Стартер включается с помощью вспомогательного реле типа 113.3747-10, установленного в моторном отсеке. В начале выпуска автомобилей ВАЗ-2108 (в 1985 г.) это реле не применялось и напряжение на обмотки тягового реле подавалось непосредственно от выключателя зажигания.
При повороте ключа в положение II («Стартер») замыкаются контакты «30» и «50» выключателя зажигания 9 (рис. 2) и подается напряжение на обмотку вспомогательного реле 7. Оно срабатывает и через его замкнутые контакты идет ток в обмотки тягового реле стартера по пути: «+» аккумуляторной батареи 1 — клемма «30" генератора 10 — штекеры «6» и «7» разъема Ш8 монтажного блока 8 — контакты «30»" и «87» вспомогательного реле 7 — штекер «50» тягового реле стартера. Здесь путь тока раздваивается на две параллельные ветви. Одна проходит через удерживающую обмотку 6 тягового реле и на массу, а вторая — через втягивающую обмотку 5, обмотки статора и якоря и тоже на массу.
Под действием протекающего по обмоткам реле тока этого тока возникает магнитное усилие (около 10 — 12 кгс), втягивающее якорь 9 (см. рис. 1) до соприкосновения с сердечником 14. Якорь втягивается и толкает шток 13с контактной пластиной 15, которая замыкает контактные болты 17. Размеры штока подобраны так, что замыкание контактных болтов происходит еще до соприкосновения якоря с сердечником и при дальнейшем ходе якоря сжимается пружина контактной пластины, сильнее прижимая ее к контактным болтам.
|
|
Одновременно якорь реле рычагом 8 передвигает вперед муфту свободного хода с шестерней 2. Передвигаясь, ступица муфты поворачивается на винтовых шлицах вала якоря и поворачивает шестерню 2. Благодаря повороту шестерни и фаскам на ее зубьях, а также передаче усилия через буферную пружину 33 смягчается удар шестерни в венец маховика и облегчается ввод ее в зацепление. Размеры деталей реле и привода рассчитаны так, что замыкание контактов реле происходит когда шестерня 2 еще только частично вошла в зацепление с венцом маховика.
При замыкании контактных болтов втягивающая обмотка реле обесточивается, так как оба ее конца оказываются соединенными с «плюсом» аккумуляторной батареи 1 (рис. 2). Но поскольку якорь реле уже втянут, то для его удержания в этом положении требуется сравнительно небольшой магнитный поток, который обеспечивается одной удерживающей обмоткой 6.
Через замкнутые контакты тягового реле идет ток, питающий обмотки статора и якоря. Якорь стартера начинает вращаться и его вращение через винтовые шлицы передается ступице муфты и связанному с ней наружному кольцу Поскольку ролики смещены пружинами в узкую часть паза наружного кольца, то они заклиниваются между наружным и внутренним кольцами муфты. Поэтому крутящий момент от вала якоря передается через муфту и шестерню к венцу маховика. В результате торможения шестерни маховиком, ступица муфты перемещается по винтовым шлицам якоря и шестерня подается вперед до упора в ограничительное кольцо 36 (см. рис. 1), полностью входя в зацепление с венцом маховика.
|
|
После пуска двигателя маховик начинает вращать шестерню стартера, и частота вращения шестерни начинает превышать частоту вращения якоря стартера. Внутреннее кольцо муфты (объединенное с шестерней) увлекает ролики в
широкую часть паза наружного кольца сжимая пружины плунжеров. В этой части паза ролики свободно вращаются не заклиниваясь и крутящий момент от маховика двигателя не передается на вал якоря стартера.
При выключении стартера контакты вспомогательного реле размыкаются и ток питания обмоток стартера идет по следующему пути: «плюс» аккумуляторной батареи — замкнутые контакты тягового реле — втягивающая 5 (см. рис. 2), а затем удерживающая 6 обмотки тягового реле — масса. Так как направление тока в витках обмоток противоположное, то магнитные потоки, создаваемые обмотками, компенсируют друг друга и сердечник реле размагничивается. Якорь реле пружинами отжимается в исходное положение и контакты реле размыкаются, отключая питание обмоток якоря и статора стартера.
Одновременно якорь тягового реле рычагом 8 (см. рис. 1) передвигает муфту свободного хода назад и выводит шестерню из зацепления с венцом маховика. Якорь стартера тормозится силами трения щеток о коллектор и он быстро останавливается.
Рис. 2. Схема соединений стартера. 1 — аккумуляторная батарея; 2 — стартер; 3— шунтовая катушка обмотки статора; 4— сериесная катушка обмотки статора; 5— втягивающая обмотка; 6 — удерживающая обмотка; 7 —вспомогательное реле включения стартера; 8 — монтажный блок; 9 — выключатель зажигания; 10 — генератор. |
Порядок выполнения работы
1 Установить стартер на стенд и выполнить подсоединение (рис.3).
Присоединительные провода к источнику тока, амперметру и контактному болту тягового реле стартера должны иметь сечение не менее 16 мм2.
Температура стартера при проверках должна быть (25±5)°С, а щетки — хорошо притерты к коллектору.
Рис. 3. Схема соединений для проверки стартера на стенде.1 — аккумуляторная батарея; 2 — амперметр с шунтом на 1000 А; 3 — выключатель; 4 — реостат; 5 — вольтметр с пределом шкалы не менее 15; 6 — стартер. |
2 Замкните выключатель, при напряжении источника тока 12В 3 раза включите стартер с разными условиями торможения (длительность каждого включения должны быть не более 5 с, а промежутки между включениями не менее 5 с.) Если стартер не вращает зубчатый венец стенда или его работа сопровождается ненормальным шумом, то разберите стартер и проверьте его детали.
3 Проверьте тормозной момент стартера (если он окажется ниже, а сила тока выше необходимой величины, то причины этого межвитковое замыкание в обмотке статора и якоря или замыкания обмоток на массу.)
4 Проверить торможение якоря стартера (если якорь проворачивается, то не исправна муфта свободного хода).
5 Проверьте тяговое реле, для этого установите между ограничительным кольцом и шестерней прокладку толщиной 12,8 мм и включите реле (напряжение включения реле при упоре шестерни в прокладку должно быть не более 9 В, если оно больше то это указывает на не исправность реле или привода).
6 Проверьте реле включения стартера. Напряжение включения должно быть не более 8 В. Сопротивление обмотки должно составлять 85±8,5 Ом.
7 Сделайте выводы на основании полученных результатов и дайте ответы на вопросы.