Феномен. визионеров (из практики)

На свете много есть такого, что и не спилось нашим мудрецам.

Шекспир

Во время сеанса музыкотерапии иногда происходили удивитель­ные вещи, заставлявшие задуматься над неизвестными свойствами человеческого подсознания.

К ним относятся повышенная чуткость к внутреннему состоя­нию другого человека, совпадение зрительных образов у слушателей музыкотерапевтического сеанса.

Когда участники сеанса описывают образы, совпадающие в де­талях, им нет смысла выдумывать. Сами участники такого эффекта выглядят удивленными и обескураженными.

В сеансе участвуют четверо. Женщина описывает то, что она увидела, слушая музыку с закрытыми глазами:

— Это была высокая гора. Перед ней глубокое озеро с синей водой. На воде плавал огромный белый цветок.

Но, позвольте! И я тоже все это видел!восклицает по­раженный участник сеанса, врач-психиатр. — Только там на горе сидела женщина!

— Вот она и сидела, — комментирую я.

163

Два участника сеанса, описывая свои впечатления, расска­зывают о панораме Павловска. Подробное обсуждение этого за­нимательного совпадения выявило, что они видели одну и ту же деталь — Ротонду.

Две женщины слушают печальную музыку Глинки. Одна из них рассказывает:

— Я видела беседку, гусар ухаживает за девушкой.

— Но и я все это видела. И гусара, и девушку, и беседку, — ото­ропело говорит вторая участница сеанса.

Они с удивлением смотрят друг на друга. Следует немая сцена удивления. Они искренни, да и какой смысл им это придумывать?

Прошел сеанс музыкотерапии. Одна женщина выходит из зала, я выхожу с ней и спрашиваю о ее впечатлении. Она отвечает:

— Этот сеанс мне не понравился. Вчера Вы играли только мне, а сегодня — другим.

Я возвращаюсь в зал и спрашиваю мнение остальных.

— Мне очень мешала женщина, которая сейчас вышла,заме­чает одна слушательница. — Она не хотела слушать!

Но она же сидела позади Вас и молчала,удивляются остальные.

Я играю слушателям, глядя на одну из отобранных ими картин. Это «Ночь на Днепре» Куинджи. Картина печальна и сумрачна, как и на душе у выбравшего ее.

— Но ведь ночь пройдет, будет утро, все просветлеет, — думаю я.

— Что Вы видели во время сеанса?

— Я видела выбранную мною «Ночь на Днепре», но она все время светлела!

Похожий случай связан с сеансом, проведенным женщине с нео­бычно богатым воображением.

Обычно она, слушая музыку, представляла яркие необычные образы и пыталась понять их внутренний смысл.

Перед сеансом она выбрала картину Левитана «Весна. Боль­шая вода».

Я импровизировал и, стараясь быть ближе ее внутреннему миру, вглядывался в эту картину.

165

— Как она талантливо написана,думал я, играя. — Вот тень от березы, по этой тени ты угадываешь ее присутствие за пределами картины; как слепит солнце, отражаясь от коры березы.

Наконец — сеанс закончен.

Что Вы видели?спрашиваю я слушательницу, ожидая поразительного рассказа.

— Сегодня я все время видела только березы, не могла выбрать­ся из этих берез, — следует ответ.^

Люди неповторимы — одна и та же мелодия может вызвать полярное восприятие: одни восторженно ее принимают, слушая ее, летают над панорамами природы, а другими она отвергается— они чувствуют затрудненное дыхание и видят поразительные гротес­кные образы.

Если мелодия принята восторженно — начался катарсис: заго­раются глаза, начинается работа творческого подсознания, и образы зримой музыки доказывают это.

Если мелодия отвергается — это резонанс музыки с эмоционально-образными тягостными комплексами, которые таятся в памяти.

Людей, способных превратить музыку в зримые образы мы, назвали визуалами (это сохранение детских способностей).

Сеансы музыкотерапии в группе людей, когда, слушая замеча­тельную музыку с закрытыми глазами, они говорят о возникших у них образах, обнаружили удивительный феномен визионеров.

Его проявления:

— поразительная яркость зримых образов;

— способность увидеть желаемые образы;

— появление одинаковых образов у нескольких людей;

— способность уловить чужие образы и внушить свои образы другому человеку.

Слушающий видит себя едущим на коне по полю с рытвинами, вокруг — цветущие яблоневые сады. Впереди поднимается громад­ное алое солнце, он на коне перемахивает через него, попадая в радостную страну счастья.

Слушая музыку, две девушки увидели выходящего из воды Садко с рыжей бородой. Они с изумлением взирают друг на друга, расска­зывая увиденное.

Эти примеры можно приводить бесконечно.

Появилась разгадка феномена видения сходных образов при восприятии музыки.

В большинстве случаев у таких людей совпадает цвето- ваягамма в тесте Люшера.

Мать и дочь увидели сходные образы — струящаяся вода, водо­росли, затем открытое окно и в нем колыхание занавески.

Тест Люшера был у них почти идентичным.

Эти образы они увидели, когда исполнялась музыка Шуберта, соответствующая тонально выбору зеленого цвета.

У матери и дочери при постановке теста Люшера первым был выбран зеленый цвет!

Необходимо отметить, что люди, видящие сходные образы, не только часто имеют сходный тест Люшера, но выбирают одинако­вое животное или картину и часто садятся рядом.

Читайте "Бурю" Шекспира

Музыкотерапевт играет пациентке мелодию Бетховена из мед­ленной части «Апассионаты»:

она видит пожилого человека, сидящего перед рукописями. Он готов совершить что-то важное.

Музыкотерапевт, исполняя эту музыку, вспомнил слова Бетховена: «Хотите понять «Апассионату» — читайте «Бурю» Шекспира. В этой пьесе волшебник Просперо — одинокий, в ссоре с братьями, хочет помочь людям, вызывая духов музыки, — это все очень близко Бетховену.

У Просперо - волшебные книги, он вызывает духов музыки.

У Бетховена — партитуры его произведений, он тоже вызыва­ет духов музыки.

Он тоже одинок, он тоже в ссоре с братьями.

Пациентка увидела образ, который воплотил эмоции музы-котерапевтаодинокого Бетховена, размышляющего над образом Просперо.

После этого он играет ей музыку Моцарта.

Влюбленные бегают под дождем. Потом черный цвет и через ладони пробивается какое-то свечение, — говорит пациентка.

Музыкотерапевт вспомнил, что за полгода до этого играл дан­ную музыку для сцены из Моцарта и Сальери Пушкина.

Пациентка как бы угадала слова Пушкина, к которым тогда была подобрана музыка Моцарта:

Представь себе меня... влюбленного...

166

Вдруг виденье гробовое, полночный мрак иль что-нибудь такое...

Она оживила образы, связанные с музыкой, но скрытые в памяти.

Музыкотерапевт играет скрипичную мелодию Сен-Санса.

Пациентка так на нее реагирует:

Это женщина, красивая... в духах, в мехах...

— Но она хорошая...торопливо оправдывает зачем-то она кра­савицу, возникшую в ее воображении при звучании этой музыки.

Оказалось, что год назад эту мелодию музыкотерапевт приме­нил в передаче об Ахматовой и Гумилеве.

Эта мелодия сопровождала стихи Ахматовой «Любовь»где возникали образы скрипичного звучания, незнакомых улыбок, женс­кого очарования. В передаче звучали стихи Ахматовой и Гумилева, посвященные друг другу. Ахматова в стихах Гумилева возникает в виде волшебницы, колдуньи. Она и желанная, она и опасная — ибо несет поэту гибель.

Сложные отношения поэтов явно были воплощены одаренной слушательницей.

Здесь налицо необычные способности, но, может быть, они есть в скрытом виде у всех?

Во время сеансов музыкотерапии мы попытались провести внушение образа.

В группе из 7 человек один из психологов имел достаточно про­блем и восхищенно воспринял мелодию. Его попросили выйти из зала и решили внушить ему образ луны.

Когда он вернулся в зал, мелодию снова сыграли, и снова все слушали ее с закрытыми глазами.

Оказалось, что заговорщики не сумели вызвать даже у себя образ луны, зато объект их воздействия увидел окно, за ним разго­рающийся светящийся шар... и такой же образ возник у четырех из семи неудачливых манипуляторов.

Музыкотерапевт ощутил, что мелодия, ранее для него умеренно комфортная, при повторном исполнении стала милой и желанной.

В этом эксперименте имели значение катарсис у испытуемо­го, давший ему силу для воздействия, и установка, соединившая подсознательно всех участников сеанса.

167

Другой эксперимент оказался удачней.

Испытуемая девушка вышла из комнаты. Остальным показали картину Левитаналунный пейзаж, рыжеватая роща отражает­ся в воде (картина висела на камине у Чехова, ее часто выбирают как наиболее желанную).

30 человек, слушая музыку, воздействовали на одну, и она описала цвета картины и показала на инструмент, своей формой полностью соответствующий очертаниям картины.

В этом опыте имело роль большое число участников, которые, закрыв глаза, упорно пытались внушить яркий зрительный образ.

Есть признак способности визионера — они видели необычайно яркие образы, прослушав музыку. Даже если эта музыка не очень им нравилась — они все равно видели яркие образы.

(Большинство людей видит образы, слушая музыку с закры­тыми глазами, если она им очень желанна, и не видят, если она умеренно комфортна или нежеланна.)

Таких людей мы уводили из зала сеанса и просили попытаться увидеть определенные образы и внушить остальным слушателям. Опыт удался.

Визионеры внушали образы луны, солнца, цветов примерно каждому пятому участнику эксперимента.

Самих визионеров немного — примерно 1 из 30, 1 из 20 участников. В одном испытании женщина с очевидными способностями визионера произвела внушение (то есть представила ряд образов и сделала внутреннее усилие послать образ другим людям). Я попросил ее представить и послать образы, связанные с водой. Мы говорили в другой комнате, и никто из участников не слышал нашу беседу.

Серьезные, критично относящиеся люди внезапно увидели яркие образы.

Удивленный профессор математики увидел море и скалу, ин­женер увидел озеро, студентка-психолог тоже увидела озеро, но почему-то сверху.

Мне предоставили большой зал, в нем собралось около ста чело­век. Знаменитый целитель Ю. А. Андреев разрешил мне выступить перед его аудиторией:

Я даю Вам 20 минутнайдите в зале визионера.

Я попросил присутствующих закрыть глаза и сыграл знамени­тую мелодию Марчелло.

168

У многих в зале возникли зрительные образы. Как найти визионера?

Я спрашиваю, есть ли такие, кому музыка не понравилась, но он увидел яркие образы, слушая музыку с закрытыми глазами.

На сцену вышла девушка с этим признаком визионера. Я тихо попросил ее закрыть глаза и представить себе луну, постараться этот образ послать в зал.

Снова все, закрыв глаза, слушают мелодию Шопена. Девушка сидит на сцене, повернувшись лицом к правой половине зала. Потом я опраши­ваю слушателей. В правой половине зала 7 человек увидели луну и блики на воде. Именно этот образ представила себе девушка на сцене.

До этого одинаковых образов у слушателей не возникало.

Девушка не подозревала о своих необычайных способностях. Она в смущении убежала со сцены.

Похожие сцены я наблюдал постоянно в групповых сеансах музыкотерапии.

Мы убедились, что музыка способна пробуждать в людях нео­бычайные способности

Живые лица

(образы музыкотерапии)

Слова не могут передать то чудо, которым является сеанс му­зыкотерапии.

Чтобы создать хотя бы отдаленное представление о мире му­зыкотерапии, я опишу яркие сеансы.

Человек и мелодия

Мой первый пациент и завещание Бетховена Мой первый пациент стал моим первым учителем.

Ко мне привели девушку 16 лет — недавно она была в состоянии, близком к самоубийству. Ее глаза смотрели внутрь, она находилась в оцепенении, слова цедила с трудом. Девушка поставила тест Люшера, и, конечно, первым был выбран черный цвет.

Среди сотни репродукций она выбрала «Пиету» Микеланджело, где трагическая мадонна смотрела на погибшего сына, и скорбное бесчувствие ее прекрасного лица напоминало слова Чехова о красоте человеческого горя. Оцепенение, серая одежда, нечто монашеское в облике девушки вызывало сочувствие, желание помочь и оживить этот камень музыкой.

Я играл и спрашивал, что ей понравилось. Девушка выбрала Восьмую сонату Бетховена, где страдалец изживал беду в смирении и жалобе второй части.

169

Бетховен создал эту музыку после того, как его постигло глав­ное несчастье его жизни: глухота. Отчаявшийся Людвиг писал братьям в завещании, составленном в Гейлигенштадте, что едва не покончил с собой, но нашел спасение в своем искусстве.

