1. Структура – форма деятельности или функционирования объекта, обеспечивающая единство связей и отношений внутри системы.
Организационная структура предприятия это:
· Фактор, влияющий на уровень управляемости и качество управления предприятием;
· Такая форма построения предприятия, которая превращает его в открытую и адаптивную систему.
2. К элементам организационной структуры можно отнести:
· сотрудники;
· рабочие места;
· функции, задачи, обязанности, полномочия, ответственность;
· процессы, коммуникации, связи и уровни.
Факторы, влияющие на вид и тип организационной структуры предприятия:
· вид деятельности, цели, задачи, стратегии развития предприятия;
· этап жизненного цикла развития предприятия;
· размер предприятия;
· уровень технико-технологического развития предприятия;
· стиль руководства и управления предприятием;
· внешняя среда и ее характеристики.
3. Характеристики организационной структуры предприятия:
· сложность;
· иерархичность;
· управляемость;
· централизация;
· формализация;
· координация;
· адаптивность;
· гибкость;
· эффективность.
4. Классификация организационных структур:
· бюрократические: линейные, функциональные, линейно-функциональные;
· органические: проектные, матричные, дивизиональные; программно-целевые, бригадные (командные), многомерные;
· смешанные.
5. Управление организационной структурой предприятия – комплекс управленческих мероприятий, направленных на формирование и развитие эффективной организационной структуры на каждом этапе жизненного цикла развития с учетом целей, стоящих перед предприятием и тенденций развития внешней и внутренней среды предприятия.
Оценка эффективности организационной структуры предприятия проводится по следующим показателям:
· финансово-экономические и производственные показатели;
· скорость обновления производства и производственных процессов;
· адаптивность и оперативность реагирования на изменения во внешней и во внутренней средах;
· надежность системы управления;
· норма управляемости;
· и др.
6. Реструктуризация предприятия - комплекс мероприятий, направленных на оптимизацию работы предприятия в соответствии с требованиями внешней среды и стратегией его развития.
Цели реструктуризации:
· устранение дисфункций в организационной системе и системе управления предприятием;
· выход из кризисного состояния;
· рационализация производственно-хозяйственной деятельности предприятия;
· повышение эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия;
· повышение конкурентоспособности и устойчивости развития предприятия.
По видам реструктуризация предприятия бывает: мягкая и жесткая; стратегическая, текущая оперативная; частичная, охватывающая все направления ПХД предприятия; направленная на реорганизацию, реструктуризацию, реинжиниринг.
Технология реструктуризации предприятия:
1. Получение информации о проблемной ситуации.
2. Диагностика, оценка и анализ состояния предприятия.
3. Разработка концепции, стратегии и методики.
4. Регламентация и документирование реструктуризации.
5. Вовлечение и мотивация, адаптация и обучение персонала предприятия.
6. Реинжиниринг процессов.
7. Мониторинг, оценка, контроль и анализ результатов реструктуризации.