмысления человеком самого себя, осознания собственных слабостей, стремление преодолеть себя, постичь бренность земных услад и благ, бренность земной жизни. Это позволит вырваться из круга самсары, освободиться от влияния Кармы, т.е. человек может стать хозяином своей судьбы, «кузнецом» своего счастья.

Философская мудрость древнеиндийских учений практически направлена на жизнь человека. Она выступает не только как теория, а еще образ жизни, руководство жизнью. Философия дает человеку понимание природы добра и зла, картину вселенной, определяет смысл жизни.

Большинство философских систем древней Индии пессимистичны. Они указывают на зло и его причины в мире. Пронизаны чувством беспокойства, неудовлетворенности миром. Рассматривая жизнь как трагедию, индийская философия говорит не только о причине страданий и о самом страдании, но намечает пути к прекращению страдания – это нравственное совершенствование, охрана всего живого, непричинение зла, уважение чужой собственности, правдивость, жизнь в добровольной бедности, целомудренность. Высшая цель жизни – освобождение от страданий мира и достижение состояния просветления и блаженства.

Древнекитайская философия сложилась на рубеже 8–5 вв. до н.э. Истоки философии Древнего Китая – древние рукописи, книги.

«И цзин» («Книга перемен»), комментарии к ней, «Ши цзин» («Канон стихов») имели для Китая значение Упанишад в Индии. С начала своего возникновения китайская философия отличается от западной. Ее стержнем является триада: «знание – действие – нравственность». Философия в Китае – это, прежде всего, этика и политика. Этические критерии определяют и знание в целом, и философию в частности. Знания оцениваются, прежде всего, как путь к нравственному совершенствованию. Высшее знание – это знание о добродетелях великих людей и правилах поведения на всех ступенях общества, от собственной семьи до дворца. Имели значение искусство управления страной и военное искусство. Все другие виды знания: математика, астрономия, медицина и т.д. объявлялись низшими.

Китайская философия была тесно связана с мифологией (носившей зооморфный характер), культом предков, тотемизмом, что стало причиной недостаточной рационализации и системности китайской философии.

Основные философские идеи: наивно материалистические идеи о пяти первоэлементах мира (у син) – металл, дерево, вода, огонь, земля; о противоположных началах – Инь (женское начало, темное, тяжелое) и Ян (мужское, светлое, легкое); о естественном законе (Дао).

В целом, китайская философия отражает специфику китайского национального характера, особенности социальной жизни – патриархальность, прагматизм, обращена к повседневной, земной жизни, а не к потустороннему миру.

Основные философские учения: даосизм и конфуцианство.

Даосизм – основатель Лао-цзы (старший современник Конфуция) – 5 – 5 вв. до н.э. «Дао дэ цзин» (4-5 вв. до н.э.) представляет собой компиляцию различных высказываний, часть из которых принадлежит самому Лао-цзы, а часть – его ученикам. Название трактата можно определить так: Дао – Путь, дэ – проявление Дао, цзин – авторитетность, принадлежность классическим писаниям («Книга о пути и его проявлениях»), где поставлены проблемы существования мира, бытия и небытия, человеческого общества и личности. «Знающий не говорит, а говорящий не знает» - главный канон даосизма.

Существует естественный путь, он же закон и основа, высший первопринцип, мировая субстанция, источник бытия всего сущего – Дао. Мир, жизнь людей управляются Дао, а не духами, или волей неба. Дао невидимо и само по себе (как субстанция) не существует, а постоянно находится в глубине вещей. Поэтому Дао – небытие и небытие одновременно. Оно присутствует в вещах. Но его нет в чувствах, ощущениях. Познать Дао, следовать ему, слиться с ним – в этом смысл, цель и счастье жизни.

«Дао рождает одно, одно рождает двух, два рождает трёх, трое рождают все вещи. Все вещи содержат инь и несут ян, которые взаимодействуют в неиссякаемом потоке энергии ци». Понятия инь и ян уходят корнями в глубину веков, обязаны своему оформлению Цзоу Яню (4в. до н.э.). «Ян» - это положительные частицы единого (мужское, светлое); отрицательные – инь (женское, темное), которые нераздельны и дополняют друг друга. Из них образовались небо и земля, которые в свою очередь выделяют частицы (ци – дыхание, тонкая энергетическая первоматерия). Соединения небесных и земных «ци» породили все существующее, в том числе и человека. Все в мире находится в движении, постоянно меняется. Дао в действии - дэ (сила). Как бы ни шло развитие, справедливость всегда восторжествует. Таков закон, отсюда следует главный принцип даосизма – у-вэй (недеяние) – человек не должен вмешиваться в естественный ход вещей. Даосизм – это не просто философская система, а особый образ жизни, жизненная мудрость, верная жизненная ориентация. Идеальное состояние для даосов – слияние с Дао (мин - просветление). Даос ценит в жизни не умное и даже не доброе, а долговечное и неумирающее, не затемняет суетой великий покой бытия.

Конфуцианство -основателем древнекитайской философии и даже создателем духовного облика китайца был Чжун Ни или Кун Фу цзы, ставший известным Европе через два тысячелетия после своей смерти как Конфуциус (Конфуций) (551 г. до н.э. – 479 г. до н.э.). Центральное место в учении Конфуция занимали вопросы нравственной природы человека, морали, жизни, семьи, управления государством. Проблемы космогонии, онтологии, гносеологии, логики, метафизики в его учении находились в зачаточном состоянии. В учении Конфуция исходной можно считать концепцию «неба» и «небесного веления». Небо – это безличная сила, судьба, закон, дао, высшая духовная сила. В конфуцианстве Дао – путь нравственного совершенствования и правления на основе этических норм. Социально-нравственным идеалом Конфуций считал прошлое. Высший нравственный императив Конфуция: «Не делай другим того, чего не желаешь себе». Понятие «золотая середина» регламентирует поведение человека. Основу человечности составляет почтительность к родителям и старшим («сяо»). Почтительность – основа всякого социального порядка. Этика Конфуция основана на делении людей на «благородных мужей» - цзюнь-цзы (высоконравственные люди, аристократы), обычных людей – жэнь (между цзюнь-цзы и сло-жэнь) и «низших людей» - сло-жэнь (меркантильные люди). Смысл жизни «благородного мужа» заключается в достижении Дао, обладание «жэнь» (человечностью) и «вэнь» (внутренней культурой).

Соблюдение традиций, заложенных в глубокой древности, является важным для последующего поколения. Культ грамотности и знания, привнесенный Конфуцием, являются атрибутами здорового общества. Все критерии нравственности объединены Конфуцием в общий поведенческий блок – «ли» («Преодолеть себя, чтобы вернуться к «ли» - есть «жэнь»»), что означает, любовь к родственникам, честность, искренность, стремление к собственному самоусовершенствованию, вежливость.

Вопросы для самоконтроля

1. Где и когда они возникли?

2. Что составляло основу космологии брахманизма?

3. Каковы основные положения древнеиндийской философии?

4. В чем выражалось влияние философии на социальное устройство древнеиндийского общества?

5. Какие школы можно отнести к ортодоксальным и какие к неортодоксальным и на каком основании?

6. Какие четыре истины буддизма вы знаете?

7. Каковы основные понятия древнекитайской философии, содержащиеся в книге перемен? Раскройте их содержание.

8. Что представляет собой конфуцианский общественно-политический идеал?

9. Каковы основные принципы конфуцианской этики?

10. Что, по мнению Конфуция, является критерием для определения места человека в социальной иерархии?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: