Тема 12. СУЩНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ
12.1. Понятия процесса воспитания
Воспитание в педагогике рассматривают в нескольких аспектах:
• в социальном — передача накопленного опыта старших поколений младшим. Под опытом понимается духовное наследие человечества, которое создано в процессе его исторического развития, а именно: известные людям знания, умения, способы мышления, правовые, нравственные нормы и т.д.;
• в педагогическом — специальная деятельность, процесс целенаправленного формирования личности, предполагающий систему организованных средств влияния на воспитуемого.
Воспитание должно соответствовать требованиям общества. Если общество строит правовое демократическое государство, соответственно человека необходимо воспитывать в духе гражданственности, уважения к законам и нормам поведения. Важно формировать общечеловеческие ценности, при этом учитывая, что социальная среда действует как стихийно, так и целенаправленно.
Современное воспитание гуманистично, оно отражает социокультурное (выбор и осуществление образа жизни и поведения), индивидуальное (самостановление личности) и сопричастное (выбор ценностей) направления в развитии личности. Такое воспитание отличается технологичностью (строится на закономерностях человеческого восприятия и психического развития), эмоциональностью (формирует эмоциональный опыт), диалогичностью (создает собственный опыт, а не его передачу), ситуативностью (основное средство — воспитывающая ситуация), перспективностью (направлено на развивающуюся личность).
|
|
Итак, воспитание — это процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателя и воспитуемых в процессе реализации общих целей.
Рассмотрим составляющие компоненты этого определения.
Процесс целенаправленного формирования личности означает, что процесс может быть только тогда назван воспитанием, когда имеет цель.
Говоря о формировании личности, имеют в виду управление ее развитием, создание условий для осуществления этого процесса, организацию воспитательной деятельности, но не принуждение или воздействие. Формирование предполагает два взаимосвязанных процесса: педагогическое действие и ответную деятельность воспитанника.
Специально организованная воспитательная система. Почему мы говорим о системе? Потому что невозможно использовать в процессе практической деятельности какой-либо один метод, способ или прием. Эффективный результат можно получить только в том случае, если они реализуются во взаимосвязи, дополняя и совершенствуя друг друга.
|
|
Взаимодействие воспитателя и воспитуемых — процесс воспитания подразумевает обязательную обратную связь, в противном случае нельзя говорить о результатах деятельности педагога.
Процесс воспитания отождествляется с воспитательным процессом. Что же происходит в ходе воспитания? При взаимодействии воспитанник приобретает определенный опыт, передачу которого необходимо организовать. Одна из задач воспитателя — найти способ, чтобы воспитуемого включить в деятельность, где он может повторить увиденное, интериоризировать его и воспроизвести как собственную деятельность. Данный подход в теории воспитания называют личностно-деятельностным. Суть его в том, что человек выбирает из всего социального опыта то, что ему ближе по природе, более интересно.
Основными содержательными компонентами личност-но-деятельностного подхода являются:
• общение как основа многообразных межличностных
отношений;
• руководство развитием личности в процессе деятель-
\ ности;
( • развитие и социализация личности.
I В гуманистической педагогике воспитание — процесс
• эффективного сотрудничества между воспитателями и вос-
л питанниками, который должен привести к заданной цели.
;•, Цель — это идеальное предвосхищение результата, на дос-
f тижение которого направлена деятельность человека. Цель
конкретизируется в задачах.
При определении идеалов воспитания опираются на иде-
* ал человека, приспособленного к новым реалиям, новому
s. обществу. Целям подчиняется все: содержание, формы, ме-
| тоды воспитания. Понимание цели воспитания дает возмож-
г ность подбирать технологии для ее осуществления. Цель —
I воспитания всесторонне гармонично развитой личности зак
реплена в Законе РФ «Об образовании». Эта цель:
' S определяет содержание воспитательного процесса;
; S обусловливает воспитательный результат;
;ч ^ служит критерием деятельности педагога;
'.' S полностью определяет систему воспитания.
5 Выделяют общие цели воспитания (направлены на всех
: людей) и индивидуальные (для отдельного человека).
В процессе постановки цели важную роль играет психолого-педагогическая диагностика не только как отдельная - деятельность, но и как компонент учебно-воспитательного I процесса. Необходимо знать различные методики изучения I личности и уметь конструировать из них программы изуче-',' ния личности и коллектива.
| Цель воспитания всегда одна в пределах одной воспита- I тельной системы, а задач, определенных целью, может | быть много (общих и конкретных). Цели воспитания опре-rf деляются. потребностями развития общества и зависят от г чомпов социального и технического прогресса, возможнос-' тей общества, взрослых и детей.