Конспект лекций по дисциплине «Специальная педагогика»
Лекция №1. Теоретико - методологические основания истории специальной педагогики
История специальной педагогики изучает условия возникновения и развития воспитания и обучения людей с особыми образовательными потребностями, выявляет и анализирует предпосылки появления, сущность и историко-педагогическое значение возникавших в прошлом и в современности педагогических систем, прослеживает зарождение и становление научного знания, составляющего теоретические основы специальной педагогики, и его связи с развитием науки вообще, но прежде всего педагогики.
Являясь одной из отраслей педагогики, специальная педагогика исследует историю своего развития в контексте исторического становления педагогики как науки. Важнейшим методологическим ориентиром для нее служат методологические основания истории педагогики. В то же время специальная педагогика, представляя собой научное знание, тесно взаимосвязанное с некоторыми другими науками (биологией человека, медициной, общей и специальной психологией, языкознанием, социологией и рядом других) и, следовательно, обусловленное также уровнем их развития, опирается на положения конкретно-научных методологий указанных наук.
Изучение истории специальной педагогики показывает, что она как органическая составляющая истории научного знания вообще в своем развитии проходит те же этапы, что и все отрасли частного научного знания человеческой цивилизации, представленные сегодня в истории науки. Поэтому исследование историко-педагогического становления специальной педагогики происходит как рассмотрение и анализ отдельных его периодов, этапов.
Формирование современной истории специальной педагогики проходило в виде накопления, систематизации, периодизации интерпретации тех фактов и явлений педагогической действительности, которые имели место в русле развития отдельных отраслей специальной педагогики — сурдопедагогики, олигофренопедагогики, тифлопедагогики, логопедии, а также в процессе общего, объединяющего развития собственно специальной педагогики.
Современная периодизация истории и философии науки следующие периоды: донаучный (мифологический), период античной науки, период науки Средневековья, период классической науки Нового времени (XVII — XVIII вв.), период неклассической науки (XIX — первая половина XX в.) и, наконец, со второй половины прошедшего столетия —начало этапа развития постнеклассической науки, или науки постмодернизма. Общественно-формационный подход помогает понять, как политика, идеология, культура, образование той или иной общественно-экономической формации влияли на развитие специального образования, на становление специальной педагогики. Так, например, он дает адекватное объяснение тому, что в эпоху индустриализации специальное образование, т.е. практика специальной педагогики, в значительной степени имела утилитарный характер, ориентируясь прежде всего на достижение «полезности» для общества людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, а в постиндустриальную эпоху на передний план выступили гуманистические ценности, например идея достойной, независимой жизни и для населения этой категории.
Важным методологическим основанием при рассмотрении истории специальной педагогики является антропологический подход, с позиций которого человек с ограниченными возможностями жизнедеятельности воспринимается как один из вариантов развития биосоциальной природы человека, когда биологическая сущность изначально оказывается дефицитарной. Вместе с тем восприимчивость человека к окружающему миру, его способность к развитию и воспитанию, а в большинстве случаев и потребность в обучении становятся определяющими предпосылками возможности его вхождения в культуру, в социальную жизнь.
Антропологический подход помогает анализировать факты и явления истории специального образования и научные достижения специальной педагогики с точки зрения понимания потребностей и возможностей человека, его личностной значимости и соучастного места в человеческом обществе. Он ориентирует на внимание к его особым образовательным потребностям, побуждает рассматривать социокультурные и образовательные феномены с позиций их значимости для целей специально направленного образования, предусматривающего решение задач самореализации таких людей, их личностного развития. Этот подход обеспечивает гуманистическое обоснование анализа всех исторических фактов и процессов в становлении теории и практики специальной педагогики.
С позиций аксиологии все факты и явления рассматриваются в их ценностном аспекте, в свете их значимости для развития педагогики и образования людей с ограниченными возможностями, с учетом особенностей ценностного отношения к ним со стороны и государства, и общества в разные исторические периоды, при различных общественно-экономических формациях.
При исследовании исторических феноменов специального образования невозможно не учитывать той подчас определяющей роли, которую играли религии, религиозное мировоззрение, религиозная жизнь в различных цивилизациях и общественно-исторических формациях, обусловливая те или иные особенности теории и практики специального образования, влияя на само развитие специальной педагогики. Являясь глубоко значимым мировоззренческим, идеологическим основанием общественного сознания, религия всегда оказывала огромное влияние на отношение общества к человеку с ограниченными возможностями, во многом предопределяя исторические сроки первых опытов обучения отдельных категорий таких людей (наиболее ярко это сказалось в истории сурдопедагогики), его характер и содержание, а также на формирование круга лиц, занимавшихся их обучением.
Особенно важен вклад христианства в развитие специальной педагогики. Именно в контексте христианского мировоззрения Я. А. Коменского («Великая дидактика») впервые отчетливо прозвучали слова о праве на образование для любого человека, в том числе и для слепых, глухих и умственно отсталых.
Под влиянием религиозных идей складывался этос той или иной общественной формации, который включал в себя нормы ценностного, нравственного отношения к людям с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Представители христианской религии сыграли большую роль в распространении практики обучения детей с ограниченными возможностями, способствовали появлению различных видов учебных учреждений, форм социальной и образовательной помощи. Религия выполняла и продолжает выполнять важную функцию психологической помощи людям с ограниченными возможностями, их близким, их семьям.
Лекция №2. Представление о человеке с ограниченными возможностями в эпоху мифологического мышления
В силу своей биологической сущности человек никогда не был физически и психически неуязвимым и идеально приспособленным к жизни в окружающей среде — природной и социальной. Во все времена существовала определенная часть людей, ослабленных в силу возрастных (детство, старость) и индивидуальных (врожденные пороки развития, болезни, травмы и т.п.) особенностей, имеющих недостатки в физической, сенсорной, моторной, интеллектуальной сферах, которые делали их уязвимыми или даже беззащитными, зависимыми от помощи окружающих.
На протяжении всего периода развития цивилизации человеческое сообщество стояло перед необходимостью определять свое отношение к людям, отличающимся нетипичными формами физического состояния или социального поведения, и в соответствии с ним поступать, взаимодействуя с такими людьми.
Рассматриваемая часть социума требовала внимания к себе и из-за своей потребности в помощи, и как источник социальных зол (например, они могли быть причиной некомпенсируемой потери материальных средств общества, что порождало такие социальные проблемы, как нищенство, бродяжничество, преступность). Отношение к ним было детерминировано существовавшим в каждом обществе этосом — системой устойчивых представлений о значимых для данного общества ценностях.