Текст завещания позволяет понять настроение музыки, которую выбрала наша пациентка:

«Моим братьям прочесть и исполнить после моей смерти.

О, люди, считающие или называющие меня неприязненным, уп­рямым, мизантропом, как несправедливы вы ко мне!

Шесть лет, как я страдаю неизлечимой болезнью, у меня недо­ставало духу сказать людям: говорите громче, кричите, ведь я глух. Мое несчастье для меня вдвойне мучительно потому, что мне приходится скрывать его.

Для меня нет отдыха в человеческом обществе, нет интимной беседы, нет взаимных излияний. Когда же я бываю в обще­стве, то меня кидает в жар от страха, что мое состояние обнаружится.

Какое, однако, унижение чувствовал я, когда кто-нибудь, на­ходясь рядом со мной, издали слышал флейту, а я ничего не слышал, или он слышал пение пастуха, а я опять-таки ничего не слышал!

Такие случаи доводили меня до отчаяния; еще немного, и я покончил бы с собою. Меня удерживало только одно — искус­ство. Искусству моему я обязан тем, что не покончил жизнь самоубийством.

О, люди, если вы когда-нибудь это прочтете, то вспомните, что вы были ко мне несправедливы; несчастный же пусть уте­шится, видя собрата по несчастью, который, несмотря на все противодействие природы, сделал все, что было в его власти, чтобы стать в ряды достойных артистов и людей.

Прощайте и не забывайте меня совсем. Будьте же счастливы.

Людвиг Бетховен. Гейлигенштадт, 1801 год».

Именно эту мелодию жадно слушала моя пациентка. Музыка несла утешение страданиям. Бетховен, создав эту музыку, помог себе и другим людям.

171

Девушка также постоянно хотела слушать органную прелю­дию Баха. Это тоскливо сумрачная музыка, сверлящая звуковое пространство в фильме Тарковского «Зеркало». Звуковые сгустки погру­жают в первоосновы жизни, но сурово-правдивая мелодия утешает.

Я играл и более светлую музыку, но она настойчиво возвраща­лась к глубинным темным мелодиям страдания. Мы раскачивали маятник музыкального восприятия. Проходили месяцы, она снова приходила слушать музыку.

И постепенно менялась. Черный цвет в пробе Люшера уплыл на более низкое место, где ему и положено быть. Выбор мрачной картины сменился изображением какой-то прелестной ягодки в натюрморте.

И сама она перестала быть окаменевшим изваянием тревоги, а стала живой веселой девушкой, у которой появились свои заботы, и ей стали не нужны музыкотерапевт и музыкотерапия. Она ушла, как ласточка в сказке Андерсена; замерзшую, ее отогрели, а потом она улетела, потому что у нее были дела.

Этот выбор черного цвета, трагической картины и музыки стал основанием понимания психологического уровня. Потом выбран­ная этой пациенткой музыка помогала многим людям с омраченным эмоциональным состоянием.

Человек и мелодия

Рассказ о великой мелодии (Рахманинов) Я хочу рассказать историю одной мелодии из тех, которые отобрали сотни наших слушателей и которые помогли многим выйти из тягостного состояния.

Ко мне в зал приходит женщина ~ ее отличает благородная доброта, изящество. Она тянется к музыке, цвета Люшера ставит гармонично, но выбранные картины несут беспокойство.

Почему-то она особенно остро воспринимает трагическую музыку и тянется к ней. Через несколько дней у нее происходит трагедия — возможно, тень приближающейся беды и заставила ее предпочесть тревожную музыку.

В эти тяжелые дни музыка стала ее спасениемона слушала великие концерты, и ближе всего ей стала музыка 2-го концерта Рахманинова.

Она создавала удивительные рисунки образов, увиденных при воз­действии музыки: сосульки превращались в цветы, скалы освещались луной, цветные призмы и облака воплощали музыку Грига.

Предгрозовое небо воплотило музыку Рахманинова. Она создала изысканную прозу, напоминавшую Андрея Белого, волнующую, как лучшие стихи Серебряного века.

Наступил день, когда музыка спасла ее: жизнь казалась сломан­ной, трагедия неизбывной, — она жила около набережной канала и пришла к темной воде, но, возможно, мелодия Рахманинова внушила надежду и не позволила случиться беде.

В дальнейшем музыка продолжала ей помогать и дала силы справиться с тяжелой проблемой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: