Совершенная конкуренция – идеальная модель рынка, на котором свободно общается неограниченное количество продавцов и покупателей однородного товара; ни один продавец или покупатель не может влиять на цену продаваемой (или покупаемой) продукции. Совершенная конкуренция – тип рыночной структуры, где действует большое число небольших по размеру фирм. Определяющими характеристиками рынка совершенной конкуренции являются:
1) большое количество продавцов и покупателей;
2) стандартизация продукции, предполагающая абсолютную взаимозаменяемость продукции разных фирм;
3) свободный вход в отрасль и выход из нее;
4) отсутствие рыночной власти у продавцов;
5) прозрачность рынка, так как отрасль характеризуется свободным и бесплатным доступом к информации о ценах и альтернативах.
Спрос на продукцию фирмы – совершенного конкурента – горизонтальная линия на уровне установившейся рыночной цены.
Предельная выручка (MR) – дополнительная выручка от продажи дополнительной единицы продукции; приращение общей выручки (TR) при увеличении объёма продаж на единицу:
(х)
Особенность ситуации фирмы – совершенного конкурента:
MR = AR = P = di (х),
где AR – средняя выручка,
P – рыночная цена,
di – спрос на продукцию данной фирмы.
Правило максимизации прибыли – фирма максимизирует прибыль (или минимизирует убытки) при производстве такого объёма продукции, при котором наблюдается равенство предельной выручки и предельных издержек:
MR = MC (х)
Нормальная прибыль – уровень прибыли, достаточный для поддержания безубыточного производства и продажи товара, в т.ч. с учетом вмененных издержек. Получение фирмой только нормальной прибыли означает равенство выручки и издержек:
TR = TC или P = AC