Этос, или ценностная (аксиологическая) система координат, формировался под влиянием экономических, религиозных, нравственно-этических, идеологических воззрений, бытовавших в данном обществе. Следует отметить, что вплоть до наступления эпохи Возрождения в систему универсальных ценностей человек как личность, обладающая самостоятельной значимостью, включен не был. Его ценность, его жизнь, свобода и благополучие не измерялись столь высокой мерой, как это делается сейчас. Человек древности или античного мира в силу специфики своего мировоззрения, основанного на мифологии, при необходимости легко расставался с жизнью, не считая ни ее, ни самого себя высшей ценностью окружающего мира. Средневековый человек также не ценил свою жизнь высоко, рассматривая пребывание на земле как временное, а свою физическую человеческую сущность — как бренное, не имеющее особой значимости тело, ничтожное и греховное, временный приют (оболочку) на этом свете своей бессмертной души. Поэтому физическое уничтожение младенцев, имевших тяжелые физические дефекты, о котором нам известно из античной и более близкой к нам истории, не представлялось людям тех времен вопиющей жестокостью и кощунством.
В разные периоды развития цивилизации представления о физической и психической неполноценности человека, само их содержание были весьма различающимися. Чем более высоким становился уровень развития цивилизации, тем все более незначительные нарушения и отклонения оказывались предметом социального внимания, изучения и диагностики. Отчасти это объясняется тем, что в высокоразвитом обществе даже малозаметные расстройства препятствуют социализации, мешают соответствию тем требованиям, которые предъявляют к человеку и само общество, и все усложняющиеся виды профессиональной деятельности. И наоборот, многие столетия назад, когда большинство населения выполняло примитивную физическую работу, было неграмотно, когда отсутствовало само понятие образования, а в основе мышления, объясняющего жизнь, лежала мифология, сообщество населения замечало лишь весьма грубые, доступные наблюдению дефекты физического или интеллектуального развития.
И вместе с тем, если человек не претендовал на избыточный социальный продукт (в тех общественных формациях, в которых он существовал), был в состоянии сам прокормить себя, общественное сознание не проявляло по отношению к нему агрессивности и нетерпимости. Например, таким было с давних времен отношение к слепым, которые, будучи открытыми для общения, имели возможность самостоятельно прокормиться путем бродяжничества, пения, игры на музыкальных инструментах, простейших ремесел. Более того, согласно некоторым раннерелигиозным верованиям (мифологии), человек, лишившийся какого-либо органа чувств, части тела, какой-либо функции или отличающийся необычными формами поведения, оказывался в своеобразно благоприятном положении: он признавался как бы «отмеченным» таким образом высшими силами, которые «наложили на него свой знак» и через него (его голосом, его поведением) сообщали остальным людям свою волю, свои указания (например, пророчества дельфийского оракула). Подобный смысл содержался и в традиционном для Руси благожелательном, почтительном отношении к юродивым (характерен пример жившего неподалеку от Кремля юродивого Василия Блаженного, с которым, по преданию, «консультировался» Иван Грозный перед принятием государственных решений), уходящем корнями к дохристианским, языческим верованиям и представлениям.
Концепция аномальности, в отличие от принятой в современной, например европейской, культуре, где она свободна от конкретики и стала категорией социальной, в ритуальном обществе таковой не являлась. Человек с ограниченными возможностями, если его дефект не был не совместим с жизнью и он выживал (что в условиях примитивного общества было достаточно трудно), воспринимался аномальным только тогда, когда общество, в котором он жил, владело объективными приметами, индикаторами этой аномальности. Если их не существовало, то и человек не воспринимался «не таким, как все».
На ранних этапах развития человечества дети с физическими и психическими недостатками, если они выживали, также вовлекались в элементарные трудовые процессы, приучаясь занимать доступную им социальную нишу. В силу крайне низкого уровня развития производительных сил и культуры труда их пребывание совместно с остальными членами общины не создавало особых проблем (за исключением тех случаев, когда имели место тяжелые нарушения). Знания и опыт переходили непосредственно от одного поколения к другому, и первыми воспитателями детей выступали родители, передававшие им свои бытовые и трудовые навыки в процессе совместной деятельности
С усложнением трудовой деятельности и социальной жизни, с развитием языка и изменением верований, увеличением в человеческих сообществах количества членов, не способных к добыче или производству пищи и материальных благ, неизбежно усиливалось отчуждение от остальных людей тех, кто обладал сенсорными, интеллектуальными и особенно телесными нарушениями. Не имея возможности участвовать в добывании пищи, они должны были умереть или погибали сами.
Лекция №3. Представление о человеке с нарушениями в развитии в античном мире и средневековье
В античном мире знания о людях с ограниченными возможностями жизнедеятельности складывались и проявлялись в соответствии с этосом того времени, который еще включал в себя воззрения многовековой мифологии и вместе с тем учитывал логически обоснованные социально-правовые установки, продиктованные социальными требованиями своего времени. Не все дефекты человеческого развития, причины которых были непонятны людям древней цивилизации, вызывали у них мистический страх, агрессию и отторжение. История содержит немало достоверно известных примеров того, как люди, имевшие те или иные нарушения развития, не только не уничтожались или подвергались изгнанию, но и обретали довольно высокий социальный статус именно благодаря устойчивости мифологических стереотипов общественного сознания. Так, уже с самых давних времен большим уважением и почетом пользовались слепые певцы, странники и рассказчики как источники культурной информации, хранители и сказители, а нередко и творцы мифов и преданий (в Древней Греции — Гомер, в Древней Руси — Баян, кобзари и др.)
Феномен лишения жизни детей с нарушениями в развитии, являлся составной частью феномена умерщвления (эвтаназии) детей раннего возраста вообще, возникавшего в тех общественных формациях или в тех социально-экономических ситуациях, когда ни социальное устройство общества, ни близкие взрослые не могли обеспечить физическое выживание ребенка. Ранняя детская эвтаназия происходила, как правило, с согласия родителей. В индийских и африканских племенах в многодетных семьях, а также при рождении ребенка с видимыми дефектами физического развития был обычай относить новорожденных в лес и оставлять там.
В античной Спарте такие дети не могли рассчитывать на жизнь. Прежде всего потому, что благотворительность не была известна в античном государстве, концентрировавшем все экономические и человеческие ресурсы только для выполнения одной задачи — успешного ведения войн. Кроме того, античный мир на эмпирическом уровне уже пришел к представлениям об евгенике (Платон) и полагал, что уничтожение детей с тяжелыми уродствами будет способствовать сохранению чистоты наследственности у населения. Греческий писатель и историк Плутарх (ок. 45 — ок. 125) отмечал: «...Слабых, уродливых детей кидали в пропасть возле Тайгета». Позднее об этом писал и древнегреческий философ и ученый Аристотель (384 — 322 до н.э.) в своей работе «Политика»: «...Пусть в силе будет тот закон, что ни одного калеки-ребенка кормить не следует».
В Древнем Риме уже в период Республики (509 — 31 до н.э.) законодательно было установлено правило уничтожения новорожденных с тяжелыми физическими дефектами. В «Законах XII таблиц», своде законов раннеклассового общества (ок. 450 до н.э.), отмечалось, что «младенец, отличающийся исключительным уродством», должен быть лишен жизни (таблица IV.). Об актах эвтаназии по отношению к аномальным детям свидетельствуют также высказывания римского политического деятеля и философа Сенеки (ок. 4 до н. э. — 65 н. э.).
Глухим и слепым, особенно относившимся к представителям высших социальных слоев, например рабовладельцев, и тем, кто владел речью (оглохшим), предоставлялись некоторые социальные права. Например, в римском законодательстве имелись следующие указания: «Слепые, глухие и немые могут быть наследниками»; «Слепые, глухие и немые не всегда могут делать завещания, но если завещание сделано прежде, то есть если завещание сделано до болезни, после которой человек стал слеп, нем и глух, то оно утверждается». Позднее указанные законоположения были объединены в кодексах Феодосия II (435) и Юстиниана (547).
В законодательствах древних рабовладельческих государств нет каких-либо положений, связанных с обучением детей, имевших физические и психические нарушения. В то время образование было необязательной и доступной весьма немногим роскошью. Представления о том, что люди с ограниченными возможностями обучаемы и для этого могут быть использованы специальные методы, отсутствовали. Люди с дефектами физического и психического развития не рассматривались обществом как социально востребованные, полезные, которых можно и следует чему-либо учить; они существовали всегда, оставаясь для окружающих биологической загадкой, «вещью в себе». В значительной мере такое положение было обусловлено недостаточным уровнем развития знаний о человеке. Глухота, слепота, умственная отсталость как социальная и как научно-биологическая проблемы получили отражение лишь в отдельных научных трактатах, некоторых художественных произведениях и религиозной литературе рассматриваемого периода. Распространение христианства (в Римской империи с 391 г. оно стало государственной религией) изменило положение людей с ограниченными возможностями, в первую очередь слепых, глухих и тех, кто имел нарушения или повреждения опорно-двигательного аппарата, благодаря появлению прецедентов внимания и христианского участия к ним со стороны общества. В восточных культурах уже в III —V вв. н.э. также наблюдались проявления социальной заботы о людях с ограниченными возможностями. Так, в Индии этого периода существовали специальные дома, где содержались калеки и увечные, сироты, хронически больные. Средства на поддержание таких домов предоставляли жители древних индийских городов.
Слепые могли не только получить призренческую помощь, но и быть социально востребованными как сказители, музыканты, певцы. Из истории тифлопедагогики известно, что в IX в. в Японии слепые имели данную им императором монополию на профессии музыкантов и массажистов. Для получения права работать массажистом слепые в Японии и в Китае проходили длительный период обучения, продолжительностью около девяти лет. Доступа в эту систему обучения и занятости зрячие не имели.
Благодаря стремлению церкви приобщить возможно большее число людей к Богу глухие, прежде всего дети, получали возможность обучения, мотивированную церковными устремлениями: с V —VI вв. стало повсеместно принятым крещение новорожденных. Эту процедуру проходили и глухие дети, в этот момент не будучи квалифицированными как глухие. Позднее, по мере их взросления и установления наличия глухоты, возникала дилемма между приобщенностью крещеного ребенка к церкви и невозможностью для него выполнения религиозных обрядов (исповеди, причастия, молитвы, конфирмации и пр.) и освоения христианского учения из-за немоты и глухоты. Это обстоятельство послужило своеобразным пусковым механизмом для методических поисков и многочисленных опытов индивидуального обучения глухих детей священнослужителями.
Христианство, будучи основополагающей идеологией Средневековья, определяло все процессы развития общества, науки, человеческого знания в целом. Единственным признанным научным методом была схоластика - разновидность религиозной философии, в которой все объяснялось на основе формальной логики. Главные ее положения базировались на учении Аристотеля. С усилением позиций богословия в европейских университетах XIII в. схоластика, будучи ранее достаточно свободной от церковных догматов, стала церковной схоластикой. Развитие и науки, и научных методов мышления оказалось скованным церковной догматикой. Католическая инквизиция не только отстраняла от участия в общественной жизни всех без исключения людей, имевших физические и особенно психические расстройства, независимо от их социальной принадлежности, но и подвергала часть из них физическому уничтожению: люди с психическими заболеваниями («ведьмы», «колдуны»), с умственной отсталостью, глухие нередко отправлялись судами инквизиции на костер или подвергались жестоким пыткам. Религиозно детерминированные взгляды власть предержащих предопределили тяжелое общественное положение детей с физическими и умственными недостатками. Однако их социальный статус все же в определенной степени зависел от характера дефекта (физического или психического). Так, в более благоприятном положении традиционно находились слепые, вызывая у населения чувство жалости и христианского сострадания. Это помогало им собирать подаяния, к чему церковь относилась весьма благосклонно. В то же время глухие, не обладавшие «даром божьим» — словесной речью, недоступные для общения с окружающими, вызывали подозрение, страх, стремление избегать их.
Вместе с тем, несмотря на бытовавшие языческие предрассудки, в средневековом христианском сознании прочно укоренялся и закон евангельской любви к ближнему, все чаще подавляя языческие страхи и обретая доминирующие позиции. Естественно, что в период Средневековья в странах Западной Европы обучение глухонемых, слепых, умственно отсталых детей в современном его понимании не существовало как проблема, так как образованность не признавалась личностной или социальной ценностью. Быть образованным, владеть знаниями считалось церковью предосудительным. Исключение делалось только для той формы грамотности, которая была необходима для целей религиозного чтения и обрядности. Тем не менее в истории специальной педагогики зафиксированы отдельные прецеденты обучения и достижения достаточно высокого интеллектуального уровня глухими и слепыми людьми.
Социальное положение, общественное призрение и воспитание людей с нарушениями развития на территории Древнерусского государства, определялось своеобразием и самобытностью русской жизни. Под влиянием решения князя Владимира была избрана восточная византийская ветвь христианства — православие, а выбор веры одновременно означал и выбор характера образования. Языком древнерусской культуры и образования стал не латинский, как в Западной Европе, а славянский (старославянский, древнеболгарский) язык. Будучи благом с точки зрения обеспечения возможности, доступности образования и языка церкви для всего народа, старославянский, став на Руси языком науки, образования и богослужения, затруднил доступ к европейским научным и образовательным первоисточникам, представленным в то время на латинском языке. Это не могло не сказаться на интеллектуальном развитии общества, на информационном обмене с Западной Европой и последующем участии в формирующемся европейском образовательном пространстве.
