На свете много есть такого, что и не спилось нашим мудрецам.
Шекспир
Во время сеанса музыкотерапии иногда происходили удивительные вещи, заставлявшие задуматься над неизвестными свойствами человеческого подсознания.
К ним относятся повышенная чуткость к внутреннему состоянию другого человека, совпадение зрительных образов у слушателей музыкотерапевтического сеанса.
Когда участники сеанса описывают образы, совпадающие в деталях, им нет смысла выдумывать. Сами участники такого эффекта выглядят удивленными и обескураженными.
В сеансе участвуют четверо. Женщина описывает то, что она увидела, слушая музыку с закрытыми глазами:
— Это была высокая гора. Перед ней глубокое озеро с синей водой. На воде плавал огромный белый цветок.
— Но, позвольте! И я тоже все это видел! — восклицает пораженный участник сеанса, врач-психиатр. — Только там на горе сидела женщина!
— Вот она и сидела, — комментирую я.
163
Два участника сеанса, описывая свои впечатления, рассказывают о панораме Павловска. Подробное обсуждение этого занимательного совпадения выявило, что они видели одну и ту же деталь — Ротонду.
Две женщины слушают печальную музыку Глинки. Одна из них рассказывает:
— Я видела беседку, гусар ухаживает за девушкой.
— Но и я все это видела. И гусара, и девушку, и беседку, — оторопело говорит вторая участница сеанса.
Они с удивлением смотрят друг на друга. Следует немая сцена удивления. Они искренни, да и какой смысл им это придумывать?
Прошел сеанс музыкотерапии. Одна женщина выходит из зала, я выхожу с ней и спрашиваю о ее впечатлении. Она отвечает:
— Этот сеанс мне не понравился. Вчера Вы играли только мне, а сегодня — другим.
Я возвращаюсь в зал и спрашиваю мнение остальных.
— Мне очень мешала женщина, которая сейчас вышла, — замечает одна слушательница. — Она не хотела слушать!
— Но она же сидела позади Вас и молчала, — удивляются остальные.
Я играю слушателям, глядя на одну из отобранных ими картин. Это «Ночь на Днепре» Куинджи. Картина печальна и сумрачна, как и на душе у выбравшего ее.
— Но ведь ночь пройдет, будет утро, все просветлеет, — думаю я.
— Что Вы видели во время сеанса?
— Я видела выбранную мною «Ночь на Днепре», но она все время светлела!
Похожий случай связан с сеансом, проведенным женщине с необычно богатым воображением.
Обычно она, слушая музыку, представляла яркие необычные образы и пыталась понять их внутренний смысл.
Перед сеансом она выбрала картину Левитана «Весна. Большая вода».
Я импровизировал и, стараясь быть ближе ее внутреннему миру, вглядывался в эту картину.
165
— Как она талантливо написана, — думал я, играя. — Вот тень от березы, по этой тени ты угадываешь ее присутствие за пределами картины; как слепит солнце, отражаясь от коры березы.
Наконец — сеанс закончен.
— Что Вы видели? — спрашиваю я слушательницу, ожидая поразительного рассказа.
— Сегодня я все время видела только березы, не могла выбраться из этих берез, — следует ответ.^
Люди неповторимы — одна и та же мелодия может вызвать полярное восприятие: одни восторженно ее принимают, слушая ее, летают над панорамами природы, а другими она отвергается— они чувствуют затрудненное дыхание и видят поразительные гротескные образы.
Если мелодия принята восторженно — начался катарсис: загораются глаза, начинается работа творческого подсознания, и образы зримой музыки доказывают это.
Если мелодия отвергается — это резонанс музыки с эмоционально-образными тягостными комплексами, которые таятся в памяти.
Людей, способных превратить музыку в зримые образы мы, назвали визуалами (это сохранение детских способностей).
Сеансы музыкотерапии в группе людей, когда, слушая замечательную музыку с закрытыми глазами, они говорят о возникших у них образах, обнаружили удивительный феномен визионеров.
Его проявления:
— поразительная яркость зримых образов;
— способность увидеть желаемые образы;
— появление одинаковых образов у нескольких людей;
— способность уловить чужие образы и внушить свои образы другому человеку.
Слушающий видит себя едущим на коне по полю с рытвинами, вокруг — цветущие яблоневые сады. Впереди поднимается громадное алое солнце, он на коне перемахивает через него, попадая в радостную страну счастья.
Слушая музыку, две девушки увидели выходящего из воды Садко с рыжей бородой. Они с изумлением взирают друг на друга, рассказывая увиденное.
Эти примеры можно приводить бесконечно.
Появилась разгадка феномена видения сходных образов при восприятии музыки.
В большинстве случаев у таких людей совпадает цвето- ваягамма в тесте Люшера.
Мать и дочь увидели сходные образы — струящаяся вода, водоросли, затем открытое окно и в нем колыхание занавески.
Тест Люшера был у них почти идентичным.
Эти образы они увидели, когда исполнялась музыка Шуберта, соответствующая тонально выбору зеленого цвета.
У матери и дочери при постановке теста Люшера первым был выбран зеленый цвет!
Необходимо отметить, что люди, видящие сходные образы, не только часто имеют сходный тест Люшера, но выбирают одинаковое животное или картину и часто садятся рядом.
Читайте "Бурю" Шекспира
Музыкотерапевт играет пациентке мелодию Бетховена из медленной части «Апассионаты»:
— она видит пожилого человека, сидящего перед рукописями. Он готов совершить что-то важное.
Музыкотерапевт, исполняя эту музыку, вспомнил слова Бетховена: «Хотите понять «Апассионату» — читайте «Бурю» Шекспира. В этой пьесе волшебник Просперо — одинокий, в ссоре с братьями, хочет помочь людям, вызывая духов музыки, — это все очень близко Бетховену.
У Просперо - волшебные книги, он вызывает духов музыки.
У Бетховена — партитуры его произведений, он тоже вызывает духов музыки.
Он тоже одинок, он тоже в ссоре с братьями.
Пациентка увидела образ, который воплотил эмоции музы-котерапевта — одинокого Бетховена, размышляющего над образом Просперо.
После этого он играет ей музыку Моцарта.
— Влюбленные бегают под дождем. Потом черный цвет и через ладони пробивается какое-то свечение, — говорит пациентка.
Музыкотерапевт вспомнил, что за полгода до этого играл данную музыку для сцены из Моцарта и Сальери Пушкина.
Пациентка как бы угадала слова Пушкина, к которым тогда была подобрана музыка Моцарта:
— Представь себе меня... влюбленного...
166
Вдруг виденье гробовое, полночный мрак иль что-нибудь такое...
Она оживила образы, связанные с музыкой, но скрытые в памяти.
Музыкотерапевт играет скрипичную мелодию Сен-Санса.
Пациентка так на нее реагирует:
— Это женщина, красивая... в духах, в мехах...
— Но она хорошая... — торопливо оправдывает зачем-то она красавицу, возникшую в ее воображении при звучании этой музыки.
Оказалось, что год назад эту мелодию музыкотерапевт применил в передаче об Ахматовой и Гумилеве.
Эта мелодия сопровождала стихи Ахматовой «Любовь» — где возникали образы скрипичного звучания, незнакомых улыбок, женского очарования. В передаче звучали стихи Ахматовой и Гумилева, посвященные друг другу. Ахматова в стихах Гумилева возникает в виде волшебницы, колдуньи. Она и желанная, она и опасная — ибо несет поэту гибель.
Сложные отношения поэтов явно были воплощены одаренной слушательницей.
Здесь налицо необычные способности, но, может быть, они есть в скрытом виде у всех?
Во время сеансов музыкотерапии мы попытались провести внушение образа.
В группе из 7 человек один из психологов имел достаточно проблем и восхищенно воспринял мелодию. Его попросили выйти из зала и решили внушить ему образ луны.
Когда он вернулся в зал, мелодию снова сыграли, и снова все слушали ее с закрытыми глазами.
Оказалось, что заговорщики не сумели вызвать даже у себя образ луны, зато объект их воздействия увидел окно, за ним разгорающийся светящийся шар... и такой же образ возник у четырех из семи неудачливых манипуляторов.
Музыкотерапевт ощутил, что мелодия, ранее для него умеренно комфортная, при повторном исполнении стала милой и желанной.
В этом эксперименте имели значение катарсис у испытуемого, давший ему силу для воздействия, и установка, соединившая подсознательно всех участников сеанса.
167
Другой эксперимент оказался удачней.
Испытуемая девушка вышла из комнаты. Остальным показали картину Левитана — лунный пейзаж, рыжеватая роща отражается в воде (картина висела на камине у Чехова, ее часто выбирают как наиболее желанную).
30 человек, слушая музыку, воздействовали на одну, и она описала цвета картины и показала на инструмент, своей формой полностью соответствующий очертаниям картины.
В этом опыте имело роль большое число участников, которые, закрыв глаза, упорно пытались внушить яркий зрительный образ.
Есть признак способности визионера — они видели необычайно яркие образы, прослушав музыку. Даже если эта музыка не очень им нравилась — они все равно видели яркие образы.
(Большинство людей видит образы, слушая музыку с закрытыми глазами, если она им очень желанна, и не видят, если она умеренно комфортна или нежеланна.)
Таких людей мы уводили из зала сеанса и просили попытаться увидеть определенные образы и внушить остальным слушателям. Опыт удался.
Визионеры внушали образы луны, солнца, цветов примерно каждому пятому участнику эксперимента.
Самих визионеров немного — примерно 1 из 30, 1 из 20 участников. В одном испытании женщина с очевидными способностями визионера произвела внушение (то есть представила ряд образов и сделала внутреннее усилие послать образ другим людям). Я попросил ее представить и послать образы, связанные с водой. Мы говорили в другой комнате, и никто из участников не слышал нашу беседу.
Серьезные, критично относящиеся люди внезапно увидели яркие образы.
Удивленный профессор математики увидел море и скалу, инженер увидел озеро, студентка-психолог тоже увидела озеро, но почему-то сверху.
Мне предоставили большой зал, в нем собралось около ста человек. Знаменитый целитель Ю. А. Андреев разрешил мне выступить перед его аудиторией:
— Я даю Вам 20 минут — найдите в зале визионера.
Я попросил присутствующих закрыть глаза и сыграл знаменитую мелодию Марчелло.
168
У многих в зале возникли зрительные образы. Как найти визионера?
Я спрашиваю, есть ли такие, кому музыка не понравилась, но он увидел яркие образы, слушая музыку с закрытыми глазами.
На сцену вышла девушка с этим признаком визионера. Я тихо попросил ее закрыть глаза и представить себе луну, постараться этот образ послать в зал.
Снова все, закрыв глаза, слушают мелодию Шопена. Девушка сидит на сцене, повернувшись лицом к правой половине зала. Потом я опрашиваю слушателей. В правой половине зала 7 человек увидели луну и блики на воде. Именно этот образ представила себе девушка на сцене.
До этого одинаковых образов у слушателей не возникало.
Девушка не подозревала о своих необычайных способностях. Она в смущении убежала со сцены.
Похожие сцены я наблюдал постоянно в групповых сеансах музыкотерапии.
Мы убедились, что музыка способна пробуждать в людях необычайные способности
Живые лица
(образы музыкотерапии)
Слова не могут передать то чудо, которым является сеанс музыкотерапии.
Чтобы создать хотя бы отдаленное представление о мире музыкотерапии, я опишу яркие сеансы.
Человек и мелодия
Мой первый пациент и завещание Бетховена Мой первый пациент стал моим первым учителем.
Ко мне привели девушку 16 лет — недавно она была в состоянии, близком к самоубийству. Ее глаза смотрели внутрь, она находилась в оцепенении, слова цедила с трудом. Девушка поставила тест Люшера, и, конечно, первым был выбран черный цвет.
Среди сотни репродукций она выбрала «Пиету» Микеланджело, где трагическая мадонна смотрела на погибшего сына, и скорбное бесчувствие ее прекрасного лица напоминало слова Чехова о красоте человеческого горя. Оцепенение, серая одежда, нечто монашеское в облике девушки вызывало сочувствие, желание помочь и оживить этот камень музыкой.
Я играл и спрашивал, что ей понравилось. Девушка выбрала Восьмую сонату Бетховена, где страдалец изживал беду в смирении и жалобе второй части.
169
Бетховен создал эту музыку после того, как его постигло главное несчастье его жизни: глухота. Отчаявшийся Людвиг писал братьям в завещании, составленном в Гейлигенштадте, что едва не покончил с собой, но нашел спасение в своем искусстве.