Языковая и религиозная замкнутость обусловила создание своего, самобытного, значительно отличающегося от западноевропейского, мира культуры и образования. На Руси так и не появились одновременно с Европой крупные образовательные центры, подобные средневековым университетам. Данное обстоятельство не способствовало развитию медицинских изысканий в поисках ответа на вопрос о причинах дефектов в развитии человека — они воспринимались как данность от Бога. Оно же породило такое сугубо национальное явление, как общественное христианское призрение «убогих» или «увечных», обусловленное православным нравственным императивом.
Общественные взгляды на «убогих» в Киевской Руси формировались на основе законов, зафиксированных в «Кормчих книгах» (XIII в.), и положений, действовавших в рамках системы общественного призрения. Содержание «Кормчих книг» обнаруживает гуманное отношение к «убогим» детям, отеческую заботу о них. Особенность древнерусского законодательства заключалась в совмещении и взаимодействии церковного и гражданского права, в чем сказалось влияние византийских законов на обычаи и жизненный уклад славян. Постепенно забота о детях с физическими и умственными недостатками сосредоточилась в руках церкви. Юридически это было закреплено специальным указом князя Владимира Святославовича. Кроме того, устанавливалось, что десятая часть доходов церквей и монастырей должна использоваться для организации приютов и богаделен. В сложившихся условиях в деле призрения и воспитания глухонемых, слепых, слабоумных произошли заметные преобразования, положившие начало системной и в определенном смысле общественной заботе о детях-инвалидах.
Приняв православие, Владимир Святославович с особой настойчивостью стал расширять книжное образование, организуя при этом специальные училища для широких слоев населения. Большое значение в развитии древнерусской культуры имел Киево-Печерский монастырь. Просвещенные люди Киевской Руси понимали огромное значение книжного обучения и словесной речи для глухонемых детей и для детей с нарушениями речи (в рамках религиозного мировоззрения и их приобщения к православному вероучению, к участию в церковных обрядах). Уже в первой половине XI в. недалеко от монастыря был открыт дом для детей-сирот (слепых, хромых и глухонемых). О нем, как повествуют летописные тексты, «шла большая слава». Дети, поступавшие в этот дом, жили, работали и «наблюдение имели». В дальнейшем подобные дома призрения были открыты в Москве, Твери, Новгороде, Пскове, Ростове, Смоленске и других городах.
Столь раннее возникновение в Киевской Руси, а затем и в Московском государстве домов призрения и приютов способствовало формированию более гуманного, чем на Западе, отношения общества к детям-инвалидам.
Развитие общественного призрения на территории Руси, участливое отношение населения к детям-инвалидам способствовали обогащению представлений о физических и умственных нарушениях. Успешное продвижение Руси по пути расширения и совершенствования общественного призрения в значительной мере было нарушено развитием феодальных отношений во второй половине XI в., а особенно в XII в., что привело к раздробленности Древнерусского государства. Татаро-монгольское нашествие, иноземный гнет, опустошительные турецко-татарские и шведские нападения пагубно отразились на экономическом, политическом и культурном развитии русских земель и привели к оскудению национальной традиции доброжелательного, участливого отношения к немощным и увечным. Только к концу XV в., по мере укрепления и усиления русской государственности, общественное призрение глухонемых, слепых и слабоумных детей стало возрождаться. Монастыри по прежнему оставались центрами, в которых «обиженные природой» дети и взрослые находили приют, отеческую заботу и сочувствие.
Значительные изменения внутри феодального общества начались в Европе уже с X в. К этому времени произошло полное и окончательное утверждение христианства, выросли и обустраивались средневековые города, развивались ремесла, росла потребность в новой культуре. Возродился, казалось бы, угасавший интерес к античной науке и античному искусству, переводились на живые современные европейские языки сохранившиеся труды античных авторов. В XII —XIII вв. становится все более заметным ренессанс гуманитарной культуры. Несмотря на то что в этот период господствовало религиозное восприятие картины мира, в основе которого лежала вера в божественное предначертание всего сущего, постепенно начинает обнаруживать себя заметное движение к разуму, к рациональному истолкованию мироздания. Этот процесс решительно ускорился в эпоху Возрождения.
XIV—XVI века ознаменовались глубокими изменениями во всех сферах общественной жизни стран Западной Европы. Великие географические открытия стали источником значительного притока материальных средств на европейский континент и пусковым механизмом для бурного развития экономики, науки и техники, культуры и образования. В недрах феодализма зарождался более прогрессивный капиталистический способ производства: появились мануфактуры, быстро развивались ремесла и торговля, набирал силу новый для того времени класс буржуазии. В этот период, названный историей эпохой Возрождения, невиданного продвижения достигли частные науки — математика, механика, оптика, химия, астрономия, география, анатомия и физиология человека, медицина, расцветало искусство, углублялось образование. Вновь (со времен Античности) приковало к себе интерес выдающихся мыслителей естественно-научное направление научного знания, развивалась натурфилософия, стало оформляться теоретическое научное мышление, шли поиски эффективных методов научного познания мира.
Переломным для развития науки стал именно XVI век, ознаменовавшийся крупнейшей революцией в естествознании, происходившей в жестокой борьбе с религией за новое мировоззрение, Среди естественно-научных дисциплин значительные успехи были достигнуты в области анатомии и физиологии человека, в медицине.
В XVI в. возникает и делает первые шаги теория нового подхода к социальной помощи Хуана Луиса Вивеса (1492—1540), который утверждал, что каждый «должен есть свой хлеб, заработанный собственным тяжелым трудом» и «даже слепые не должны просить милостыню и находиться в праздности». Он обратил внимание на то, что слепым доступны музыка, ремесленные работы, понимание художественной литературы и интеллектуальная деятельность. Тем самым была сформулирована идея о возможности и необходимости социально-трудового и социокультурного включения людей с ограниченными возможностями, предполагавшая их образование. Великие преобразования рассматриваемой эпохи не могли не отразиться на формировании новой, прогрессивной педагогики. Выдающиеся гуманисты Эразм Роттердамский (1469— 1536), Франсуа Рабле (1494— 1553), Мишель де Монтень (1533— 1592) и другие подвергли критике всю средневековую схоластическую систему образования и противопоставили ей воспитание, которое развивает ребенка умственно и физически, формирует у него высокие нравственные качества. Мыслители-энциклопедисты Томас Мор (1478—1535) и Томмазо Кампанелла (1568— 1639), выдвигая идеи утопического социализма, сформулировали принципы равенства всех людей в получении образования, которые оказали существенное влияние и на общественное положение детей с нарушениями развития, и на расширение их прав.
Активизация деловой и научной жизни и расширение межнациональных контактов в Европе рождали потребность в овладении иностранными языками и соответственно в их изучении. Все это способствовало становлению и развитию языкознания, отдельных его областей, и в первую очередь фонетики. Исследования в этой области оказались определенным стимулом для развития сурдопедагогики, а позднее — и логопатологии.
Практика обучения глухих устной речи остро ощущала необходимость знаний в области фонетики: описание артикуляции звуков речи давало в руки экспериментаторов исходные положения к разработке методов искусственной постановки звуков у неслышащих, а впоследствии, в логопатологии, открывало возможности сопоставления артикуляции в норме и при нарушениях произносительной стороны устной речи. Накопление и углубление педагогических, медицинских и лингвистических знаний, представлений об особенностях психофизического развития глухонемых, слепых, умственно отсталых детей, заинтересованное отношение к их воспитанию со стороны родителей и близких привели к возникновению в западноевропейских странах практики их индивидуального обучения и трудовой подготовки.
С продвижением научного знания в понимании явления глухонемоты, осмыслением причинной зависимости немоты от глухоты, с попыток дифференцировать глухих, тугоухих и слышащих, но неговорящих детей (алалия, афазия) началось становление сурдопедагогической теории и практики.
Первым представителем научной мысли в области сурдопедагогики, основоположником теории обучения глухонемых в эпоху Возрождения был выдающийся итальянский ученый-энциклопедист (философ, математик, физик, техник, врач) профессор Римского университета Джероламо Кардано (1501 — 1576). Свои педагогические взгляды он изложил в виде отдельных высказываний. В них высоко оценивалась роль обобщения и абстрагирования в познавательной деятельности обучаемого. Весьма примечательны его суждения о необходимости постановки конечной цели в воспитании и определения главных путей самого процесса воспитания. В своих трудах Д.Кардано изложил теоретические взгляды на воспитание и обучение глухонемых. Первая работа состояла из шести книг и представляла собой сборник различных трактатов. В них давалось убедительное объяснение причин глухоты и немоты. Глухота, по мнению Д. Кардано, происходит от болезни, а немота — от глухоты. Опираясь на этот тезис, ученый разработал классификацию людей, имеющих нарушения слуха. Всех глухонемых он разделил на три вида по таким признакам, как время наступления глухоты и наличие речи: 1 — глухие от рождения; 2 — рано потерявшие слух (до того, как научились говорить); 3 — позднооглохшие, сохранившие речь.
Большой заслугой Д. Кардано было обоснование возможности и необходимости специально организованного обучения глухонемых. Он утверждал, что обучать глухих, в особенности позднооглохших, чтению и письму следует на основе замещения потерянного слуха зрением.
Прогрессивные взгляды Д. Кардано на возможности воспитания и специально организованного обучения глухонемых детей оказали большое влияние на последующее развитие всех отраслей специальной педагогики. Сохранилось свидетельство об одновременной с Д. Кардано разработке методического подхода и опыте обучения слепых: испанец Педро Мексия описал в своей работе, как научить слепого письму, а именно — с помощью доски из порфира или кости и металлического резца. Буквы, написанные (процарапанные) на такой доске, предлагались для изучения в порядке их следования в алфавите, и слепой, ощупывая их, знакомился с контуром каждой, запоминал его, а затем повторял соответствующее движение, водя грифелем и формируя у себя моторный образ написания этой буквы.
Следующим шагом в создании предпосылок для систематического обучения слепых и включения их в посильную трудовую деятельность стали «попытки некоторых общественных деятелей предложить способы письма и чтения с помощью осязания». В частности, аббат Ф.Лана, изучавший особенности осязания, предложил в 1670 г. для развития письменности слепых точечный шрифт, основанный на комбинации двенадцати точек. Несмотря на то что этот шрифт не получил широкого распространения, значение его появления переоценить трудно, поскольку он способствовал обучению слепых грамоте и «сыграл положительную роль в создании шрифта Брайля...».
Общий подъем во всех сферах общественной жизни, развитие науки, характерные для эпохи Возрождения, явились, как указывалось выше, решающим фактором возникновения в странах Западной Европы практики индивидуального обучения глухонемых и слепых детей и развития соответствующих методических систем.
Одним из первых учителей глухонемых был монах бенедиктинского католического монастыря (Испания), Педро Понсе де Леон (1508—1584), который обучал (с 1570 г.) неслышащих детей из знатный семей речи, чтению, литературе, а некоторых — латинскому, греческому и итальянскому языкам. Понсе де Леон учил их грамоте, применяя письменную, устную и дактильную формы речи. Достигнутые им успехи поражали современников, вызывали у них удивление и восхищение. Его воспитанники могли говорить, читать, писать, считать, молиться вслух, прислуживать во время богослужения, беседовать на философские, исторические и другие темы. Всего Понсе де Леон обучил 12 неслышащих молодых людей. Историческая заслуга Педро Понсе де Леона состоит в том, что он открыл способ обучения глухих словесной речи, привел доказательства способности неслышащего человека к образованию, что служило важнейшим залогом его социальной интеграции. Понсе де Леон продемонстрировал коммуникативные возможности глухих и их доступность для общения с помощью словесной речи, он дал глухому человеку шанс взять свою судьбу в собственные руки и достичь независимости благодаря образованию в противовес помощи, основанной лишь на христианском сострадании.
Лекция №4. Становление специальной педагогики в европейских странах и США (XVII-XVIIIвв.)
В этот период развиваются естественные науки, которые для становления специальной педагогики стали основополагающими. Была начата разработка физиологии органа слуха. Открылись первые клиники ушных заболеваний и появились первые «слуховые аппараты» - рожки. Развитию обучения глухих детей словесной речи как родному языку способствовало то обстоятельство, что языкознание обогатилось фонетикой и описаниями артикуляций европейских языков. Первым представителем обшей педагогики того времени, высказавшим мысль о возможности обучения и воспитания детей с нарушениями развития, стал Ян Амос Коменский (1592 — 1670) — выдающийся чешский ученый XVII в., основоположник христианской педагогики и педагогики как науки. В своих педагогических трудах он указывал на необходимость учить детей с теми или иными отклонениям в развитии. Я.А.Коменский утверждал, что образование необходимо для всех,. Особую заботу, по его мнению, общество должно проявлять по отношению к слабоумным.
Для всех западных общественных систем, по крайней мере, до XVI в. было характерно общественное сознание, базировавшееся на религиозном мировоззрении. Церковь заботило, как спасти души глухих людей путем приобщения их к христианской вере, несмотря на то что их уши закрыты для божественного гласа и учения церкви. По отношению к слепым такая проблема отсутствовала. Значительную роль играл и социальный заказ на обучение глухих, исходивший от состоятельных семей в странах. Стремление состоятельных граждан преодолеть правовой барьер, отделявший их из-за отсутствия речи от дееспособных, чтобы распоряжаться собственным имуществом, часто совпадало с интересами священнослужителей, и с научными интересами исследователей. Преобладало научное внимании к глухим, ученым XVII в. необходимо было доказать, что они вопреки препятствиям к общению, имеют полноценный разум и способны научиться и говорить благодаря искусственной постановке звуков, и понимать речь, как и другие люди. В отношении слепых подобные вопросы не возникали, несмотря на определенные ограничения в коммуникации и социальную дискриминацию беднейших из них. Для науки и образования того времени главной проблемой применительно к глухим был поиск средств для их общения с остальными людьми, и в первую очередь с представителями церкви, средств, доказывающих их принадлежность к человеческому сообществу. В обучении слепых проблема поиска состояла в другом — в нахождении методов обучения письменному общению, которым в то время владели немногие.
Французская буржуазная революция 1789—1793 гг. имела общеевропейское и мировое значение. В законодательные органы революционной Франции были представлены для рассмотрения проекты организации народного образования. Этими проектами предусматривалось введение общего обязательного образования, отделение школы от церкви, воспитание детей в духе республиканского патриотизма. заложенные в них идеи имели большое влияние на развитие демократической педагогики во многих странах мира. Эпоха Просвещения — это время интенсивного развития частных наук. Значительные успехи были достигнуты в области физиологии и психологии, что дало возможность четко определить значение органов чувств в познавательной деятельности человека.
Педагогическая мысль этого времени стремилась сделать личность свободной путем обновления внутреннего мира и духовной природы человека на основе его воспитания и образования. Представители эпохи Просвещения, несмотря на идейные различия, сходились на критике сословного воспитания и образования, выдвигали педагогические подходы, пронизанные убеждением в необходимости приблизить школу и педагогику к реальным жизненным условиям. Признавая решающую роль воспитания в становлении и развитии личности, французские просветители настаивали на расширении общественного образования, объявляли его главным приоритетом социально-экономического прогресса. Остро ставились вопросы демократизации школы.
Дени Дидро (1713—1784), в частности, отстаивал принцип доступности общего образования, считая, что прекрасные задатки свойственны представителям всех сословий, признавал «природные различия детей» и рекомендовал учителям учитывать индивидуальные особенности воспитанников в своей педагогической деятельности. В 1749 г. он опубликовал известное «Письмо о слепых в назидание зрячим», а в 1751 г. «Письмо глухим и немым» где выдвигает мысль о том, что, хотя слепота и ограничивает восприятие предметов, но оставшиеся органы чувств связывают слепого с внешним миром. Развивая эти органы чувств (осязание, слух и др.) в процессе обучения, учитель помогает слепому "открыть двери", через которые он познает окружающий мир.
Во второй работе Д.Дидро развил мысль о том, что общение глухонемых с окружающими вполне возможно. Для этого следует с детства учить их единообразному способу коммуникации. Исходя из материалистических идей, Дидро считал первостепенным развитие природных задатков и способностей неслышащих в ходе специального обучения и воспитания. Иоганн Генрих Песталоцци (1746—1827) разработал на рубеже XVIII—XIX вв. теорию элементарного образования, кторая предусматривала развивающее обучение и включала наряду с умственным и физическим обязательное трудовое воспитание. И. Г. Песталоцци высказывал убежденность в необходимости воспитывать и обучать «тупоумных». Для них он рекомендовал открывать специальные воспитательные дома, называл и некоторые педагогические принципы работы с "тупоумными"- посильность обучения, использование дидактических материалов, сочетание умственного и физического воспитания, соединение обучения с производительным трудом. Оценивая роль речи в общем развитии человека и в совершенствовании его познавательных способностей, И.Г.Песталоцци высказал оригинальные мысли о последовательности развития речи у ребенка раннего возраста, о роли слухового восприятия и «опознания звуков» (фонематического слуха) в формировании звучащей речи, о средствах развития слухового восприятия, раскрыл закономерности в овладении ребенком речью, показал значение сенсорного воспитания и роль окружающей речевой среды в становлении детской речи.
Таким образом, педагогические идеи энциклопедистов-просветителей Западной Европы подготовили прочную базу для дальнейшего изучения особенностей развития речи в норме и при нарушениях сенсорного и интеллектуального развития, создали предпосылки для накопления и систематизации педагогических знаний о речевых расстройствах и методах их преодоления. Педагогика этого периода установила определенную дистанцию по отношению к детям с отклонениями в развитии, парадоксальным образом создав предпосылки для развития самостоятельной отрасли — специальной педагогики.
Эпоха французских энциклопедистов оказала решающее влияние на формирование педагогических систем в обучении глухонемых — появились «мимический метод» и «чистый устный метод». Основоположником системы мимического метода был представитель эпохи Просвещения — Шарль Мишель де Л'Эпе (1712 —1789). Опыт индивидуального обучения глухонемых детей, успешные занятия с неслышащими привели этого выдающегося педагога к мысли открыть училище (школу) и обучать воспитанников в небольших группах.
Первым представителем педагогической системы «чистый устный метод» был учитель немецкого языка Самуил Гейнике (1727 — 1790). К обучению глухонемых детей в составе группы он пришел, опираясь на опыт обучения слышащих. В 1778 г. Гейнике открыл в Лейпциге первую в Германии специальную школу для глухонемых — Саксонский институт для немых и для людей с другими недостатками речи. Организуя обучение своих воспитанников, он исходил из следующих положений: дефект слуха не может компенсироваться зрением, т.е. языком жестов; абсолютные идеи не доступны уму глухонемого на основе письма и методических знаков: знаки и слова, изученные по системе Ш. М. де Л'Эпе, быстро забываются. Главную задачу Гейнике видел в том, чтобы научить неслышаших родной устной речи. Он исходил из качественной идентичности развития речи у глухого и слышащего ребенка, ставя на первое место устную речь и только после нее — письменную. Система «чистый устный метод» благодаря изменениям, внесенным последователями С. Гейнике,на многие годы определила характер обучения глухонемых детей в Германии и ряде других стран и в конце XIX в. оказалась самой популярной дидактической системой. Преобразователями устного метода стали такие выдающиеся сурдопедагоги, как Ф. М.Гилль, И.Фаттер и другие.
Во второй половине XVIII в. сложились благоприятные социально-экономические, идеологические и научно-педагогические предпосылки для создания дидактической системы обучения людей, имеющих нарушения зрения. Зарождение науки о методах обучения слепых и начало практики их обучения в специальных учебных заведениях связаны с деятельностью талантливого французского тифлопедагога Валентина Гаюи (1745— 1822).
В. Гаюи пришел к выводу о возможности обучения слепых письму, чтению и другим общеобразовательным предметам. Проведенный им опыт индивидуального обучения слепого в 1784 г. стал отправной точкой для формирования научно обоснованной системы обучения слепых, что послужило важным шагом к открытию в 1786 г. первого учебного заведения такой направленности — Парижского института слепых. Основные задачи своего метода В. Гаюи видел в следующем: предоставить «несчастным» возможность учиться и быть занятыми; избавить их от праздности, усвоения «худых» привычек, нищенства; научить собственным трудом добывать средства для существования. В соответствии с этим в Парижском институте воспитанникам давали общеобразовательные знания и ремесленную подготовку, которая в дальнейшем служила важным средством их личностного развития. Главное внимание при обучении незрячих детей было обращено на чтение, письмо и арифметику, в программу были включены элементы географии, ремесло и музыка. грамму были включены элементы географии, Ведущим средством обучения, по мнению В. Гаюи, служила устная речь, которая была ориентирована на возможности сохранного анализатора — на слух учащихся. При письме и чтении использовался латинский рельефный шрифт. Педагогическая и общественная деятельность В. Гаюи — основоположника системы образования слепых детей — оказала заметное влияние на весь ход дальнейшего развития тифлопедагогики в странах Западной Европы и в России. Пример Франции и Германии, стран, где были открыты первые учебные заведения для детей с сенсорными нарушениями, обрел последователей в других государствах Западной Европы и Америки и России.
Лекция №5. Становление специальной педагогики в России (XVII-XVIIIвв.)
Положение людей с отклонениями в развитии в России, по времени соответствующем эпохе Возрождения в западноевропейских странах, не подвергалось существенным изменениям. Монастыри оставались основными центрами, в которых находили приют дети и взрослые с физическими и умственными недостатками. Московское государство еще не сложилось до конца как единое и централизованное, продолжали действовать принципы организации общественного призрения, бытовавшие в Киевской Руси. Важную роль в укреплении централизованного Русского государства сыграла деятельность Ивана IV (Грозного). В целях нормализации общественных отношений и установления правопорядка царь созвал в 1551 г. собор, который изложил свои постановления в 100 главах. Стоглавый Собор унифицировал церковные культы и обряды, одобрил нормы государственного, судебного, уголовного, гражданского и семейного права. Глава 73 была посвящена общественному призрению. В соответствии с ее положениями в организацию приютского призрения вносились существенные изменения: руководящие функции призрения и забота о «калечных детях» передавались государственной власти.
В середине XVII в. русское законодательство в отношении людей с отклонениями в развитии продолжало совершенствоваться. Соборным уложением 1649 года был введен специальный закон, предусматривающий охрану прав глухонемых (в том числе прав на наследование), что фактически уравнивало их гражданские права со слышащими. Однако наряду с гуманными положениями русские законы содержали и определенные юридические ограничения, касавшиеся тех, у кого имелись выраженные нарушения развития. Об этом свидетельствует законодательный акт 1677 года о собственности, в соответствии с которым не могли свободно распоряжаться имуществом «глупые, глухие, слепые, немые и пьяницы».
Переход общественного призрения под эгиду государства был ознаменован учреждением специальных приказов. Во второй половине XVII в. открылись Патриарший и Аптекарский приказы, которые занимались общественным призрением детей-инвалидов в приютах, госпиталях, богадельнях. При некоторых богадельнях были организованы специальные детские отделы для детей-сирот и «калечных детей».
Решающим фактором, сказавшимся на дальнейшем развитии обучения детей, имеющих сенсорные и иные нарушения, стало создание в Москве и Санкт-Петербурге учреждений нового типа — воспитательных домов.
Важные изменения, связанные с обучением и воспитанием детей (в том числе с отклонениями в развитии), были характерны и для русской действительности XVIII в. В этот период в России происходили глубокие экономические, политические и культурные преобразования. Энергичная деятельность Петра 1 способствовала значительному развитию просвещения, науки и техники. Формирующаяся в России этого времени практика социально-педагогической деятельности создавала благоприятные условия для дальнейшего развития учреждений призрения людей с физическими и умственными недостатками. Петр I обязал магистраты, воевод и помещиков осуществлять заботу об «увечных детях». Для централизации управления в середине XVIII в. был создан специальный Приказ общественного призрения, в ведение которого вошли все приюты и сиротские дома. В результате нововведений сложилась система заведений общественного призрения: 1) губернские госпитали для незаконнорожденных детей с приютами для больных и инвалидов; 2) сиротские дома с определенным числом убогих, увечных и «после родителей оставшихся детей»; 3) специальные сиротские дома при монастырях для круглых сирот и калек.
В истории педагогических идей и проектов екатерининской эпохи видное место принадлежит советнику Екатерины II по вопросам образования Ивану Ивановичу Бецкому (1704— 1795). Учитывая опыт просветительных учреждений Западной Европы, И.И.Бецкой составил несколько проектов реорганизации воспитания детей в России — «Генеральный план воспитательного дома», «Краткое наставление, выбранное из лучших авторов, с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения их до юношества». В них говорилось о необходимости формирования для страны «новой породы» деятельных людей из всех сословий путем организации закрытых воспитательно-образовательных учреждений, в которых дети должны были пребывать с 5 — 6 лет до 18-летнего возраста. Как и все просветители XVIII в., И.И.Бецкой высоко ценил роль воспитания в общественной жизни и говорил о том, что «корень всему злу и добру — воспитание». Создание в России воспитательных домов положило начало организованному и специализированному обучению и воспитанию детей с нарушением слуха. В условиях таких домов глухонемые дети воспитывались в специальных группах, что способствовало формированию системы их обучения и трудовой подготовки. В ее основу были положены принципы семейного уклада. Высоко ценились личный пример и эрудиция педагога, а также гуманное, заботливое отношение к неслышащим воспитанникам. Активное и многоплановое развитие российской науки и просвещения XVIII в. послужило необходимой предпосылкой и основой становления философско-педагогической мысли, и, в частности, всего, что касалось обучения и воспитания людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности. К этому относятся первые попытки теоретико-философского рассмотрения некоторых проблем глухонемоты и возможностей ее компенсации.
Определенный вклад в теоретическое осмысление путей и способов обучения и воспитания неслышащих внес основоположник русской революционно-демократической мысли, писатель Александр Николаевич Радищев (1749—1802).
Его философские взгляды формировались на основе передовых идей естествознания и научных достижений М.В.Ломоносова. В философском трактате «О человеке, о его смертности и бессмертии» А.Н.Радищев высказал оригинальные взгляды на природу в целом и на процессы психофизического развития человека в частности. А.Н.Радищев подробно останавливался на методах обучения глухих, раскрывая при этом зависимость общего развития человека от состояния слуха и речи как орудий познания и общения».
Обосновывая положение о возможности мыслить на основе любой формы речи, в том числе и на основе жестов и пантомимы, А.Н.Радищев утверждал, что глухонемых и даже слепоглухонемых можно развивать на базе того «природного» средства общения, которое этим детям доступно. Вместе с тем он вполне справедливо отмечал, что словесная речь является важнейшим полноценным средством интеллектуального развития и поэтому необходимо как можно раньше начинать их обучение устной речи, чтению и письму, опираясь на сохранные органы чувств.
Призрение слабоумных по-прежнему обеспечивали монастыри, которые сыграли определенную роль в формировании гуманистических настроений в обществе, но не изменили фактического положения этих детей. Только в царствование Екатерины II, издавшей в 1775 г. «Указ об учреждении Приказов общественного призрения», в России появились учреждения для душевнобольных и других лиц, нуждавшихся в специальном содержании. Приюты, сиротские и воспитательные дома, госпитали и больницы, участие монастырей в воспитании - все это составляло в эпоху Просвещения своеобразную российскую систему бытового содержания и воспитания людей с отклонениями в развитии.
Лекция №6. Становление специальной педагогики в европейских странах и США (XXI в. -первая половина XX в.)
Развитие специальной педагогики в XIX столетии характеризовалось бурным развитием различных научных отраслей, опиравшихся на классическую науку – естествознание, медицину, психологию, педагогику. Большое значение для научных обоснований психологии, педагогики и специальной педагогики имело значительное развитие физиологии.Эпоху в становлении физиологии и психологии XIX в. составили труды величайшего русского ученого И.М.Сеченова. Исследования И.М.Сеченова и И.П.Павлова сделали возможными научные изыскания в области психоневрологии и специальной психологии детей с умственной отсталостью и с другими нарушениями.В большинстве стран Западной Европы реформы в сфере просвещения привели к созданию общенациональных систем образования, к ослаблению влияния церкви на школу, к повышению образовательного уровня учащихся. Однако программы демократизации школы к концу XIX в. все еще во многом остались нереализованными; значительная часть населения по-прежнему не получала даже элементарного образования.
Важное социально-педагогическое значение имело открытие в западноевропейских странах, США и России специальных учреждений для различных категорий детей с особыми образовательными потребностями — глухонемых и слепых, для детей с нарушением интеллекта и нарушениями опорно-двигательного аппарата. Именно в недрах этих учреждений накапливался, анализировался и обобщался педагогический опыт, впоследствии составивший научные основания специальной педагогики. Возникновение этих учреждений ознаменовало начало нового этапа в развитии общественной помощи и воспитания детей-инвалидов. Оно было подготовлено всей практикой индивидуального обучения глухонемых и слепых и воспитания умственно отсталых детей в медицинских и педагогических учреждениях. Однако в отличие от общеобразовательных учебных заведений специальные учреждения существовали вне государственной системы, оставаясь в ведении частной инициативы и общественной благотворительности. Это, безусловно, сдерживало рост числа специальных учреждений, но не останавливало их открытие в разных странах мира. Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии в условиях специальных учреждений требовало своего научно-теоретического обоснования. Необходимо было определить цели и задачи специальных школ, училищ, лечебно-педагогических и иных учреждений, выявить возможности интеллектуального развития детей и подростков этого контингента в условиях специального обучения, разработать принципы дифференциации сенсорных и интеллектуальных нарушений. Возникла также потребность в определении содержания обучения глухих, слепых, умственно отсталых, в разработке учебных планов, программ, создании учебников, учебных пособий, обосновании принципов самой организации учебно-воспитательного процесса. Более остро, чем в условиях индивидуального обучения, встали вопросы о формировании способов общения неслышащих, о методах их обучения словесной речи и основам научных знаний, о выборе оптимальной системы письма для слепых, о подготовке глухонемых, слепых и умственно отсталых к доступным для них видам трудовой деятельности и многие другие. Все более настоятельно заявляла о себе необходимость обобщения приобретенного педагогического опыта в сфере обучения детей с проблемами в развитии. Накопление научных и практических знаний в области детской физиологии и патофизиологии, педиатрии, психологии, селективное отношение общеобразовательных учреждений к детям с отклонениями в развитии предопределили выделение в середине XIX в. самостоятельного научного направления в педагогике — специальной педагогики.
Для неслышащих детей создавались преимущественно заведения закрытого типа (институты), хотя уже в начале XIX в. неоднократно выдвигалась идея о целесообразности обучения глухонемых совместно со слышащими. Сроки обучения в разных училищах (школах) для глухонемых устанавливались от 6 до 10 лет, что обусловливалось не педагогическими причинами, а сугубо материальными возможностями. Учебные заведения для глухонемых, как правило, осуществляли не только общеобразовательную, но и профессионально-ремесленную подготовку воспитанников.
Изучение всех учебных предметов в училищах для глухонемых со второй половины XIX в. было подчинено формированию устной речи. Учебные программы не являлись обязательными, что давало учителям полную свободу в реализации своих педагогических идей. В XVIII в. в школах Франции, Германии, Англии изучался не только родной язык, но и греческий (или латинский). С середины 30-х гг. XIX в. вместо древних языков стали изучаться языки соседних государств; во второй половине XIX в. обучение иностранным языкам было изъято из учебного курса, но во всех случаях на усвоение родного языка отводился наибольший объем учебного времени. Из других дисциплин выделялись закон божий, арифметика, история родной страны, география, природоведение. В западноевропейских странах и в США эпоха Нового времени была ознаменована разработкой различных методических систем обучения глухонемых словесной и устной речи: «венский метод», «интуитивный метод» (Франция), «устный метод» и «чистый устный метод» (Германия), «комбинированный метод» (США). Практика обучения и воспитания глухонемых на Североамериканском континенте возникла значительно позже, чем в Европе. Первая школа для неслышащих детей была основана в США только в 1817 г.
В странах Западной Европы систематическое обучение слепых началось с открытием в 1784 г. во Франции специального образовательного учреждения — Парижского национального института (училища) слепых. Подавляющее большинство учебных заведений для слепых детей имело благотворительный характер и субсидировалось общественными организациями и частными лицами. Задачи, содержание и методы обучения определялись самими учебными заведениями и зависели от тифлопедагогического опыта и специальных знаний их руководителей и учителей. Деятельность тифлопедагогов была направлена на разработку способов письма слепых, без чего невозможно было добиться овладения грамотой, счетом. Отсутствие связи между деятельностью даже ведущих учреждений привело к тому, что в мире в этот период существовало около 200 различных шрифтов слепых». Основная роль в педагогическом процессе отводилась устным методам, рассчитанным на слуховое восприятие. Широко использовалось осязательное восприятие слепых учащихся.
Луи Брайль (1809 — 1852) выдающийся французский учитель слепых вошел в историю мировой тифлопедагогики как с