Текст завещания позволяет понять настроение музыки, которую выбрала наша пациентка:
«Моим братьям прочесть и исполнить после моей смерти.
О, люди, считающие или называющие меня неприязненным, упрямым, мизантропом, как несправедливы вы ко мне!
Шесть лет, как я страдаю неизлечимой болезнью, у меня недоставало духу сказать людям: говорите громче, кричите, ведь я глух. Мое несчастье для меня вдвойне мучительно потому, что мне приходится скрывать его.
Для меня нет отдыха в человеческом обществе, нет интимной беседы, нет взаимных излияний. Когда же я бываю в обществе, то меня кидает в жар от страха, что мое состояние обнаружится.
Какое, однако, унижение чувствовал я, когда кто-нибудь, находясь рядом со мной, издали слышал флейту, а я ничего не слышал, или он слышал пение пастуха, а я опять-таки ничего не слышал!
Такие случаи доводили меня до отчаяния; еще немного, и я покончил бы с собою. Меня удерживало только одно — искусство. Искусству моему я обязан тем, что не покончил жизнь самоубийством.
О, люди, если вы когда-нибудь это прочтете, то вспомните, что вы были ко мне несправедливы; несчастный же пусть утешится, видя собрата по несчастью, который, несмотря на все противодействие природы, сделал все, что было в его власти, чтобы стать в ряды достойных артистов и людей.
Прощайте и не забывайте меня совсем. Будьте же счастливы.
Людвиг Бетховен. Гейлигенштадт, 1801 год».
Именно эту мелодию жадно слушала моя пациентка. Музыка несла утешение страданиям. Бетховен, создав эту музыку, помог себе и другим людям.
171
Девушка также постоянно хотела слушать органную прелюдию Баха. Это тоскливо сумрачная музыка, сверлящая звуковое пространство в фильме Тарковского «Зеркало». Звуковые сгустки погружают в первоосновы жизни, но сурово-правдивая мелодия утешает.
Я играл и более светлую музыку, но она настойчиво возвращалась к глубинным темным мелодиям страдания. Мы раскачивали маятник музыкального восприятия. Проходили месяцы, она снова приходила слушать музыку.
И постепенно менялась. Черный цвет в пробе Люшера уплыл на более низкое место, где ему и положено быть. Выбор мрачной картины сменился изображением какой-то прелестной ягодки в натюрморте.
И сама она перестала быть окаменевшим изваянием тревоги, а стала живой веселой девушкой, у которой появились свои заботы, и ей стали не нужны музыкотерапевт и музыкотерапия. Она ушла, как ласточка в сказке Андерсена; замерзшую, ее отогрели, а потом она улетела, потому что у нее были дела.
Этот выбор черного цвета, трагической картины и музыки стал основанием понимания психологического уровня. Потом выбранная этой пациенткой музыка помогала многим людям с омраченным эмоциональным состоянием.
Человек и мелодия
Рассказ о великой мелодии (Рахманинов) Я хочу рассказать историю одной мелодии из тех, которые отобрали сотни наших слушателей и которые помогли многим выйти из тягостного состояния.
Ко мне в зал приходит женщина ~ ее отличает благородная доброта, изящество. Она тянется к музыке, цвета Люшера ставит гармонично, но выбранные картины несут беспокойство.
Почему-то она особенно остро воспринимает трагическую музыку и тянется к ней. Через несколько дней у нее происходит трагедия — возможно, тень приближающейся беды и заставила ее предпочесть тревожную музыку.
В эти тяжелые дни музыка стала ее спасением — она слушала великие концерты, и ближе всего ей стала музыка 2-го концерта Рахманинова.
Она создавала удивительные рисунки образов, увиденных при воздействии музыки: сосульки превращались в цветы, скалы освещались луной, цветные призмы и облака воплощали музыку Грига.
Предгрозовое небо воплотило музыку Рахманинова. Она создала изысканную прозу, напоминавшую Андрея Белого, волнующую, как лучшие стихи Серебряного века.
Наступил день, когда музыка спасла ее: жизнь казалась сломанной, трагедия неизбывной, — она жила около набережной канала и пришла к темной воде, но, возможно, мелодия Рахманинова внушила надежду и не позволила случиться беде.
В дальнейшем музыка продолжала ей помогать и дала силы справиться с тяжелой проблемой.